Мизгулина Татьяна Александровна
Конспект занятия «Секреты шоколада» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Секреты шоколада»
Цель: Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- расширить и обобщить знания детей о шоколаде, его свойствах;
- упражнять в чтении схем и приемов приготовления жидкого шоколада;
- познакомить детей с новой профессией – шоколадье.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, познавательную активность;
Публикация «Конспект занятия „Секреты шоколада“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Шоколад, День шоколада
- Шоколад. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
- стремление к поисково – познавательной деятельности в моделируемых ситуациях, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
- развивать связную речь, формировать навыки словообразования.
Воспитательные:
- воспитывать партнерские отношения;
- формировать навыки взаимопомощи; воспитывать чувства удовлетворенности, радости от проделанных открытий.
Виды детской деятельности на занятии :
Игровая.
Коммуникативная.
Познавательно – исследовательская.
Продуктивная.
Двигательная.
Активизация словаря:
какао, какао боб, какао дерево, жмых, шоколадье.
Методические приемы и методы:
введение в игровую ситуацию, пояснение;
словесный, наглядно - иллюстративный, игровой, практический.
Предварительная работа:
знакомство с историей возникновения шоколада, коллекционирование оберток от шоколада, дидактические игры.
Ход занятия:
Части занятия Содержание
1. Водная часть.
Воспитатель: Ребята, нам в группу пришло необычное письмо, видеописьмо от детей младшей группы. Предлагаю его посмотреть.
«Здравствуйте ребята! Скоро новый год, дети получат много сладких подарков. Наши ребята очень любят шоколад и хотят у вас спросить (дети по очереди задают вопросы) :
- Где растет шоколад?
- Почему от шоколада пачкаются руки?
- Шоколад – это вредно или полезно?»
Воспитатель: Можно ли помочь малышам?
2. Основная часть.
Проводится беседа «Как помочь малышам».
По итогам беседы создается план:
1. Рассказать малышам, где и как растет шоколад;
2. Исследовать свойства шоколада : Почему от шоколада пачкаются руки?
3. Выяснить, шоколад- вредный или полезный продукт.
Воспитатель помогает детям выяснить, что они уже знают, чтобы помочь детям, а также вспомнить источники информации для получения новых знаний. Создается графический план занятия : педагог вместе с детьми определяет, как можно изобразить символьным рисунком каждый из пунктов план (воспитатель использует пиктограммы)
Воспитатель: Я думаю, что все дети и взрослые любят шоколад. Что вы знаете о шоколаде? (Дета рассуждают)
Воспитатель: Как вы думаете, в нашей стране растут шоколадные деревья?
Где по - вашему, может расти шоколад? (Ответы детей)
Воспитатель: Родина шоколадного дерева тропическая Америка, острова Мексиканского залива. Мы ее увидим, если отправимся в виртуальное путешествие.
Музыкальная физминутка «Полет на самолете»
Воспитатель: Вот и острова Мексиканского залива, именно здесь растут деревья какао (на экране слайд 1)
Экскурсию по острову проведет моя помощница Катя В.
Ребенок рассказывает:
шоколад получается из плодов дерева, которое называется дерево какао. Дерево какао выглядит вот так (слайд 2).
На этом дереве растут большие плоды, которые называются – плоды какао. Плоды какао похожи на лимоны, а внутри у плодов есть семечки – какао-бобы (слайд 3).
Когда плоды созревают, их отрезают от дерева (слайд 4).
Плоды отчищают от кожуры и достают бобы какао. Затем сушат и склады-вают в мешки (слайд 5).
Вот в таких мешках в нашу страну, на фабрики, попадает какао бобы (слайд 6).
На фабриках высушенные какао – бобы обжаривают, они приобретают вкус и аромат (слайд 7).
Затем их дробят, размалываются в порошок (слайд 8).
После этого отправляют в специальные машины, которые называются «пресс» (слайд 9).
В них отжимают масло. Отжатое масло пойдет на изготовление шоколадных плиток (слайд 10).
А то, что осталось (жмых) размельчают на фабрике в мелкий коричневый порошок под названием «какао» (слайд 11).
А шоколад делают так : в какао – масло наливают молоко или сливки, сыплют какао – порошок, сахар, ваниль, орехи, изюм (в зависимости от сорта шоколада) и все перемешивают. Тесто разливают в формы и охлаждают, так получаются аппетитно пахнущие плитки (слайд 12).
Воспитатель: Ребята, на какой вопрос мы нашли ответ?
(ребенок убирает первую пиктограмму)
Продолжаем искать ответы на вопросы. На какой следующий вопрос мы должны ответить?
Дети: Почему от шоколада пачкаются руки?
Воспитатель: Правильно, но чтобы это узнать – нам нужно провести исследования. А для этого предлагаю отправиться в лабораторию.
Физминутка
Опыт №1.
Перед вами два вида шоколада. Рассмотрите их внимательно и расскажите, чем они отличаются. (Рассуждения детей)
- У нас кусочки воздушного шоколада и черного шоколада. А теперь возьмите кусочек шоколада и разломите его на части. Скажите, у вас получилось разломить шоколад? Так каким же свойством обладает шоколад?
Вывод: Шоколад твердый, имеет свойство ломаться, он – хрупкий (выставляется пиктограмма)
Опыт №2.
