Гришина Светлана Васильевна
«Сочиним-ка мы загадки». Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие словесного творчества через составление загадок.
Программное содержание (задачи) :
Воспитательные задачи: воспитывать сплоченность при работе в коллективе, доброжелательное отношение друг к другу, уважительное отношение при прослушивании загадок своих товарищей.
Развивающие задачи : развивать наблюдательность, творческий подход, мышление и воображение при составлении загадок.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление загадок. Учим детей придумывать загадки
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
Образовательные задачи:
- совершенствовать умения отгадывать загадки;
- формировать умения составлять загадки с опорой на схему;
- совершенствовать умения выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета;
Речевые задачи :
- закреплять умение подбирать признаки предмета или существа, отвечая на вопрос какой? (какая? какое);
- учить использовать в речи предложения с союзами и частицей (как, но не, а не);
- закреплять умение подбирать слова, начинающиеся на заданный звук (А, Б, К);
- обогащать активный словарь.
Дидактическое обеспечение: карточки (арбуз, огурец, помидор, яблоко, апельсин, черная смородина, кабачок, клубника, лимон, дыня, магнитная доска, магниты, карточки с символами для плана, таблица с признаками для составления загадок (5 шт., 3 набора фломастеров, простая таблица для записи загадок (5 шт., карандаши, клей.
До занятия :
- рассматривание картинок с овощами, фруктами и ягодами,
- составление описательных рассказов про овощи, фрукты и ягоды по мнемотаблице,
- чтение стихов, загадок, рассказов и сказок про овощи, фрукты и ягоды,
- заучивание стихотворений с помощью мнемотехники.
После занятия :
- переписать загадки из таблицы с признаками в простые таблицы (см. Приложении 4,
- нарисовать отгадки к придуманным загадкам на обратной стороне,
- оформить обложку к книге,
- склеить листочки,
- подарить книжку-малышку детям младшей группы
Ход занятия:
- Собираемся в кружок!
Раз дружок и два дружок,
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы теперь с тобой (слонята, мышата!
По дорожке мы пойдем
Друга мы себе найдем.
«Здравствуй, друг мой дорогой!
Мы обнимемся с тобой».
Собираемся в кружок!
Раз дружок и два дружок,
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы теперь с тобой ребята!
Красивые, хорошие,
Друг на друга мы похожие!
- Ребята! Воспитатель младшей группы сегодня обратилась ко мне за помощью. Она хотела рассказать детям о пользе овощей, фруктов и ягод, что в них содержится много витаминов. А они очень нужны, чтобы не болеть. Потом хотела загадать загадки, но, к сожалению, потеряла книгу. Теперь не знает, что делать. Может быть, мы можем как-нибудь помочь?
(Послушать ответы детей и подчеркнуть, что лучше всего будет сделать книгу самим, а в нее записать загадки, которые дети сами придумают).
– Мы сделаем книжку-малышку с загадками, которые придумаем сами, и нарисуем в ней отгадки.
- Ребята, скажите, как мы будем создавать эту книгу? Предлагаю записать план:
- придумать загадки
- записать загадки (Как? - Символами. (Мы не умеем еще хорошо писать, а малыши не умеют читать).
- нарисовать отгадки
- оформить обложку
- соединить листочки в книжку (Как? – Склеить листочки.)
- Дети, послушайте загадку :
С виду он зеленый мячик,
Но зовут его иначе,
На нем бархатный картуз.
Это сладкий наш … (арбуз)
- Что помогло вам отгадать эту загадку?
- Ответы детей.
- Да, в загадке есть описание того, что загадано (зеленый, сладкий) и сравнение (мячик). Рифма нам тоже подсказывает отгадку.
- В чем особенность загадки? Что-то или кто-то не называется, а описывается, сравнивается с чем-то (на что похоже, а чем не похоже).
Прежде чем придумывать загадки мы немного поиграем.
Д/и «Подбери признак» (какой? какая? какое) (тыква, лук, чеснок, груша, малина)
Д/и «Назови, какие ты знаешь овощи, фрукты или ягоды на звук…»
[а] (арбуз, ананас, абрикос, апельсин,
[к] (капуста, кабачок, кукуруза, крыжовник,
[б] (брусника, барбарис, банан, баклажан)
Д/и «Узнай на ощупь» с мешочком (муляжи фруктов и овощей)
- Отлично поиграли, а теперь придумаем загадки.
Можно просто описать овощ или фрукт, рассказать о его характерных признаках. Но, главное, не называть этот овощ или фрукт. Это будет похоже на загадку. Например:
Полосатый, сладкий, сочный, круглый. Что это? (арбуз)
- А еще есть и другой способ, с помощью которого можно придумать загадку. Мы можем описывать овощ, фрукт или ягоду, сравнивать с чем-то и добавлять слова – «как», «но не», «а не». Например:
Красный как помидор.
Или
Круглый, но не мяч.
Или
Растет на грядке, а не огурец.
- Придумаем загадку про тот же арбуз, но уже новым способом. (По таблице с признаками – форма, цвет, где растет, вкус)
Арбуз какой? (по форме) – круглый. Что бывает круглым? – мяч, солнце, кольцо, обруч…
Арбуз какой? (по цвету) – зеленый. Что бывает зеленым? – трава, лягушка, огурец, крокодил…
– полосатый. Что бывает полосатым? – тигр, зебра, кот, тельняшка, пешеходный переход…
Где растет? – на бахче. Что тоже растет на бахче? (тыква, дыня)
Арбуз какой? (по вкусу) – сладкий. Что бывает сладким? – конфета, торт, леденцы…
- Вот какая загадка у нас получилась (в зависимости от того, что предложат дети) :
Например,
Круглый, но не мяч.
Зеленый как лягушка.
Полосатый, а не пешеходный переход.
Растет на бахче, но не дыня.
Сладкий как конфета.
- А теперь запишем эту загадку символами. (С детьми выбрать, какими символами обозначить признаки)
- Придумаем еще загадку вместе, например, про огурец.
Овальный, а не кабачок.
Зеленый как лягушка
Растет на грядке, но не помидор.
- Предлагаю разбиться на 3 команды. Каждая команда будет придумывать загадку, а другие отгадывать.
- Встаем в круг, первый называет любой овощ, второй – фрукт, третий – ягоду, следующие - в той же закономерности. (Так дети разобьются на 3 команды).
- Придумываем загадку с опорой на таблицу с признаками (форма, цвет, где растет, вкус)
Детям можно предложить, про что придумывать загадку, показать карточки с овощами, фруктами и ягодами. Они выбирают или предлагают свой вариант.
Каждая команда записывает загадку в таблицу с признаками.
Например:
Помидор
Круглый как солнце.
Красный, но не цветок.
Растет на грядке, а не огурец.
Яблоко
Круглое как мяч.
Зеленое, но не лягушка.
Растет на дереве, а не груша.
Кислое, а не лимон.
Клубника
Треугольная, но не пирамидка.
Красная как помидор.
Растет на кустиках, а не земляника.
Сладкая как конфета.
Отличные загадки у нас получились! Уверена, что малыши будут отгадывать их с удовольствием. Посмотрите на наш план, что еще осталось сделать для создания книги. И приступайте к следующему этапу в свободное время.
(Дети перепишут загадки из таблиц с признаками в простую таблицу. А на обратной стороне нарисуют отгадку).
Рефлексия:
- Что было трудного при составлении загадок?
- Что показалось легким при составлении загадок?
- Какие придуманные вами загадки понравились больше всего?
- Про что еще вам бы хотелось придумать загадки?