Валентина Заболоцкая
Конспект занятия с детьми средней группы «Ньургуйаанина беда»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: дать представление детям о лировидном виде якутского орнамента, учить выполнять орнамент.
Программные содержания:
-Формировать знания детей о лировидном виде якутского орнамента;
-Учить выполнять рисунок нетрадиционным способом с помощью пластилина (пластилинография);
-Развивать творческие способности;
-Воспитывать интерес к народным традициям.
Темочки:
Материалы и оборудование: кукла в якутской одежде, альбом с орнаментом для наглядности, презентация якутской утвари, одежды и предметов быта с орнаментами, заготовки открыток, картон, пластилин, доски для лепки, стеки, мисочки с водой, салфеточки.
Предварительная работа: знакомство с якутской культурой, чтение якутских сказок, просматривание мультфильмов по якутским сказкам.
Планируемые результаты: имеет элементарное представление о лировидном виде якутского орнамента; активно участвует в совместной деятельности, игре; умеет сочувствовать, переживать, хочет помочь.
1. Организационный момент. -Ребята, посмотрите кто к нам пришел! Это кукла Ньургуйаана. Она рассказала мне, что пришла в наш сад чтобы поздравить с днем рождения свою хозяйку Сардану и подарить ей свой подарок – она сделала открытку и украсила ее якутскими традиционными орнаментами. Но по дороге сюда, Ньургуйаана попала под сильный дождь и орнаменты которые она нанесла на открытку красками, размылись. Открытка испорчена…
2. Просмотр презентации «Якутские орнаменты». -Якуты испокон веков украшали орнаментами свои строения, сэргэ, атрибуты ысыаха, домашнюю утварь, посуду, одежду. Для каждого такого предмета использовались различные виды орнаментов. Каждый орнамент имеет свое значение и даже оберегает от злых духов и глаз.
3. Якутская подвижная игра «Не наступи в смолу». -Ребята, давайте развеселим Ньургуйаану и поиграем. Игра называется «Не наступи в смолу». Правила игры таковы: все играющие встают в круг, в середине круга лежит коврик-это и есть смола. По сигналу игроки не отпуская рук начинают выталкивать рядом стоящих, чтобы они наступили на «смолу». Наступившие на коврик выбывают из игры, а побеждает тот, кто останется последним.
4. Знакомство с лировидным орнаментом. -Ребята, но наша Ньургуйаана все равно печальна… Давайте мы поможем ей, нарисуем орнамент который символизирует благополучие и достаток. Этот орнамент называется – лировидный орнамент. Сохранив свои исконные очертания и форму, этот орнамент хорошо сохранился и дошел до наших времен еще более красивым. Лировидный орнамент использовался для оформления шкатулок, коробочек для мелочи, рукоделия. Посмотрите внимательно, сколько разновидностей этого орнамента существует.
Воспитатель показывает альбом орнаментов.
5. Выполнение лировидного орнамента. -На этот раз чтобы никакой дождь не смыл краски, мы нанесем орнамент не обычным способом, с помощью пластилина! Этот способ нетрадиционного рисования называется пластилинография. У вас на столах лежит весь необходимый материал: пластилин, доски, стеки, заготовки открыток. Для того чтобы получился красивый, аккуратный орнамент вам нужно взять небольшой кусок пластилина, размять его чтобы он стал пластичным. Затем используем прием раскатывания, можно раскатывать пластилин между ладонями или на доске для лепки. У вас должен получиться длинный тоненький шнурок. Дальше вам понадобиться стека, в целях безопасности работаем ею аккуратно, не махаем руками во время работы и держим ее перед собой. Делим шнурок на нужную длину и выполняем орнамент.
Показ воспитателя ход нанесения орнамента.
6. Рефлексия. -Вот какие красивые открытки получились! Рассмотрите их на нашей выставке и выберите самые выразительные. Объясните свой выбор. Как называется этот орнамент? Что он означает? Что еще вам запомнилось и понравилось? Как называется игра в которую играли? Молодцы! Нургуйаана очень рада и говорит всем большое спасибо! Теперь пора ей уходить, к своей Машеньке.