Екатерина Васильевна Цыганок
Конспект занятия с детьми старшей группы «Транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- активизация и расширение словаря;
-закрепить знания детей о транспорте;
- уточнить понятия: транспорт, воздушный, водный, наземный, грузовой, пассажирский, специального назначения;
- образование сложных слов;
- усвоение некоторых форм словоизменения: единственное и множественное число существительных;
- образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
- образование прилагательных от существительных;
- развивать внимание, память, мышление.
1. Оргмомент.
Отгадываем загадки.
Публикация «Конспект занятия с детьми старшей группы „Транспорт“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
• Мчусь, держась за провода. Не заблужусь я никогда. (Троллейбус)
• Что за птица? Песен не поет, гнезда не вьет. А груз и людей везет. (Самолет)
• Что за чудо синий дом, окна чистые кругом.
Носит обувь из резины, а питается бензином. (Автобус)
• Надеваем обувь резиновую, кормим водой и бензином. (Автомобиль)
• Без разгона ввысь взлетаю, стрекозу напоминаю.
Отправляется в полет наш красивый. (Самолет)
• Железные избушки прицеплены друг к дружке. Одна из них с трубой, ведет всех за собой. (Поезд)
Все отгадки выставляются на доску. Логопед объясняет, что все это одним словом называется транспорт. Он нам нужен для того, чтобы ездить и перевозить грузы.
2. Формирование обобщающего понятия.
«На земле, воздухе и воде служит транспорт одному важному делу — перевозит людей и грузы. По рекам, через моря и океаны грузовые корабли везут лес и игрушки, машины и лекарства, все, что требуется в разных уголках нашей планеты. На кораблях, пассажирских лайнерах плывут туристы, любители дальних путешествий. А если людей и грузы надо доставить быстрее, то в этом помогут самолеты: пассажирские и грузовые. Один самолет может вместить людей больше, чем 5 автобусов. А есть еще гидросамолеты. Они садятся прямо на воду. Эти самолеты выручают людей из беды за сотни километров до берега.»
Виды транспорта :
Воздушный — самолеты, вертолеты, ракеты.
Водный — катера, лодки, пароходы, корабли, теплоходы.
Наземный — автобусы, троллейбусы, трамваи, легковые автомобили, грузовики, мотоциклы и другие.
3. Беседа о транспорте.
Автобус – это наземный вид транспорта. Он ездит по шоссе, по земле, по дороге. Автобусы бывают разные: большие и маленькие, одно- и двухсоставные. У автобуса есть пассажирский салон, кабина водителя. В автобусе есть двери: передняя, средняя и задняя.
- Как называются люди, едущие в автобусе? (Пассажиры).
- Значит, автобус – какой транспорт? (Пассажирский).
- Любым видом транспорта управляет человек. Автобусом, троллейбусом, трамваем – шофер; поездом – машинист, такси – таксист.
Транспорт может быть не только пассажирским, но и грузовым.
- Как вы думаете, почему он называется грузовым транспортом?
Логопед выставляет картинки (грузовик, фургон, цистерна).
4. Образование сложных слов.
«На улице нашей машины, машины. Машины-малютки, машины большие. У каждой машины дела и заботы. Машины выходят с утра на работу». Выставляется машина-молоковоз. «Для чего нужна эта машина? Как она называется? — Молоковоз. — Да, ее название состоит из двух слов: «молоко» и «возить».
Аналогично работа со спецмашинами: бензовоз, хлебовоз, лесовоз, самосвал, муковоз, рыбовоз. «Все это спецмашины. Они хорошо помогают человеку».
- Какие ещё спецмашины вы знаете? (пожарная машина, скорая, милиция).
5. Образование множественного числа существительных.
Логопед выставляет на доску картинку, например, самолет. «Что это? — Самолет. — Да, это самолет. Один самолет. А в аэропорту много. самолетов». (У меня один автомобиль, а в гараже много. автомобилей, автобусов, трамваев, троллейбусов, поездов, пароходов.)
6. Упражнение «Считай и называй».
А теперь сосчитайте и назовите транспорт. Три самолета. и т. д. (запишите в кружки или отметьте точками количество)
7. Физкультминутка.
Самолет построим сами, стучат кулак об кулак
Понесемся над лесами, заводят мотор
Понесемся над лесами, летают
А потом вернемся к маме. встают на одно колено
8. Упражнение «Из чего — какой» :
Закончи предложения.
Дверца из металла (какая) — металлическая.
Руль из пластмассы (какой) —.
Сиденье, обшитое кожей (какое) —.
Колесо из резины (какое) —.
9. Упражнение «Расскажи-ка» :
Ваня летом собрался отдохнуть на море. Давай поможем ему доехать. Рассмотри план и дополни рассказ взрослого нужными словами. Какими видами транспорта Ваня добирался до моря?
Из дома Ваня (что сделал). {вышел, речку по мостику он. (перешел) и дальше. (пошел). Ваня к дороге. (подошел, на (мотоцикл) сел и. (поехал). По дороге ехал, в горку. (въехал, с горки. (съехал, озеро. (объехал, кочку. (переехал, и на железнодорожный вокзал. (приехал). На (поезд) Ваня сел и. (поехал). В город. (приехал, из поезда вышел, остановку нашел и к ней. (подошел). Ваня в. (машину) сел и в аэропорт поехал. В аэропорту сел на. (самолет) и. (полетел). Лес он (пролетел, горы. (перелетел, летел, летел и. (прилетел). Из. (самолета) Ваня вышел и пошел. Шел, шел, в порт. (пришел). Сел он на. (катер) и от берега. (отплыл). К пляжу он. (приплыл) и стал отдыхать.
10. Обведи картинки по точкам.
Назови каждый предмет ласково.
11. Итог занятия.