Возьмите кусочек воздушного шоколада и попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет шоколад? (Вкусный, сладкий).
- А теперь черный шоколад, какой на вкус? (горький, горьковато-сладкий).
- Шоколад одинаковый по вкусу или отличается друг от друга?
- Ребята, а как вы думаете, почему у шоколада разный вкус? (Рассуждения детей)
Вывод: Чем больше в шоколаде какао - порошка, тем он более горький на вкус (пиктограмма)
Опыт №3.
Возьмите кусочек темного шоколада и положите в стакан с водой. Что произошло с шоколадом? (Шоколад утонул).
- А теперь положите кусочек от воздушного шоколада. Что произошло с шоколадом? (Шоколад всплыл на поверхность).
- Как вы думаете, почему один кусочек всплыл, а другой нет. (Ответы детей)
- Это произошло потому, ребята, что в этом шоколаде (Педагог показывает воздушный шоколад) имеется воздух, который при контакте с воды – поднимается вверх и не тонет. Так какое же еще имеет свойство шоколад?
Вывод: Он может тонуть, если он плотный в нем нет воздуха, и может пла-вать, если в нем имеется воздух (пиктограмма)
Опыт №4.
Что будет с шоколадом, если его нагреть.
- Так что же произошло с шоколадом? (Он растаял, растопился). Какой дела-ем вывод?
Вывод: Шоколад имеет свойство таять и плавится, превращаясь в темную тягучую смесь (пиктограмма)
Воспитатель: Теперь мы можем ответить на второй вопрос малышей: почему от шоколада пачкаются руки?
ребенок убирает вторую пиктограмму
Воспитатель: О шоколаде можно говорить долго и бесконечно. Ведь в шоколаде находится много полезных веществ, которые улучшают наше самочувствие и настроение.
Дидактическая игра «Вред - польза»
(дети по очереди раскладывают картинки, совместно обсуждая пользу и вред шоколада. Делают вывод.)
«Польза» :
- Шоколад поднимает настроение, его аромат вызывает чувство наслаждения и удовольствия.
- Шоколад – источник энергии, шоколад полезен детям, а также тем, кто занимается спортом.
- В шоколаде есть вещества, которые укрепляют зубную эмаль. Для зубов полезен горький чёрный шоколад.
- В шоколаде содержатся витамины А, В1, В2, железо, фосфор, калий, кальций. Эти витамины очень важны для растущего организма ребенка.
- Шоколад полезен для сердца и сосудов, улучшает кровоток, работу сердца и мозга.
- Шоколад способствует повышению иммунитета.
- Каждый раз, съедая 2-3 маленьких шоколадных кусочка, вы можете сохранить хорошую память и ясность ума, что очень важно для занятий в школе (. - А всегда ли шоколад полезен? В каких случаях он может навредить человеку?
«Вред» :
- Шоколад виновник лишнего веса.
- Шоколад при безудержном поедании может вызвать аллергию. - Шоколад обладает возбуждающим действием. Его не следует есть много на ночь (особенно детям, т. к. он может вызвать бессонницу.
Выводы:
- Шоколад не может быть вредным в ограниченном количестве! - Самый полезный – это горький шоколад.
- Для нормального развития детям после 5 лет необходимо употреблять по 2-3 шоколадных маленьких плитки в день.
- После употребления любых сладостей необходимо чистить зубы!
- Есть шоколад лучше всего после завтрака, обеда или полдника с молоком или чаем.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы нашли ответы на все вопросы малышей. Теперь вы как настоящие мастера - шоколадье. Ребята, а вы знаете, кто такие шоколадье? Так называется профессия человека, который занимается изготовлением шоколада.
- Я вам предлагаю побыть шоколадье. Для этого мы с вами наденем специальную одежду (шапочки и фартуки) и отправимся в наш кондитерский цех.
Физминутка «Мы на фабрику шагаем»
Продуктивная деятельность: изготовление шоколада.
Каждый ребенок берет тарелочку с названным продуктом и аккуратно выкладывает в общую чашу: сначала какао, потом сгущенное молоко, потом масло и ванилин. Эти продукты взбиваются миксером.
Воспитатель: Как вы думаете, кто должен работать электрическим миксером? Почему?
- А теперь я предлагаю вам – настоящим шоколадье, попробовать, что за вкус имеет наш полученный продукт? (шоколадный – пробуют одноразовой ложкой)
- Значит, что мы с вами получили? (шоколад)
- Ребята, каждый шоколад имеет своё название. Давайте и мы дадим нашему шоколаду своё «имя». (Предложения детей).
- А можем ли мы придать форму нашему шоколаду? Если да, то, как это можно сделать? (вылить в разные формочки).
- Что нам необходимо сделать, чтобы наш жидкий шоколад застыл? (Воспитатель разливает шоколадную массу в формочки)
Воспитатель: Итак, сегодня вы впервые создали свой рецепт приготовления шоколада.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, назовите, какие продукты мы использовали для приготовления шоколада. (Дети перечисляют продукты).
- Молодцы, запомнили. Теперь и дома, с помощью взрослых, вы сможете приготовить вкусный шоколад. А если пофантазируете, то сможете его украсить или добавить кукую – либо начинку.
-Отправляем наш шоколад в прохладное место. И, как только он застынет, мы его попробуем и, конечно же, угостим малышей и наших гостей.
Длительность: 30 минут.