Папки-передвижки

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Культура и быт татарского народа»

Мария Григорьева
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Культура и быт татарского народа»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно – патриотическому воспитанию на тему:

«Культура и быт татарского народа»

Цель: Познакомить детей с культурой татарского народа.

Задачи:

Образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»

Воспитывать в детях уважение к национальностям, населяющим Россию и поддерживать интерес к татарскому народу, его культуре. Прививать любовь к Родине.

Публикация «Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста „Культура и быт татарского народа“» размещена в разделах

Развивать умение свободно общаться с детьми и взрослыми; умение поддерживать беседу.

Образовательной области «Познавательное развитие»

Расширять и углублять знания о нашей многонациональной Родине. Познакомить детей с культурой татарского народа : традициями, обычаями, бытом, национальными костюмами. Рассмотреть символику республики Татарстан : герб, флаг.

Вспомнить особенности русского народного костюма и русских народных праздников.

Образовательной области «Речевое развитие»

Формировать умение отвечать на вопросы простыми и сложными предложениями, закреплять умение детей отвечать полным ответом на вопрос, развивать диалогическую речь.

Обогащать речь детей словами по теме образовательной деятельности.

Образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»

Воздействовать на положительный эмоциональный настрой на протяжении занятия, используя татарскую народную музыку, песни и танцы.

Словарная работа:

республика Татарстан, волжане, россияне, калфак, камзол, тюбетейка, юрта, пиала, чак-чак, Казань, марийцы, чуваши, юрта, чиги, бешбармак.

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие»

Оборудование: интерактивная доска; слайды с изображением: герба и флага Татарстана, элементов национальной татарской одежды, национальных костюмов, декоративно – прикладного искусства, жилища татар, видов Казани; глобус, указка, картинки с видами по теме образовательной деятельности, посуда: пиалы; магнитофон, диск с татарской национальной музыкой, татарские национальные женские костюмы, национальное блюдо ЧАК – ЧАК.

Методы и приё мы:

игровые: игровая ситуация, конверт – загадка, дети в национальных костюмах, путешествие;

словесные: художественная литература (стихи, рассказ, беседа, объяснения;

наглядные: иллюстрации с изображениями по теме, на интерактивной доске изображения по теме.

Предварительная работа:

знакомство детей с народными традициями и обычаями. Расширение представления об искусстве, традициях и обычаях народов России. Знакомили детей с народными песнями и плясками. Виртуальная экскурсия по экспозиции «Древняя история Татарстана» https://tatmuseum.ru/events/onlajn-ekskursii-po-natsionalnomu-muzeyu-respubliki-tatarstan/

Ход непосредственной образовательной деятельности. Деятельность детей.

1. Организационный момент:

Воспитатель: Живут в России разные народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один - черкеску носит, другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.

Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.

Одним милее осень, другим милей весна.

А Родина Россия у нас у всех – одна.

Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живём?

- Покажите Россию на глобусе.

- Как можно назвать жителей России?

- Как называется город, в котором мы живём?

- Давайте попробуем найти его на глобусе.

- Найдите реку Волгу – одну из самых больших рек в мире.

- На берегах Волги живут разные народы. Какие?

- Как называются люди, живущие на берегах Волги?

- Значит и русских, и татар, и мордву, и марийцев мы можем назвать волжанами? А россиянами? А почему их так можно назвать?

2. Работа по теме:

Воспитатель: А сегодня мы с вами узнаем побольше об одном из народов– о татарах.

У татар, как и многих других народов, есть свои традиции, свои обычаи, праздники, быт, даже вера своя. Но чтобы лучше об этом узнать, нам необходимо отправиться в путешествие. Я предлагаю отправиться в путешествие на поезде с нашего железнодорожного вокзала.

(Звучит гудок поезда)

Вот мы и приехали в столицу Татарстана - город Казань (слайд). Казань современный красивый город. Прибыли мы на железнодорожный вокзал (слайд). Отсюда мы отправимся к сердцу Казани – Казанскому кремлю (слайд). Кремль – это очень древнее сооружение, которое стоит на берегу реки Казанки. Сейчас здесь работает президент Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов. Татарстан – это республика, поэтому у неё есть свой флаг и герб (слайд).

Воспитатель: Какие вы видите цвета на флаге? (Зелёный, белый, красный)

Зелёный цвет означает цвет весны, возрождения.

Белый – цвет чистоты;

Красный – это жизнь, сила.

