Светлана Костюк
Конспект занятия «Секреты зимы»
▼ Скачать
Задачи:
1. Продолжать развивать интерес, наблюдательность у детей с помощью неживой природы, знакомить со свойствами снега и льда.
2. Обучать детей способам исследования окружающего мира на примере проведенных опытов с природным материалом.
3. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, познавательную активность, логическое мышление, речь.
Материалы и оборудование:
1. Волшебная палочка
2. Иллюстрации, изображающие явления неживой природы
3. Мультимедийная установка
4. Подносы для снега и льда
5. Палочки для опытов
6. Молоточки
7. Синяя и оранжевая картонки
Публикация «Конспект занятия „Секреты зимы“» размещена в разделах
Ход занятия
Воспитатель (показывает детям волшебную палочку) :
Дети, посмотрите, я принесла вам волшебную палочку. Хотите поиграть с этой волшебной палочкой и узнать много всего интересного о неживой природе?
Ответы детей
Воспитатель: Но сначала давайте вспомним, что такое – неживая природа?
Дети: вода, воздух, снег, камни, земля.
Воспитатель: А почему всё это называют неживая природа? Правильно, Эти явления и предметы не питаются, не растут, не умирают. В природе постоянно происходят изменения, которые называются явлениями природы. Давайте приведём примеры.
(дети предлагают свои варианты ответов, воспитатель подводит итоги: замерзает вода, тает лед, сверкает молния, гремит гром, волнуется море и т. д.)
Воспитатель во время беседы предлагает детям рассмотреть иллюстрации, изображающие некоторые явления неживой природы и повторяет обобщающее понятие – явления неживой природы.
Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года?
Дети: Зима
Воспитатель: Правильно, наступила зима. Я предлагаю вам посмотреть фильм.
(включается мультимедийная презентация о явлениях неживой природы, по ходу просмотра воспитатель комментирует фильм)
Воспитатель: Солнце в небе поднимается совсем невысоко, дни стоят короткие. Поэтому земля получает мало тепла. Снег укрыл землю, ветки деревьев, крыши домов. Реки и озера скованны льдом. Замерзла почва. Ребята, давайте сравним снег и лед. Для этого нам нужно взмахнуть волшебной палочкой. Чем же похожи и чем отличаются снег и лед? Посмотрите, у меня на одном подносе снег, а на другом – лед. Возьмите в руки волшебные палочки и попробуйте проткнуть снег и лед.
(дети проводят опыт)
Воспитатель: Что вы обнаружили?
Дети: Снег можно проткнуть палочкой, а лед нельзя, не получается. Лед жесткий.
Воспитатель: Правильно, снег рыхлый, а лед – твердый. А теперь стукните молоточком сначала по снегу, а потом по льду.
(дети проводят опыт)
Воспитатель: Что вы можете сказать, какой сделать вывод?
Дети: Снег мягкий и молоточек проваливается. Лед можно расколоть.
Воспитатель: Верно, лед хрупкий и колется.
Физкультминутка
Воспитатель: Дети, встаньте все в кружок. Отгадайте мои загадки:
Вился, вился белый рой, сел на землю – стал горой. (снег)
В огне не горит и в воде не тонет. (лёд)
А сейчас поиграем. Я буду говорить слова, а вы повторяйте за мной движения.
Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)
Воспитатель: Дети, а сейчас еще одно волшебство. Посмотрите, я на оранжевую картонку положу снег, а на синюю картонку – лед. (Взмахивает палочкой). Что вы наблюдаете?
Дети: Под снегом не видно, какого цвета картонка, он не просвечивает. А через лед видно, что картонка синяя.
Воспитатель: Какой же вывод можно сделать?
Дети: Снег – не прозрачный, а лед – прозрачный.
Воспитатель: А сейчас положите на одну ладошку немного снега, а на другую – кусочек льда. Что вы чувствуете?
Дети: И снег, и лед холодный.
Воспитатель: А что быстрее тает на ваших ладошках? Снег или лед?
Дети: Снег тает быстрее, чем лед.
Воспитатель: Вот сколько интересного мы сегодня с вами узнали! Итак, давайте вспомним и еще раз расскажем, чем похожи снег и лед?
Дети: И снег, и лед холодные.
Воспитатель: А чем отличаются?
Дети: снег рыхлый, легкий, мягкий, а лед жесткий, хрупкий, его можно расколоть. Еще снег не прозрачный, а лед – прозрачный.
Воспитатель: Дети, вы сегодня были очень внимательные и любознательные. Молодцы!