Светлана Брицина
Конспект занятия с экспериментом в старшей группе «Одежда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить словарный запас; закрепить умение образовывать прилагательное от существительного, существительное множественного числа родительного падежа от существительного множественного числа именительного падежа; учить соотносить местоимения " Мой, моя, моё, мои" с существительными в мужском, женском и среднем роде.
Оборудование: предметные картинки с изображением одежды; символы времён года (солнце, снежинка, туча с дождём); кукольная одежда, тазик, верёвка с прищепками; детская одежда; игрушка инопланетянина; образцы тканей, игрушка Почемучка.
Ход занятия
1. Организационный момент
Публикация «Конспект занятия с экспериментом в старшей группе „Одежда“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Ребята, я вам сейчас буду загадывать загадки, слушайте внимательно, чтобы их отгадать. (На доске висят картинки-отгадки для подсказки: варежки, плащ, свитер)
а) Две сестрички, две плетёнки
Из овечьей шерсти тонкой
Как гулять - их надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять.
б) Я как зонт - не промокаю
От дождя вас защищаю,
И от ветра вас укрою,
Ну, так что же я такое?
в) Один вход, три выхода?
- Ребята, все эти загадки о чём? (Об одежде)
2. Беседа.
- Посмотрите на себя и скажите, во что вы сегодня одеты. Например, Маша, во что ты одета? (Я одета в платье) Опрашиваются все дети.
- Ребята, а вы знаете, из чего сделаны ваши платья, юбки, шорты? (Из ткани)
- А из чего изготавливают ткань? (Из ниток)
- Где изготавливают ткань? (На ткацких фабриках)
- А как называют людей, которые работают на ткацких станках? (Ткачи)
- когда ткань готова, что с ней делают? Почему наша одежда разноцветная? (Её раскрашивают)
- Где шьют одежду? (На швейных фабриках)
- Как называют людей, которые шьют одежду? (Портные или швеи)
3. Образование прилагательного от существительного.
- Ребята, а летом, когда жарко, зимой, когда холодно, осенью и весной, когда часто идут дожди мы надеваем одинаковую одежду? (Нет)
- Правильно, у каждого времени года своя одежда. Предлагаю поиграть. (Педагог выставляет три символа времени года- солнышко, снежинка и тучка с дождём. На полу разложены картинки с изображением одежды)
- А теперь возьмите картинки и подарите каждому времени года свою одежду. (Дети раскладывают картинки с одеждой)
- Теперь я проверю правильно ли вы разложили картинки. Что здесь у нас? (Лето)
- Значит летом мы какую одежду носим? (Летнюю одежду)
- Это всё какая одежда? (Летняя)
- А здесь что? (Зима)
- Зимой какую одежду мы носим? (Зимнюю одежду)
- Это всё какая одежда? (Зимняя)
- Здесь у нас осень и весна. Значит одежда какая? (Осеняя, весенняя)
- Ребята, а весной и осенью мы разве не одинаковую одежду носим? (Одинаковую)
- Вот такую одежду - плащ, куртку, пальто ещё называют демисезонной. Её надевают между сезонами, между летом и зимой.
4. Образование существительного множественного числа родительного падежа от существительного множественного числа именительного падежа.
(Педагог показывает рубашку)
- Ребята, что это? (Рубашка)
- Давайте посмотрим из каких частей она состоит. Что это? (Это воротник)
- А это? (Рукав)
- А у рубашки только один рукав? (Нет. У рубашки два рукава)
- Помните, ребята, как к нам однажды прилетел инопланетянин, у которого много рук, ног, глаз, ушей и т. д. Вот его фотография. У него и одежда отличается от нашей. Давайте сравним, если у нашей рубашки два рукава, то у его рубашки много. (рукавов).
- Если у нашей рубашки один воротник, то у его рубашки будет много. (воротников)
- У нашей рубашки два кармана, а у него много. (карманов)
- Молодцы! А что ещё есть у нашей рубашки? (Спинка, полочки, пуговицы)
Динамическая пауза.
- Ребята, что может случиться с рубашкой, если быть не аккуратным? (Она может испачкаться, порваться)
- А если рубашка стала грязной, то что с ней надо сделать? (Постирать, высушить, погладить) (Дети демонстрируют, как они стирают и развешивают бельё на верёвке прижимая прищепками)
- А пока бельё сушится предлагаю немного отдохнуть. Давайте полежим, погреемся на солнышке. (Дети ложатся на ковёр. Педагог включает тихую спокойную музыку с пением птиц)
5. Образование прилагательных от существительных. Эксперимент.
(Раздаётся стук)
- Ой, кто-то стучит! (Педагог выносит игрушку Почемучку. Та что-то "шепчет" педагогу на ухо)
- Ребята, Почемучка очень расстроена. Она недавно мыла посуду и очень сильно испачкала одежду. Тогда Почемучка решила сшить себе фартук. Она пошла в магазин и там, ей дали разные образцы ткани. Вот посмотрите и потрогайте. Это ситец, это бархат, это шёлк и болонья. (Педагог даёт каждому ребёнку пощупать ткани)
- Они все разные и поэтому Почемучка не знает какую ткань лучше выбрать, чтобы одежда под фартуком не промокла и не испачкалась. Давайте поможем Почемучке узнать, какую ткань лучше выбрать!
(Проводится эксперимент: дети делятся на пары. Каждой паре педагог даёт по 4 кусочка ткани на тарелочке. Под каждую ткань кладётся бумажная салфетка и дети капают пипеткой на каждый кусочек ткани)
- Ребята, посмотрите под всеми тканями намокли салфетки? (Нет, под болоньевой тканью салфетка не намокла)
- Значит фартук надо сшить из. (болоньи)
- Давайте подарим нашей Почемучке фартук из болоньи. (Дарят)
- Какой фартук у нашей Почемучке? (Болоньевый фартук)
- Правильно, а если мы платье сошьём из ситца, то какое будет платье? (Ситцевое) Проводится игра с мячом.
- А халат из шёлка? (Шёлковый халат)
- А носки из шерсти (Шерстяные носки)
- Брюки из льна? (Льняные брюки) И т. д.
6. Местоимения "Мой, моя, моё, мои"
- Ребята, Почемучка ещё принесла мешок с какими-то вещами. Давайте посмотрим. (Педагог достаёт вещи детей)
- Это чья кофта? (Моя кофта)
- А как тебя зовут? (Катя)
- Ребята, значит кофта будет чья? (Катина кофта)
- Это чьи перчатки? (Это мои перчатки)
- Ребята, чьи будут перчатки? (Это Мишины перчатки)
- Это чей шарф? (Это Артёмкин шарф)
- Это чьё платье? (Это Лизино платье)
(Педагог в конце достаёт грязную, мятую рубашку)
- Ой, а это чья рубашка? (Не моя, не моя. )
- Мятая, грязная, посмотрите без чего эта рубашка? (Без пуговиц, без воротника, без рукава)
- Разве можно так обращаться с одеждой? (Нет. нельзя)
- А как нужно обращаться с одеждой? (Бережно, аккуратно)
Итог занятия.
- Правильно, ребята. Вы молодцы, все сегодня хорошо отвечали. И даже нашей Почемучке очень понравился ваш подарок и она приготовила для вас сюрприз. (Педагог выносит маленькие сюрпризы)