На гербе изображен барс на фоне красного солнца. Барс считается

покровителем республики Татарстан и её народа. Красное солнце – это успех, счастье, жизнь. Щит – это защищенность. Цветок астры символизирует долголетие (слайд).

Ребята, вы слышите, какая то музыка раздается с площади Казани. У татарского народа весной есть праздник, что означает восточный новый год. Навруз Байрам – древнейший земледельческий праздник, праздник весеннего равноденствия. В Татарстане Навруз проходит, как праздник согласия и дружбы народов. В этот день люди ходят в гости друг к другу, угощаются самыми вкусными явствами. В этот праздник люди веселятся, так как существует поверье: если Новый год встретить не веселясь, то весь год будет плохой. Главный смысл празднования Навруза – это встреча Нового года в кругу семьи.

Давайте послушаем и посмотрим, что же происходит там…

Сюрпризный момент: (Звучит татарская музыка и дети танцуют татарский народный танец и поют татарскую песню)

Воспитатель: Спасибо большое за прекрасный танец. Ребята, вам понравилось?

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на то, как необычно одеты ребята. Посмотрите, какие красивые платья у девочек и костюмы у мальчиков.

У мальчиков видите, какие жилетки, а на голове необычные шапочки.

Ребята принесли нам подарок. (Конверт)

Давайте еще раз поблагодарим наших гостей за прекрасный национальный татарский танец и песню.

Воспитатель: Ребята нам гости оставили конверт - загадку. Давайте посмотрим, что же здесь лежит? Здесь картинки с изображением национальных костюмов. Посмотрите, они одинаковые? Как вы думаете это костюмы какого народа? Давайте подробнее остановимся на татарских костюмах. Женским национальным костюмом было платье КЮЛЬМЕК, по низу шла оборка и вышивка. На грудь вешалось украшение расшитое вышивкой или бисером - КУКРЕК. В основном в вышивке использовался растительный орнамент. Так как по вере татарского народа нельзя было использовать рисунки животных. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзол (закрепляю). Камзол расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани (показываю камзол). На голове молодые девушки носили КАЛФАК. А взрослые женщины носили вот такой головной убор – ЯУЛЫК. Татарские девушки и женщины заплетали две косы и украшали их НАКОСНИКОМ. Главным цветом у татарского народа считается зеленый. А ещё в исполнении одежды, узоров используют красный и белый цвета.

Чем больше украшений носила татарская девушка, тем богаче приданое у нее было. Или как говорили, чем больше она звенела, тем богаче была. В семье, где рождалась девочка, ей дарили украшение с камнем сердолик - символом красоты.

(На интерактивной доске - слайды с изображением татарских костюмов).

Это мужской костюм. Мужчины носили рубаху, штаны, а сверху надевали халат или так же камзол, который тоже был украшен вышивкой. А на голове носили тюбетейку (показываю, которая тоже украшалась вышивкой. (Рассматриваем, как украшены тюбетейки)

- Как назывался головной убор у мужчин? (дети отвечают)

На ноги татарский народ одевал расшитые кожей сапоги и называются они ЧИГИ. Сапоги украшались аппликацией из кожи.

А татарские дети, как и вы, очень любили и любят играть в подвижные игры. Мы тоже с вами знаем их национальные игры. Давайте поиграем.

Татарская национальная игра «Скок – перескок»

Как же жили раньше татары? Чтобы об этом узнать, нам надо переместиться в далёкое прошлое. А поможет нам в этом интернет программа. Я достаю специальный планшет, который поможет нам переместиться в прошлое. И так …приготовились… закрыли глаза, включаю специальную программу перемещения. Откройте глаза, давайте посмотрим, куда мы с вами попали.

Татарский народ занимался скотоводством. Держали большие стада овец, коров, коз.

Чтобы животных кормить им приходилось постоянно путешествовать (кочевать) с одного пастбища с вкусной свежей травой на другое. Поэтому жилище у татарского народа было разборное и называлось оно ЮРТА. Каждый раз татары собирали заново свой дом, поэтому он состоял из палок (слайд - жилище татар). Татарский народ все возил с собой на кибитке с пастбища на пастбище.

Даже мебель в ЮРТЕ была сборная. Шкаф в котором хранилась посуда был тоже сборный и собирался, как лего без единого гвоздя (слайд). Когда нужно было переезжать, то ребенка в колыбели привязывали ремнями к лошади и так перевозили для его безопасности (как сейчас в детских креслах, только лежа).

