Завалина Маргарита
Конспект занятия старшая группе 5–6 лет «Дружат люди всей страной»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дружат люди всей Страной».
Цель: Ознакомление детей с особенностями татарской национальной культуры.
Задачи:
1. Формировать у детей чувство гордости за Родину;
2. Поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих.
3. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов.
4. Поспособствовать формированию у детей интереса к народам России;
5. познакомить с особенностями разных народных культур, познакомить детей с народным фольклором, народными играми;
6. воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям;
Публикация «Конспект занятия старшая группе 5–6 лет „Дружат люди всей страной“» размещена в разделах
7. приобщать к истокам народной культуры, развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Методические приё мы:
Игровой – игры: скачки на лошадях, состязание борцов, бег с ведрами с водой, «Кто быстрее скрутит ленточку», “Тюбетейка’ физкультминутка.
Наглядный – Сюжетные картинки «Национальные татарские костюмы», карта России, «Герб и флаг Татарстана», наблюдение
Словесный – вопросы воспитателя, ответы детей.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах и куклы, одетые в национальные костюмы, иллюстрации или предметы национальных промыслов народов России, раскраска ”Национальный костюм”.
Предварительная работа: прослушивание татарских песен, чтение сказок, итоговое мероприятие, беседа
Ход ООД:
Дорогие ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте мы поздороваемся и поприветствуем наших гостей с помощью ручек.
Пальчиковая гимнастика: «Приветствие»
Здравствуй, солнце золотое (растопырить пальчики в разные стороны)
Здравствуй, небо голубое (поднять руки вверх)
Здравствуй, свежий ветерок (покачать поднятыми руками)
Здравствуй, милый мой дружок (соединить пальчики над головой, округлив руки) .
Мы живем в родной стране (развести руки в разные стороны) .
Где верны друзьям все. (обнять себя руками)
Как вы думаете, что такое Родина? Как называется наша Родина, наша страна?
– Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с тобой россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.
Воспитатель – А народов этих очень много. Русские, удмурты, башкиры.
Татары – живут в средней полосе, России, чукчи, ненцы – на севере осетины, ингуши – на юге страны.
Ребята, как называется город в котором мы живем? (Глазов)Республика (Удмуртия) Страна (Россия)
Какая наша страна? (большая, красивая, богатая, с красивой природой). Кто живет в нашей стране? (люди) Они какие? Отличаются они друг от друга? Чем? (внешностью, религией, национальностью)
Да, в нашей стране живут разные народы. Вы знаете какие (русские, татары, удмурты, марийцы, башкиры, чуваши, узбеки, таджики, и др.)
Ребята, у нас очень большая страна, поэтому живут в ней разные народы. У каждого народа есть свой язык, традиции, обычаи, муз. инструменты, танцы, национальные блюда, устное народное творчество, национальные одежды, праздники. Но не нужно забывать, праздники бывают разные: международные; религиозные; народные и семейные.
Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Как ты думаешь, что такое народные традиции?
(Традиции – это то, что передаётся из поколения в поколение)
Что может передаваться? (народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.)
Например, какие вы знаете русские народные праздники
(это масленица, рождество, пасха и др.)
Сюрпризный момент Молодцы, а теперь попробуем угадать здесь кто нас встречает. Здесь нас встречает «курчак» в переводе кукла. Пришли в гости Ляйсен и Азат. У них красивые татарские имена. И по национальности они татары. Давайте поздороваемся с ними на татарском. Кто знает, как здравствуйте, на татарском? (Исянмесес).
Мы в республике Татарстан. Главный город Казань. Татары разговаривают на татарском языке. Рассмотрим национальные татарские костюмы. Что особенного в национальном татарском костюме? Посмотрите, здесь изображены девушки и юноши в татарских национальных костюмах. Любимыми цветами является зеленый, красный, синий, белый. Платье у женщин было неизменно широким, внизу-оборки. Поверх платья одевали жилет- камзол или фартук, сапоги- ичеги. На голове калфак. Все расшито орнаментом. Преобладает растительный орнамент: цветы,тюльпаны, листья,веточки.
Мужской костюм состоит из рубахи, поверх одевается камзол, шаравары, сапоги- ичеги. Головным убором мужчины является тюбетейка, одевается на макушку головы. Посмотрите как красиво она украшена, расшита золотым бисером, бусинами.
Чем занимается татарский народ в городах и селах?
В Татарстане проживают трудолюбивые люди, умеющие дружить и веселиться. В городах издавна мастера делают глиняную посуду, игрушки и другие нужные вещи для дома. Выращивают овощи, разводят овец и лошадей.)
- Но татарский народ не только умеет трудиться, но и весело отдыхать. У татарского народа есть традиция отмечать веселый праздник Сабантуй. «Сабан» - это плуг, «туй» - праздник. Этот праздник проводили после завершения весеннего сева. Это обрядовый, люди просили природу, чтобы она им принесла богатый урожай. Сопровождался праздник песнями, плясками, играми, состязаниями. Для проведения праздника выбирали большую поляну, на которую съезжались жители с близлежащих селений. В центре поляны устанавливали большой шест, верхушку которого украшали яркие лоскуты ткани и после этого объявляли о начале соревнований. (Показ иллюстраций.)
- Как празднует этот праздник татарский народ, какие игры, соревнования проводятся на празднике, вы узнаете, послушав стихотворение «Здравствуй, праздник Сабантуй».
Какие игры, состязания проводились на празднике? (Скачки на лошадях, состязание борцов, бег с ведрами с водой, бег в мешках, перетягивание каната. Показ иллюстраций.) Все участники награждались призами.
- Ну, а вы, дети, не хотите поиграть, свою удаль показать. (Игра «Кто быстрее скрутит ленточку».)
Дети, наше путешествие по республике подошло к концу. В какой республике мы с вами побывали? Какой народ проживает в Татарстане? (Татары.)
А сейчас я хочу попросить вас подойти к столу и сделать вместе «Хоровод Дружбы».
-У каких народов России мы побывали?
И в заключении, мне хочется прочитать строки из стихотворения.
«Если дружба велика – будет Родина крепка».
Как повезло тебе и мне
Мы родились в такой стране.
Где люди все – одна семья
Куда ни глянь – кругом друзья.
- Хочется, чтобы все народы жили в дружбе, мире, согласии.
Родина огромна и прекрасна, и у каждого она одна, как мама, Родиной надо гордиться, любить ее глубоко и нежно, заботиться о ней.
У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.
Заключительная часть:
-Ребята, что нового вы узнали на занятии?
-Какие новые слова узнали?
-Как называется любимый татарами праздник? (Сабантуй)
-Кто скажет, как называются татарские головные уборы? Калфак и тюбетейка.
-Ребята куклам понравилось у нас на занятии, но им нужно собираться домой. Давайте скажем им до свидания, на татарском. (Саубулыгыз)
Ребята вы все хорошо поработали на занятии, куклы говорят вам спасибо и прощаются. И они вам оставляют маленький подарок. (раскраска)