Татьяна Птахина
«Глазки, уши и носы». Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
"Глазки, уши и носы быть здоровыми должны"
Цель: Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• Закреплять знания детей об органах чувств и профилактики их заболеваний;
• Тренировать детей в самостоятельном использовании гимнастики для глаз;
• Развивать умение сопереживать, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
Оборудование
• «Волшебный мешочек» – морковка, отвар ромашки, марлевые салфетки и т. д. по усмотрению воспитателя;
• Алгоритм гимнастики для глаз;
• Запись музыки для релаксации с шумами природы;
• Атрибуты для путешествия: домик, пещера, ширма, «бревно», «кочки»;
Предварительная работа
• Д/и «Что вредно, что полезно».
• Д/и «Носы нужны не только для красы».
• Беседа «Как мы слышим».
• Беседа «Что мы слушаем».
• Ежедневное выполнение гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики.
Ход занятия:
Воспитатель – Ребята, сегодня у нашего окна всё утро стрекотала сорока, она принесла на хвосте плохую весть. В сказочном лесу беда – заболела бабушка Красной шапочки. Как нам ей помочь? (Ответы детей). Ну, что ж, тогда нам надо собираться в дорогу. А с собой мы возьмем волшебный мешочек, в этом мешке у меня разные снадобья, которые нам помогут бабушку вылечить. Всё готово, можно отправляться в путь.
В пути детям встречаются различные препятствия, которые они преодолевают (дорожка здоровья: «Перепрыгни ручеёк», «С кочки на кочку», «Пройди и не задень» и т. д.).
Воспитатель – Посмотрите, на какую красивую полянку мы вышли, а это что за избушка?
Из избушки выходит Баба Яга.
Баба Яга – Кто это по лесу ходит? Ничего не вижу. Слаба я глазами стала, того гляди, совсем ослепну.
Воспитатель – А ты глаза бережёшь? Знаешь, что нужно делать, чтобы сберечь зрение?
Баба Яга – Откуда мне знать? В лесу живу.
Воспитатель – А наши дети знают. Ребята, давайте научим Бабу Ягу как зрение сохранить.
Дети дают Бабе Яге полезные советы: нельзя читать лёжа и в плохо освещённой комнате, смотреть на лампу, на яркое солнце. Нужно беречь глаза от острых предметов, не тереть глаза руками. Для глаз полезно смотреть на закат и восход солнца, умываться чистой водой. Для глаз полезен зелёный цвет: он успокаивает, а красный цвет, наоборот, утомляет.
Баба Яга – Кажется, всё запомнила. Надо читать лёжа, тереть глаза руками…
Дети исправляют ошибки Бабы Яги.
Баба Яга – Но что делать, если я уже плохо вижу?
Воспитатель – В нашем волшебном мешке найдутся снадобья, которые тебе помогут.
Ведущий угощает Бабу Ягу морковкой, дети предлагают протереть глаза отваром ромашки, советуют чаще лакомиться черникой.
Баба Яга – Вот теперь я гораздо лучше видеть стала.
Воспитатель – А чтобы восстановить или сохранить зрение, дети научат тебя делать гимнастику для глаз.
Дети показывают Бабе Яге упражнения из комплекса гимнастики для глаз.
Воспитатель – Ну, как ты себя чувствуешь, Бабушка Яга.
Баба Яга – Лучше, ребятки, лучше. И вас вижу теперь. Какие вы красивые, нарядные!
Воспитатель – Тогда поиграй с ребятами.
Игра «Баба Яга»
Можно использовать любую, знакомую детям, подвижную, музыкальную игру.
Баба Яга благодарит детей и прощается.
Волшебный клубочек ведёт всех дальше: через болото /упражнение «с кочки на кочку»/, через бурелом /упражнение «Перелезь через брёвнышко»/.
Вдруг слышится громкая музыка, гром, свист. Из-за дерева выходит Соловей-Разбойник. Он стонет, держится за голову.
Дети – Что с тобой случилось.
Разбойник – А! Что! Ничего не слышу! И голова болит!
Дети садятся на коврик и объясняют, почему он стал плохо слышать и почему болит голова: «Ты громко свистишь, шумишь, вот и стал плохо слышать от громких звуков, поэтому и голова разболелась».
Разбойник – А причём тут громкие звуки! Не верю я вам!