Главное блюдо татарского народа – это БИШБАРМАК. Кто знает, что это означает?

(это означает пять пальцев, поэтому и ели его пятью пальцами – руками).

Готовили еду в большой чугунной кастрюле круглой формы, называлась она КАЗАН. Пили и ели из круглых глубоких чашек – ПИАЛА (слайды).

А ребятишки помогали взрослым по мере сил и, конечно, играли.

Воспитатель: ребята с нами путешествуют 2 татарские девочки, которые живут в Саратове. Они нам хотят что-то рассказать.

1 Ребё нок: А мы татары встречаем весну на берегу рек. Смотреть на проводы льда приходят все нарядные с гармонистами. На льдинах мы зажигаем солому. Так мы встречаем весну.

2 Ребё нок: Весну закличками зовём.

Жаворонок, жаворонок!

Возьми себе зиму,

А нам отдай весну.

Возьми себе сани,

А нам отдай телегу.

1 Ребё нок: Мы татары любим в игры играть, хороводы водить, становись скорее в круг.

Подвижная игра «Займи место».

2 Ребё нок: А у нас у татар есть один праздник «День красного яйца». Яйца мы красим в луковой шелухе. Печём маленькие булочки, кренделя, а также покупаем конфеты. Мальчики и девочки рано-рано встают и идут по домам собирать яйца. А потом играют на улице в разные игры.

Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, а похож ли праздник татарского народа на наш русский? Если да, то на какой?

1 Ребё нок: И мы пришли к вам не с пустыми руками. Это чак- чак - национальное татарское блюдо. Кушайте на здоровье! Соседи мы с вами и живём мы в одной огромной стране России. Будем жить дружно, в игры играть, да весну встречать.

Воспитатель: Спасибо вам, но нам пора возвращаться в наш родной город Саратов, что на татарском означает Сара - Тау в переводе жёлтая гора. (Звучит гудок поезда). Вот мы и оказались опять на железнодорожном вокзале и в своём родном детском саду.

Дети стоят полукругом около глобуса.

Ответы детей.

Работа с глобусом.

Ответы детей.

Рассуждения детей.

Дети имитируют движение поезда.

Дети рассматривают иллюстрации на экране.

Ответы детей.

Дети смотрят и слушают.

Рассматривают национальные русские и татарские костюмы.

Ответы детей.

Дети играют в татарскую игру.

Дети рассматривают иллюстрации.

Ответы детей.

Девочки рассказывают о татарских праздниках.

Дети играют в татарскую народную игру.

Ответы детей.

Дети имитируют движение поезда.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Звук [Ч] и буква Ч» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект занятия «Звук [Ч] и буква Ч» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: -Уточнить артикуляцию звука «Ч» -Совершенствовать у детей умение изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная. Цель: познакомить.

Конспект тематического занятия «Масленица» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект тематического занятия «Масленица» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: создание условий для закрепления знаний о русских народных праздниках, о празднике - масленица. Задачи: -Воспитывать интерес и любовь.

Конспект занятия по аппликации «Новогодняя открытка» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по аппликации «Новогодняя открытка» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: научить детей делать поздравительные открытки, подбирая и создавая соответствующее празднику изображение. Задачи: Создать праздничное,.

Конспект занятия по конструированию из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста «Мухомор»Конспект занятия по конструированию из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста «Мухомор» Цель: освоение первичных навыков моделирования, приобретение начальных представлений о правилах комбинаторики, развитие пространственных.

Конспект занятия по лепке с детьми старшего дошкольного возраста «Стрекоза»Конспект занятия по лепке с детьми старшего дошкольного возраста «Стрекоза» Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (лепка) с детьми.

Конспект занятия по пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста «Совёнок»Конспект занятия по пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста «Совёнок» Цель: учить изображать сову с помощью пластилина. Задачи: • расширить представления детей о лесной птице сове, об особенностях её внешнего.

Конспект занятия по рисованию «Новогодние шарики» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по рисованию «Новогодние шарики» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: создание условий для развития художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства. Задачи: - Формировать умения.

Перспективный план работы с детьми дошкольного старшего возраста «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Перспективный план работы с детьми старшего возраста по теме «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Сентябрь Задачи:.

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа)Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа) Актуальность: В настоящее время перед системой образования остро обозначилась проблема этнокультурного воспитания и обучения детей с целью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Культура и быт татарского народа»
Опубликовано: 7 декабря 2021 в 21:19
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Культура и быт татарского народа»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Григорьева (УИ 625001) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД