Римма Шарафеева
Конспект занятия «Тёмная комната»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Тёмная комната»
Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве. Развитие способности устанавливать причинно – следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Задачи:
1. Уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ;
2. Развивать мыслительные операции; создать условия для расширения представлений детей о значимости воздуха в жизни человека, развивать экологическое сознание.
Публикация «Конспект занятия „Тёмная комната“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
3. Стимулировать познавательную активность и любознательность детей.
Демонстрационный материал и оборудование: Веер, пустая бутылочка с узким горлышком, таз с водой, два стакана (один с чистой водой, другой – с газированной, небольшие кусочки пластилина, металлические предметы (монета, ключ, гайка); пластмассовые (3 шт,деревянные (кубик и др.); воздушные шары; игрушечный Кот, рисунки, обозначающие свойства воздуха; полиэтиленовый пакет ; трубочки и пластмассовые стаканчики по количеству детей; шампунь для игры с мыльными пузырями.
Словарная работа: лаборатория, газ, энциклопедия, жидкость, упругий.
Индивидуальная работа: помочь самостоятельно анализировать, делать выводы после проведения опытов.
Предварительная работа: занимательные опыты и эксперименты, чтение научно – познавательной литературы, наблюдения и беседы об окружающем мире.
Методические приемы: словесные (вступительное слово воспитателя, беседа о воздухе, объяснение опытов, анализ, сравнение, активизация словарных слов); наглядные демонстрации экспериментов, наблюдение за опытами, графическое обозначение свойств воздуха) ; практические (игровые –мыльные пузыри, воздушные шары; самостоятельный поиск в исследованиях).
Структура занятия :
1. Организационный момент со вступительным словом, обыгрывание ролевой игрушки – кота Ученого.
2. Вводная часть : беседа о воздухе.
3. Основная часть: экспериментальная деятельность в лаборатории.
4. Закрепление.
5. Подведение итогов.
6. Сюрпризный момент.
Проблемные ситуации:
• Докажите, что без растений человек не смог бы жить на планете. (Значение растений в жизни человека)
• Как можно почувствовать воздух? (Веер, ветер)
• Что надо сделать, чтобы увидеть воздух в бутылочке, используя при этом тазик с водой? (дети предлагают опустить бутылочку в воду, чтобы из нее выходил воздух в виде пузырьков)
• Почему пузырьки можно назвать «спасателями»? ( Дети рассуждают: воздух легкий, он легче воды, всегда всплывает, и даже выталкивает с собой небольшой груз, например: пластилин).
• Воздух легче воды, где же используют это свойство воздуха? ( Анализ детей с помощью взрослого: круг для плаванья наполняют воздухом, потому что газ легче жидкости, а значит, будет поддерживать круг, а с ним и человека на поверхности воды)
• Когда вы открываете закрученный надутый пакет, тот перестает быть упругим. Почему это происходит? ( Ответ: Когда пакет был упругим, там был воздух). Где используют упругость с помощью воздуха? ( Ответы детей: велосипедная шина накачивается воздухом, и именно он делает ее упругой)
• Почему воздух мы не видим? ( Ответ: воздух прозрачный, невидимый газ). Докажите (анализ экспериментов)
• Как можно увидеть воздух, который находится внутри нас? ( Ответ детей : Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду)
Ход занятия:
Вокруг нас очень много всего интересного. В энциклопедиях мы узнаем что- то новое; например, о космосе, о динозаврах, или о подводном мире.
А как можно узнать то, что не известно? (Повести исследование)
-Скажите, ребята, как называют людей, которые делают интересные открытия, изобретают новые предметы, проводят исследования и опыты? (Ученые, исследователи)
-Сегодня мы отправимся в Тайную комнату ученых, где они проводят свои эксперименты. А называется она – лаборатория. И приглашает нас туда сам Ученый Кот.
Воспитатель вносит мягкую игрушку Кота.
Кот: Чтоб в лабораторию попасть, надо очень много знать!
- Вы хотите узнать много нового и интересного, и побывать в лаборатории Ученого Кота? (Ответ детей) Тогда покажите свои знания.
Проводится беседа о воздухе.
-Сегодня мы будем говорить о воздухе.
-Что такое воздух? (Дети высказывают свои предположения)
Воздух – это невидимка, он прозрачный, невидимый, легкий. Он находится везде. Воздух необходим человеку и животным. Без него они погибнут.
- Докажите, что без растений человек не смог бы жить на планете.
Если воздух грязный, то и человек может заболеть. Чтобы быть здоровым, необходимо дышать чистым и свежим воздухом, проветривать помещения, сажать растения в комнате и на улице, гулять в парке, в лесу, где много деревьев и воздух чистый, а вблизи дороги воздух загрязнен выхлопными газами машин. Человек должен охранять природу, соблюдать чистоту, не загрязнять воздух, чтобы самому не погибнуть.
Большое значение растений в очищении воздуха. Необходимо бережно к ним относится.
Кот: Вы показали прекрасные знания, и теперь я приглашаю вас в свою комнату, где происходят чудеса и открываются тайны.
- Ребята, в лаборатории Ученого Кота надо вести себя правильно : не шалить, без спросу ничего н трогать и стараться запомнить все, что там будет происходить.
