Пяткова Ольга Валентиновна
Конспект занятия с методическим обоснованием «Воздушный транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
для группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ
на тему: «Воздушный транспорт»
(с методическим обоснованием)
Возраст: 5-6 лет. При проведении в группе компенсирующей направленности выбирается подгруппа дети которой успешно освоили материал по темам наземный и водный транспорт.
Публикация «Конспект занятия с методическим обоснованием „Воздушный транспорт“» размещена в разделах
- Воздушный транспорт. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Самолеты, вертолеты. Воздушный транспорт
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
Образовательная область: «Ознакомление с окружающим миром» в соответствии с АООП коррекционно - развивающего обучения.
Тема: Воздушный транспорт (в соответствии с календарно – тематическим планированием для группы компенсирующей направленности старшего возраста.)
Продолжительность – 25 минут.
Цель.
Закрепление понятия «транспорт», дифференциация понятия «воздушный транспорт». Знакомство с новым понятием «аэропорт».
Задачи.
Коррекция и развитие мыслительной деятельности. Развитие памяти, внимания, навыка построения логической цепочки, умению формулировать понятия. Выполнение задания способствующего развитию произвольности, внутреннего плана действий. Развитие сенсорного восприятия.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье.
«Познавательное развитие» : расширять знания детей о воздушных видах транспорта : особенности строения самолета, вертолёта, место передвижения транспорта – воздух; назначение транспорта. Формировать интерес к различным видам транспорта.
«Речевое развитие» : развивать умение строить полные ответы, умение слушать внимательно. Стимулировать желание участвовать в беседе, развивать слуховое внимание. Активизировать словарь детей в соответствии с лексической темой «Воздушный транспорт» : пилот, иллюминатор, самолет, вертолет, ракета, крылья, нос и хвост самолета, двигатель, аэродром, шасси, стюардесса. Отгадывание загадок о воздушном транспорте.
«Социально-коммуникативное развитие» : создать ситуацию успешности, воспитывать умение работать в группе, формировать навыки вежливого обращения, доброжелательность, дисциплинированность.
«Физическое развитие» : развивать крупную и мелкую моторику, двигательную активность.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно- исследовательская, коммуникативная.
Используемые методы : показ, рассказ, беседа, объяснение, вопросы, проблемные ситуации, ощупывание предмета, упражнения речь с движением.
Материалы и оборудование.
Демонстрационный материал. Макет самолета, фигурки героев или людей, кубики для настольного конструирования синий и красный. Презентация «Аэропорт», карточки: вертолет, ракета, воздушный шар. 4й лишний (3 вида воздушного транспорта и 1 кораблик). Воздушный шарик. Плакат на котором изображен транспорт.
Раздаточный материал. Бумажные (небольшого размера) листочки разной формы круги, треугольники, ромбы, и прямоугольники по количеству детей представляющие собой билетики.
Ход занятия.
Организационный момент.
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
Дефектолог: Я рада вас приветствовать ребята, здравствуйте. Давайте посмотрим на плакат, вы можете мне сказать, одним словом что это? Правильно транспорт.
(при затруднении формулирования ответов педагог задает направляющие вопросы. Если надо что-то перевезти, переехать, отправиться в путешествие. Подводит к ответу «Транспорт»)
Дефектолог: Сегодня у нас в гостях веселые человечки, они расскажут нам свою историю помочь нашим человечкам нам поможет транспорт. А вот какой транспорт мы подумаем. Давайте послушаем наших гостей.
Весёлый беззаботный Незнайка-Коротыш!
Живет он в красном домике отчаянный малыш!
По странам путешествует и песни любит петь.
И на ночное небо, на звёздное, глядеть…
Вот наш первый герой его зовут Незнайка, он ничего не знает и всё путает. Он живет в этом красном домике.
(Возле красного домика появляется фигурка Незнайки)
Дефектолог:
Живет в Цветочном городе ещё один герой.
Он Знайкой называется, разумненький такой!
Как вы думаете почему его назвали Знайка?
Правильно он много знает и живет он в этом синем домике.
Возле синего домика появляется фигурка Знайки
Поздоровайтесь с героями. Здравствуй Незнайка, здравствуй Знайка.
(Фигурки следует приподнять, чтобы дети лучше запомнили имена героев. И отвечать голосами героев детям – «Здравствуйте дети!» В дальнейшем педагог «озвучивает» героев.)
Дефектолог: смотрите ребята, человечки живут в разных домиках и очень далеко друг от друга! Наверно им хочется друг к другу в гости!
Знайка - Тебя в гости приглашаю,
С пользой время провести,
Пусть ничто не помешает
Меня вскоре посетить.
За весёлым разговором
Быстро время пролетит,
Я надеюсь, очень скоро
Встречу тёплый твой визит!
