Марина Лобастова
Конспект занятия «Слоговой состав слова»
1. Понятие о слоге, значение словообразующей функции гласного звука.
- Как же узнать, сколько слогов в слове? (Ответы детей.)
- Можно отхлопать слоги. Также помогут определить количество слогов в слове гласные звуки. В каждом слоге должен быть гласный звук.
- Запомните правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. (Повторение правила.)
Публикация «Конспект занятия „Слоговой состав слова“» размещена в разделах
- А сейчас убедимся, что это так. Какой гласный звук есть в слове «дом»? (В слове «дом» гласный звук «о».) Значит, сколько слогов в слове «дом»? (В слове «дом» один слог.) А теперь хлопните в ладоши столько раз, сколько слогов в слове «дома». (До - ма.) Сколько раз вы хлопнули? (2 раза.) Какие гласные звуки в слове «дома»? (В слове «дома» гласные звуки «о» и «а».) А сейчас тыльную сторону ладошки положите под подбородок и произнесите слово «дом». Вы почувствовали, как опускается подбородок, когда произносите звук «о»? Произнесите слово «дома» по слогам. Сколько раз широко открывался рот и опускался подбородок? (2 раза.) Рот открывается широко тогда, когда произносятся гласные звуки. Так сколько слогов в слове «дом»? (В слове дом» один слог.) Почему вы так считаете? (В слове «дом» одна гласная «о».) Сколько слогов в слове «дома»? Почему?
- Придумайте слова, которые состоят из одного слога. Назовите слова, в которых 2 слога. Поднимите столько пальчиков, сколько слогов в имени «Наташа».
Вывод. В слове может быть 1, 2, 3 слога, а в длинных словах ещё больше. А как узнать, сколько их? (Повторение правила.)
- Встаньте из-за стола. Сейчас мы будем шагать и произносить слова по слогам. Один шаг – это один слог. (Стол, шко-ла, по-душ-ка, ско-во-ро-да.)
2. Игры со слогами.
Задание: предлагаю вычеркнуть один слог, чтобы получилось новое слово.
Слова: бабочка, машина, дубок, песок, полено, радуга, задача, баранка,
дорога, молоток, осада, рыбак, чайка, лайка, майка, рамочка, столяр, погода, долото, гамак, домна, золото, клубок, цветок, лейка, полка, беседа, ветрянка, чемпион.
Задание: предлагаю составить и записать новые слова,
- взяв первый слог каждого слова:
флаги, конфета = флакон
лужа, паук =
крыжовник, шары =
заяц, конфета =
молоко, нерест, таракан =
баран, рана, банщик =
забор, бабушка, валенки =
маки, шило, насос =
- взяв последний слог каждого слова:
мебель, ружьё = ружьё
соломка, пора, мель =
лиса, бельмо, полёт =
- взяв ударный слог каждого слова:
корова, стрекоза = роза
собака, западня =
- взяв у первого слова первый слог, у второго слова – второй слог (1+2):
лупа + мина = луна
чайник + щука =
коза + конфета =
- 1+2+3:
Картон, пастила, бузина = картина
автор, лото, троллейбус =
урок, грачи, писатель =
кабан, труба, каблучок =
коза, перо, ворона =
- 2+1: лапа + паук =
- 2+2:
ухо + робот =
камыш +лодка =
- 1 +3: стакан + рубанок =
- 1 + целое слово: маки + шина =
- 2 + целое слово: рука + мыши =
- 1 + 1 + 2: дома + робот + нога =
- 1 + 2 +1: коса + шипы + топор =
- 2 + 1 + 1: мясо + рога + каша =
- 1 + 2 + 2: гиря + вата + нора =
- 1 + 2 + 3: кузнец + планета + мячик =
- 2 + 1 + 2: мотор + перо + вода =
- 2 + 2 + 2: рыба + гора + кабан =
- 2 + 2 + 3: самовар + воробей + розы =
- 1 + 3 + 2: пули + кочерга + шило =
- 2 + 1 + 3: корыто + банан + веники =
- 2 + 1 + 3: белка + ракета + одуванчик =
- 3 + 1 + 3: лягушка + лимон + картина =
- 1 + 4 + 1: краски + Буратино + ели =
3. «Музыкальные слова».
- Есть «музыкальные слова», в которых прячутся нотки: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Прослушайте внимательно слова и определите ноту, которая «спряталась» в них.
Данное задание предусматривает несколько уровней сложности:
- В самом лёгком варианте нота «спряталась» в начале слова: редакция, репетиция, сольфеджио, донор, ремень, лягушка, редиска, мизинец, рецепт, мимоза, мишура, факел.
- Во втором варианте нота «спряталась» в середине слова: пирамида, фанфара, алфавит, алюминий, ведомость, веретено, вермишель, версия, галерея, зарево, калякать, земляника, канцелярия, химия, олифа, поощрение, пошлина, разорение, семилетка, семинар, середина.
- В самом сложном варианте в каждом слове «спряталось» по две ноты: домик, чередование, фамилия, сирена, перемирие, переносица, домино, подосиновик, фасоль.
4. «Вороньи слова».
Задание. Услышав в слове «воронье - кар», нужно хлопнуть в ладоши
или поднять картинку с изображением вороны.
Слова: картошка, картонка, байдарка, картуз, крахмал, карниз, аквариум,
акварель, картина, карнавал, нектар, красота, пекарня, крапива, карман.
5. «Поставить по порядку».
Задание. Составить из слогов слова, обозначающие действия.
Ву – ра – зор (разорву,
ю – за – рас – тер (растерзаю,
не – раз – су (разнесу,
ки – ю – рас – да (раскидаю,
га – пу – ю – рас (распугаю).
Вопрос: какие действия совершает неаккуратный ребёнок?
6. «Добавить пропущенный слог: ча-ща, чу-щу, жи-ши».
Слова: кри (чу, мол (чу, сту (чу, (чу)жой, (щу)ка, и (щу, (чу)лан, пи (щу, мы (ши, лы (жи, (чу)лок, ту (ча, на (ча)ло,
Предложения.
Та (щу, та (щу, не дота (щу, боюсь, что выпу (щу).
В (жи)вом уголке (жи)ли у (жи) и е (жи).