Дети встают со стульчиков и проходят в лабораторию. Ученый Кот садится на видное место.
-Итак, воздух находится везде. А как в этом убедится?
1 – й эксперимент:
Детям предлагается помахать веером около лица, чтобы почувствовать движение воздуха.
- что вы почувствовали? ( Ответы детей : Воздух, ветерок, прохладу).
-Какой отсюда можно сделать вывод? Когда мы можем чувствовать воздух? ( Ответы детей: обмахиваясь в жару веером, когда дует ветер).
По ходу экспериментов, выставлять карточки со схематичным изображением свойств воздуха.
2-й эксперимент:
- А в этой бутылочке что- то есть или она пустая? (Рассматривают пластиковую бутылку) ( Дети догадываются : В ней – воздух)
- Что надо сделать, чтобы увидеть этот воздух, используя при этом тазик с водой? (Дети предлагают опустить пустую бутылочку в воду, чтобы из нее выходил воздух в виде пузырьков).
- Докажите, что воздух, то есть газ, легче воды (жидкости). (Дети рассуждают, что если пузырьки поднимаются в воде все время с низу вверх, значит они легче воды).
3-й эксперимент:
«Пузырьки-спасатели»
-Сейчас я вам загадаю загадку. На следующем столе происходит странная вещь. Один и тот же предмет – пластилин то плавает, то тонет.
Проводится опыт «Пластилин в газировке». На три четверти наполнить стакан газированной водой и сразу же бросить туда пять маленьких кусочков пластилина (все сразу). Кусочки должны быть величиной с рисовые зернышки. Подождать немного и понаблюдать, как кусочки пластилина начнут всплывать. Объясните полученные результаты. ( Самостоятельные рассуждения детей : пузырьки воздуха прилипают к пластилину и делают его легче, поэтому он всплывает.)
- Проделайте тоже самое. (Детям предлагается провести самостоятельное исследование)
-Почему пузырьки можно назвать «спасателями»? (Ответ6 воздух легкий, он легче воды, всегда всплывает, и даже выталкивает с собой небольшой груз, пластилин).
- Где же используют это свойство воздуха? ( Ответ детей с помощью взрослого : круг для плаванья наполняют воздухом, потому что газ легче жидкости, а значит, будет поддерживать круг, а с ним и человека на поверхности воды).
4-й эксперимент:
«Что в пакете?»
Рассмотрите вместе с детьми пустой полиэтиленовый пакет.
-Что находится в пакете? ( Ответ: ничего).
Отвернувшись от детей, набрать в пакет воздух и закрутить открытый конец так, чтоб пакет стал упругим. Почему это произошло? ( Ответ: Когда пакет был упругим, там был воздух).
Почему мы его не видим? ( Ответ: воздух прозрачный, невидимый).
- Где используют упругость с помощью воздуха? ( Ответы детей: велосипедная шина накачивается воздухом, и именно он делает ее упругой.)
5 – й эксперимент:
- Подойдите к первому столу, где все готово для проведения игры «Тонет – не тонет». Вам уже знакома эта игра, и вы без труда определите, какие предметы будут плавать, а какие утонут.
Проводится опыт «тонет- не тонет». Дети опускают поочередно разные предметы из различного материала.
- Объясните, почему часть из предметов утонула, а часть находится на поверхности? ( Ответы детей : одни из них тяжелые, другие легкие.)
- В каких предметах воздушных частичек больше, металлических или деревянных? (Проводить детей к самостоятельному анализу).
- Докажите свой ответ. (Воздух легче воды, поэтому деревянные предметы не тонут,в них больше частиц воздуха, чем в металлических предметах.)
6-й эксперимент:
Игры с соломинкой.
Цель: обнаружить воздух внутри человека.
Рассмотрите вместе с детьми трубочки.
- Для чего нужны отверстия? ( Ответ детей: через них что-нибудь вдувают и выдувают)
- Подуйте через трубочку, подставив ладошку под струю воздуха.
-Что вы почувствовали, откуда появился ветерок? ( Ответ: выдохнули воздух, который перед этим вдохнули).
- Как можно увидеть воздух, который находится внутри нас? ( Ответ детей: Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду. На поверхности воды появляются пузырьки, которые потом исчезают. Это из нас выходит воздух; он легкий, поднимается через водичку; когда весь выйдет, то пузырьки тоже перестанут выходить.)
- А знаете ли вы, что с воздухом можно поиграть? Пройдите в раздевалку, там вас ждет сюрприз – воздушные шары, они наполнены воздухом.
-Игры с воздушными шарами и мыльными пузырями доказывают, что воздух легкий. Шарики легко подпрыгивают вверх, а мыльные пузыри можно перемещать даже просто дыханием. (Дети играют с шарами и мыльными пузырями).
Итак, наши исследования на сегодня заканчиваются. Свою лабораторию Кот закрывает.
-Почему Кот называет свою лабораторию Тайная комната?
-какие тайны вы сегодня раскрыли о воздухе, о его значении для человека и всех живых существ?
- Пользуясь схемами, назовите свойства воздуха.
-Что вам понравилось больше всего? Почему?
- чем еще бы хотели узнать в следующий раз, когда Кот Ученый снова пригласит нас с свою лабораторию? (Игрушка Кот прощается с детьми до новых встреч.)