Незнайка: И я вас в гости приглашаю,
Приходите, буду ждать,
Вам хочу пообещать, что
Не придется вам скучать.
Вот ребята веселые человечки хотят друг другу в гости. А как же они попадут друг другу в гости? Ведь они живут так далеко друг от друга. Они маленькие и ножки у них короткие, дойти так далеко они не смогут. Подумайте, что им делать?
(Дефектолог подходит к доске, на которой картинка с изображением транспорта. Если дети не предлагают ответ следует задать наводящий вопрос: «А может нашим героям поможет транспорт?»)
Дефектолог: Правильно ребята, путешествовать можно на транспорте. Незнайка ты знаешь, какой нибудь транспорт, чтобы можно было поехать в гости?
Незнайка – конечно знаю! Тазик! Сел и представляешь что едешь.
Дефектолог – дети, правильно Незнайка говорит? Нет не правильно. А вы, что думаете? (ответы детей. Вопрос заведомо неверный, чтобы дети могли проявить свои знания и создавалась ситуация успешности. Дети знают ответ, а герой нет.)
(Если дети затрудняются, просим помочь Знайку. Вот ребята, Знайка нам скажет на чем можно поехать.)
Дефектолог: Да ребята поехать можно на машине, но дороги то нет между домиками! Какой еще транспорт вы знаете? Правильно кораблик.
Но корабли это водный транспорт, а между домиками нет моря и домики очень далеко!
Послушайте загадку
Крылатый, но не птица,
Летает в небесах.
В мгновенье может скрыться
В пушистых облаках.
Когда взлетает в небо
И набирает ход —
Закладывает уши,
Что это? (Самолет)
*
Вот стальная птица,
В небеса стремится,
А ведёт её пилот.
Что за птица? (Самолет)
(Как только дети называют ответ дефектолог показывает макет самолета)
Знайка –как же я сразу не догадался, можно же полететь по воздуху!
Незнайка – а я догадался, догадался, только сказать забыл.
Дефектолог – да ребята, вот какой транспорт нам поможет.
Очень, длинный и могучий
Он летит, пронзая тучи.
Громко в облаках ревёт
Пассажиров он везёт.
(во время чтения стиха дефектолог демонстрирует полет самолета)
Ребята, кто из вас знает, из каких частей состоит самолет?.
(сначала следует дождаться, когда ответят те, кто знает, похвалить, а затем начать объяснять более подробно)
Крылья, хвост, корпус, шасси- это колеса которые выпускает самолет когда взлетает и садится, кабина пилота, иллюминаторы – это круглые окошки.
Проводится рассматривание модели.
Детям нужно дать потрогать те части, которые называют дети или педагог.
Просмотр презентации «Аэропорт» или набора картинок на которых изображен пилот, стюардесса разносит еду, взлетная полоса, аэропорт.
- Ну что пора в полет! Давайте возьмем с собой Знайку и отправимся в гости к Незнайке.
Педагог изображает разбег, взлет,полет и посадку самолета с поясняющим текстом. Педагог показывает как Знайка перелетел по воздуху к своему другу
Дефектолог – давайте и мы полетаем, но сначала возьмите себе билетики, на наш самолет билеты прямоугольной формы.
Дети выбирают из разнообразных фигурок прямоугольные и предъявляют их как билеты.
Физминутка «Самолёт»
Мы садимся в самолёт, (Дети приседают.)
Отправляемся в полёт! («Заводят» самолёт, встают, говорят: «ж-жу».)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны.)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками.)
Видим, как течет река, (Показывают руками волны.)
Видим в лодке рыбака. («Забрасывают» удочку.)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят: «ж-жу».)
Приземляться нам пора! (Приседают.)
Дефектолог – вот ребята перелет прошел успешно.
Незнайка – вот здорово. Вы на самолете по воздуху полетали, а я, я тоже хочу летать.
Дефектолог – а я знаю как помочь Незнайке, не только самолеты летают по воздуху. Вот посмотри вместе с ребятами.
Там где нельзя сесть и взлететь самолету выручает …
Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю.
Отправляюсь я в полёт,
Кто же это? (вертолёт)
Выставляется картинка вертолет.
Правильно, вертолёт. Вертолёт — это действительно удивительный транспорт. Вертолёт перевозит людей и грузы, Помогает спасать людей и тушить пожары. Вертолёт может сесть там, где нет дорог и аэродромов.
Дефектолог - Вот еще воздушный транспорт, послушайте.
С теплым воздухом шар,
А под ним корзинка,
Под ногами земля –
Словно на картинке.
(Воздушный шар)
Люди летают в корзинах, которые поднимают шары, наполненные нагретым воздухом, шар летит туда, куда подует ветер. У воздушного шара нет мотора. Давайте попробуем, как летает шарик.
