Анжелла Шепенева
Конспект занятия с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Эмоции и чувства»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для охраны психологического здоровья педагогических работников.
Задачи:
- мотивировать педагогов на изучение собственного эмоционального мира;
- познакомить с понятиями «ощущения», «эмоции», «чувства»;
- способствовать осознанию собственных эмоций;
Публикация «Конспект занятия с элементами тренинга для педагогов ДОУ „Эмоции и чувства“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоции, эмоциональное напряжение. Профилактика, тренинги
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
- формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, направленный на сохранение и укрепление психического здоровья педагогов;
- формировать у педагогов мотивацию к самосовершенствованию.
Оборудование и материалы: мультимедийная установка, слайдовая презентация, мягкая игрушка, музыка энергичная любая, карточки-пиктограммы или изображения эмоций, модель «Колесо Плутчика» на каждого педагога.
Ход занятия.
СЛАЙД 1.
1. Добрый день, уважаемые коллеги. Рада всех видеть в формате занятия с элементами тренинга. Наши имена не изменились, мы знаем, как зовут друг друга. Для продуктивной работы предлагаю поздороваться, сделаем это следующим образом.
1) Упражнение «Здороваемся разными частями тела». Будет звучать музыка, все свободно двигаются по залу, музыка останавливается, я даю команду «Здороваемся … и называю часть тела». Вы соприкасаетесь названной частью тела с коллегами, произносите приветствие и, конечно, имя коллеги. Музыка звучит – все вновь двигаются по залу. В ходе упражнения каждый педагог должен поздороваться со всеми присутствующими (здороваемся правыми ладошками, левыми коленками, левыми плечами, указательными пальчиками правой руки, мизинцем левой руки, спинами, лбом, пальцами левой ноги).
По окончанию упражнения педагоги рассаживаются на стулья.
2. Сегодня наша встреча, по вашим многочисленным просьбам, посвящена эмоциям, чувствам, ощущениям.
Как вы думаете, чем отличаются эти три понятия? (ответы педагогов). СЛАЙД 2.
Действительно, ощущения это— психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей, поступающих в виде сигналов посредством сенсорной системы, при участии нервной системы в целом.
Есть разные виды классификации ощущений, например, по органу чувств, через которые поступает внешний сигнал (какие? – визуальные, вкусовые, тактильные и т. д.).
Классификация по расположению рецепторов на экране:
• Экстероцептивные ощущения, источником которых являются рецепторы, расположенные на поверхности тела. Они дают образы внешнего мира.
• Интероцептивные ощущения. Рецепторы находятся во внутренних органах. Они сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма (ощущения голода, жажды, боли и т. п.).
• Проприоцептивные ощущения. Рецепторы расположены в мышцах, связках и сухожилиях. Проприоцептивные ощущения играют важнейшую роль в регуляции движений, а также дают информацию о положении в пространстве тела и его частей.
СЛАЙД 3.
Что такое эмоции? (определение на экране)
Эмоции — психологические состояния, выражающиеся в форме переживаний, ощущений приятного или неприятного, удовлетворенности или неудовлетворенности человека. Эмоции служат для оценки человеком окружающего его мира – людей, предметов, явлений и событий.
СЛАЙД 4.
Чувства – наиболее устойчивые переживания человека, возникающие при удовлетворении или неудовлетворении социальных потребностей (любовь, гордость, ненависть и др.).
Чувства :
- более устойчивы, долговременны по сравнению с эмоциями;
- выражаются через определенные эмоции;
- имеют отличительные особенности: осознанность, предметность, обобщённость.
СЛАЙД 5.
Как вы считаете, важно ли разбираться в своих чувствах и эмоциях, в чувствах и эмоциях других людей, если да, то почему? (высказывания педагогов)
В каждый момент жизни человек испытывает определенные чувства, эмоции. Сосредоточьтесь на своем состоянии, отследите, какие чувства, эмоции испытываете вы в данный момент. Подумайте, если бы это состояние имело бы свой цвет и интенсивность, то какой он бы был? (высказывания педагогов).
СЛАЙД 6.
Попыток классификации эмоций было бессчетное множество. Но как классифицировать то, что нельзя ни пощупать, ни померить, ни отделить четко одно от другого? Совместными усилиями было создано несколько разных классификаций базовых эмоций. Одна из них - «колесо эмоций» Роберта Плутчика.
СЛАЙД 7.
Центральный круг на колесе – аффекты (эмоциональный процесс взрывного характера, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивность, средний – базовые эмоции, внешний – некоторые сложные эмоции. Чем дальше от центра, тем менее интенсивным является переживание, в нижней точке, где лепестки смыкаются, – полное спокойствие, эмоциональный ноль.
Посмотрите на колесо эмоций Роберта Плутчика. Совпала ли эмоция, переживаемая вами с названием на «колесе эмоций»? (высказывания педагогов). Как вы считаете, все ли эмоции нашли место в этой классификации? Какими бы эмоциями вы дополнили данную классификацию (ответы педагогов).
3. Уважаемые коллеги, а сейчас я предлагаю вам принять участие в упражнениях, которые способствуют осознанию и распознаванию своих эмоций и эмоций других людей.
2) Упражнение «Зеркало» (карточки-пиктограммы или изображения эмоций).
Участники становятся в колонну друг за другом. Водящий берет наугад картинку из стопки, подходит к последнему в колонне и изображает какую-либо эмоцию. Тот «передает» её своему соседу и так далее. Последний угадывает, какая была эмоция. Далее водящий меняется.
Упражнение заканчивается, когда каждый участник группы побывал водящим.
• Что было легко, что труднее – передавать или угадывать эмоции?
• Какие механизмы помогали вам передавать эмоции?
• А что помогало угадать эмоцию?
• Что вы чувствуете, когда видите мимическое изображение эмоции?
3) Упражнение «Скульптор – глина».
Для выполнения следующего упражнения найдите себе пару. В этом упражнении один из вас будет глиной, другой – скульптор, во второй части упражнения роли поменяются. Итак, договоритесь, кто из вас скульптор, кто – глина.
Каждый «скульптор» должен задумать какое-то чувство, записать его на карточку, и отдать мне.
Для того, что бы глина стала мягкой, её необходимо размять. Для этого скульптор легкими массажными движениями пройдитесь по глине, избегая участки горла и область таза. После разминания Скульптор ставит статую в нужную позу, придает лицу нужное выражение и произносит магическую формулу: «Шедевр закончен!». На работу вам отводится 7 минут.
По окончании работы все любуются скульптурами, «скульптуры» стараются угадать, какое же чувство задумал вылепить скульптор.
• Что было легко, что труднее – быть скульптором или глиной?
• Что помогало, когда вы были скульптором достичь выразительности образа?
• А что помогало угадать чувство, будучи в роли скульптуры?
4. Уважаемые коллеги, подходит к концу наше занятие. Передавая мягкую игрушку, ответьте на вопросы, пожалуйста.
• расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу занятия и в его конце;
• что нового вы узнали, чему научились;
• как вы оцениваете свое участие в занятии.
Кому необходимо и интересно, можете взять распечатанную модель классификации эмоций «Колесо Плутчика» с собой.
Спасибо за работу.