Воспитатель – Частички воздуха ударяются о барабанную перепонку и сигнал поступает в мозг. Если звуки громкие и беспорядочные, то частички воздуха начинают стучать по барабанной перепонке, как тысячи маленьких дубинок. От громких звуков барабанная перепонка может даже лопнуть (воспитатель обращается к детям, которые дополняют его объяснения своими ответами и примерами).
Разбойник – Так что же мне совсем ничего не слушать? А я ведь так люблю музыку. Посоветуйте, что мне делать?
Музыкальный руководитель – Шум леса, пение птиц, журчание ручейка – это тоже музыка, только её надо услышать. Такая музыка успокаивает и придаёт сил. А ещё музыка не должна быть очень громкой.
Дети – Когда разговариваешь с кем-нибудь, надо говорить тихо, спокойно. От крика и шума тоже может заболеть голова.
Музыкальный руководитель– Мы сейчас послушаем музыку, которая тебе обязательно понравится и принесет пользу – успокоит тебя, поднимет настроение.
Одну-две минуты все вместе слушают записи со звуками природы. Дети прощаются с разбойником и идут дальше.
Вскоре дети видят перед собой «пещеру». Она покрыта паутиной. Из пещеры раздаётся кашель и чихание. Выходит Леший.
Воспитатель – Здравствуй, Леший. Ты чего кашляешь?
Леший – Вот, заболел наверно. Целыми днями кашляю и чихаю.
Воспитатель ненадолго заходит в пещеру и тоже начинает чихать.
Воспитатель – Какая пыль! Кажется, ты чихаешь не от простуды. Когда ты последний раз делал уборку в пещере?
Леший – Не помню… Лет пять или десять тому назад.
Воспитатель – Тогда всё ясно. Мне кажется, что дети смогут дать тебе несколько советов и расскажут, что нужно делать, чтобы больше не чихать и не кашлять.
Дети вновь дают полезные советы: надо беречь органы дыхания: проветривать помещение, в котором находишься, делать влажную уборку каждый день. Воздух будет на много лучше, если в доме есть комнатные цветы.
Воспитатель – А еще наши ребята могут научить тебя выполнять дыхательную гимнастику.
Леший – Это еще что за штука такая – дыхательная гимнастика?
Воспитатель – Ребята, объясните Лешему, зачем выполнять такую гимнастику.
Дети объясняют цель и полезность дыхательной гимнастики, затем выполняют вместе с Лешим несколько упражнений.
Дети прощаются с Лешим и к ним выходит Бабушка.
Бабушка – Ой, ребятки, здравствуйте! Как вас много. Вы тут по делам или так гуляете, свежим воздухом дышите?
Воспитатель – Мы пришли Вас вылечить, бабушка.
Бабушка – Да я и не болею вовсе.
Воспитатель – А что же вы грустная такая? Нам сорока натрещала, что вы плачете часто. А ведь человек, который часто грустит и плачет может и в самом деле заболеть!
Бабушка – Это я по внучке своей, Красной Шапочке скучаю. Она ведь теперь в детский сад ходит, редко меня навещает.
Воспитатель –Ах, вот в чем дело. Не стоит печалиться, мы уверены, что Ваша внучка скоро приедет к Вам в гости. Ребята, а давайте мы с вами Бабушку развеселим. Ведь хорошее настроение отлично укрепляет здоровье!
Дети дети предлагают варианты, воспитатель предлагает спеть песню, прочесть стихи (на любую тематику, в зависимости от времени года, предстоящих праздников, к которым готовятся дети).
Дети исполняют песню и читают стихотворения.
Бабушка – Спасибо вам, мои миленькие ребятки. Наверное, и моя внученька сейчас на концерте выступает и также красиво поет. Пойду-ка я тесто на пирожки поставлю, буду внучку в гости ждать. А вот вам от меня гостинец.
Бабушка вручает ребятам корзинку с фруктами (яблоки, апельсины, бананы, прощается с детьми и уходит.
Воспитатель – А нам пора возвращаться в детский сад, а вернуться нам поможет сказочное заклинание:
Закрути скорей, клубок, ребят в дружный хоровод.
Подошла к концу игра, в группу нам спешить пора.
Дети произносят эти слова, взявшись за руки.
Воспитатель – Вот мы и в своей группе. Сегодня мы с вами сделали два важных дела: сказочным героям помогли и ещё раз повторили, как сохранить здоровыми свои глазки, уши и носы. А сейчас пришло время попробовать гостинцы от бабушки.