Дыхательное упражнение «Шарик»
Дефектолог подносит каждому ребенку шарик, ребенок дует, создавая силу ветра.
Выставляется макет ракеты
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая … (ракета)
Ракеты летают очень быстро и высоко, а летит в ракете космонавт.
Дефектолог – вот, сколько воздушного транспорта мы тебе Незнайка показали. Выбирай, на чем полетим. Незнайка – мне нравится ракета, давайте все вместе полетаем.
Физминутка «Ракета»
А сейчас мы с вами дети
Улетаем на ракете
На носки поднимись
А потом руки вниз
Раз, два, три, четыре
Вот летит ракета ввысь!
(1 - 2 – стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3 – 4 – основная стойка)
Дефектолог – как хорошо мы полетали. А вы запомнили, какой мы транспорт изучали? Давайте проверим.
Игра «Четвертый лишний».
Молодцы дети вам понравился воздушный транспорт?
Давайте прощаться с нашими героями. Пусть приходят в гости еще.
Итог занятия.
Что вам понравилось?
Что было самым интересным?
Что вы запомнили?
Методическое обоснование занятия.
Выбор темы для занятия был обоснован календарно методическим планированием в соответствии с АООП для группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, для старшей группы. В программе предусмотрено раздельное изучение видов транспорта наземного, водного и воздушного, затем следует обобщающее занятия по теме транспорт. Данное занятие относится к теме «Воздушный транспорт».
Определение комплектации детей для занятия.
В группу для проведения занятия могут быть отобраны дети с задержкой психического развития, с расстройством аутистического спектра. Дети с легкой степенью умственной отсталости при условии стабильности поведения.
При проведении занятия задачи реализуются в следующих моментах:
«Коррекционные задачи» :
Коррекция и развитие мыслительной деятельности, развитие памяти, внимания - происходит на протяжении всего занятия и при отгадывании загадок о воздушном транспорте. Навык построения логической цепочки реализуется в том, что дети вспоминают понятие транспорт то, что везет грузы и людей и соответственно понимают что по воздуху тоже можно перевозить грузы и людей и делает это самолет и другие виды воздушного транспорта. Умение формулировать понятия – транспорт, это то, что возит грузы и людей. Выполнение задания способствующего развитию произвольности, внутреннего плана действий – реализуется в ходе выполнения движений с речью и выполнении заданий. Решение проблемной ситуации – как помочь героям встретиться. Развитие сенсорного восприятия – ощупывание предмета (макет самолета).
В образовательных областях:
«Познавательное развитие» : расширять знания детей о воздушных видах транспорта- показ на макете особенности строения самолета, вертолёта, картинок воздушного транспорта. Объяснение место передвижения транспорта – воздух; назначение транспорта- рассказ о других видах воздушного транспорта и рассказ зачем их используют люди. Формирование интереса к различным видам транспорта- стихи о транспорте, показ картинок и макета самолета.
«Речевое развитие» : развивать умение строить полные ответы – дети ведут диалог с дефектологом, умение слушать внимательно – дополнительной заинтересованности придают герои и рассказ воспитателя с демонстрацией альбома. Стимулирование желания участвовать в беседе –наводящие вопросы типа подумайте, скажите, я знаю вы помните, хоровых ответах. Развитие слухового внимания происходит в ходе всего занятия. Активизация словаря детей происходит в ходе занятия и повторения за педагогом слов: воздушный транспорт, пилот, иллюминатор, самолет, вертолет, ракета, крылья, нос и хвост самолета, двигатель, аэродром, шасси, стюардесса.
«Социально-коммуникативное развитие» : создание ситуации успешности – похвала за правильные ответы, дети знают ответ а герой нет, загадки, которые задаются, простые, доступные пониманию данной категории детей. Воспитание умение работать в группе реализуется в общих формах двигательной активности, формирование навыков вежливого обращения, доброжелательность, дисциплинированность реализуется, в ходе занятия, во взаимодействии друг с другом с педагогом и детьми.
«Физическое развитие» : развитие крупной и мелкой моторики происходит в физкультминутках, двигательная активность предусмотрена в имитации полета самолета (дети полетели как самолёта).
Уровни подачи материала:
В зависимости от подготовленности детей и их индивидуальных особенностей материал подобран как визуальный, так и тактильный. Вопросы могут быть упрощены в ходе занятия, если дети не могут ответить, задаются наводящие вопросы или предъявляется картинка как подсказка.
В ходе занятия задействованы следующие анализаторы: зрительные, слуховые, тактильные.
Рефлексия эмоционального состояния воспитанников в ходе занятия реализуется наблюдением за настроением детей, если эмоциональный фон повышается, то вводится дыхательное упражнение, а если реакция пассивная активизирующая физкультминутка.
Обратная связь реализуется приемом «вопрос-ответ».