Папки-передвижки

«Сочиним-ка мы загадки». Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по речевому развитию

Гришина Светлана Васильевна
«Сочиним-ка мы загадки». Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: развитие словесного творчества через составление загадок.

Программное содержание (задачи) :

Воспитательные задачи: воспитывать сплоченность при работе в коллективе, доброжелательное отношение друг к другу, уважительное отношение при прослушивании загадок своих товарищей.

Развивающие задачи : развивать наблюдательность, творческий подход, мышление и воображение при составлении загадок.

Темочки:

Образовательные задачи:

- совершенствовать умения отгадывать загадки;

- формировать умения составлять загадки с опорой на схему;

- совершенствовать умения выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета;

Речевые задачи :

- закреплять умение подбирать признаки предмета или существа, отвечая на вопрос какой? (какая? какое);

- учить использовать в речи предложения с союзами и частицей (как, но не, а не);

- закреплять умение подбирать слова, начинающиеся на заданный звук (А, Б, К);

- обогащать активный словарь.

Дидактическое обеспечение: карточки (арбуз, огурец, помидор, яблоко, апельсин, черная смородина, кабачок, клубника, лимон, дыня, магнитная доска, магниты, карточки с символами для плана, таблица с признаками для составления загадок (5 шт., 3 набора фломастеров, простая таблица для записи загадок (5 шт., карандаши, клей.

До занятия :

- рассматривание картинок с овощами, фруктами и ягодами,

- составление описательных рассказов про овощи, фрукты и ягоды по мнемотаблице,

- чтение стихов, загадок, рассказов и сказок про овощи, фрукты и ягоды,

- заучивание стихотворений с помощью мнемотехники.

После занятия :

- переписать загадки из таблицы с признаками в простые таблицы (см. Приложении 4,

- нарисовать отгадки к придуманным загадкам на обратной стороне,

- оформить обложку к книге,

- склеить листочки,

- подарить книжку-малышку детям младшей группы

Ход занятия:

- Собираемся в кружок!

Раз дружок и два дружок,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы теперь с тобой (слонята, мышата!

По дорожке мы пойдем

Друга мы себе найдем.

«Здравствуй, друг мой дорогой!

Мы обнимемся с тобой».

Собираемся в кружок!

Раз дружок и два дружок,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы теперь с тобой ребята!

Красивые, хорошие,

Друг на друга мы похожие!

- Ребята! Воспитатель младшей группы сегодня обратилась ко мне за помощью. Она хотела рассказать детям о пользе овощей, фруктов и ягод, что в них содержится много витаминов. А они очень нужны, чтобы не болеть. Потом хотела загадать загадки, но, к сожалению, потеряла книгу. Теперь не знает, что делать. Может быть, мы можем как-нибудь помочь?

(Послушать ответы детей и подчеркнуть, что лучше всего будет сделать книгу самим, а в нее записать загадки, которые дети сами придумают).

– Мы сделаем книжку-малышку с загадками, которые придумаем сами, и нарисуем в ней отгадки.

- Ребята, скажите, как мы будем создавать эту книгу? Предлагаю записать план:

- придумать загадки

- записать загадки (Как? - Символами. (Мы не умеем еще хорошо писать, а малыши не умеют читать).

- нарисовать отгадки

- оформить обложку

- соединить листочки в книжку (Как? – Склеить листочки.)

- Дети, послушайте загадку :

С виду он зеленый мячик,

Но зовут его иначе,

На нем бархатный картуз.

Это сладкий наш … (арбуз)

- Что помогло вам отгадать эту загадку?

- Ответы детей.

- Да, в загадке есть описание того, что загадано (зеленый, сладкий) и сравнение (мячик). Рифма нам тоже подсказывает отгадку.

- В чем особенность загадки? Что-то или кто-то не называется, а описывается, сравнивается с чем-то (на что похоже, а чем не похоже).

Прежде чем придумывать загадки мы немного поиграем.

Д/и «Подбери признак» (какой? какая? какое) (тыква, лук, чеснок, груша, малина)

Д/и «Назови, какие ты знаешь овощи, фрукты или ягоды на звук…»

[а] (арбуз, ананас, абрикос, апельсин,

[к] (капуста, кабачок, кукуруза, крыжовник,

[б] (брусника, барбарис, банан, баклажан)

Д/и «Узнай на ощупь» с мешочком (муляжи фруктов и овощей)

- Отлично поиграли, а теперь придумаем загадки.

Можно просто описать овощ или фрукт, рассказать о его характерных признаках. Но, главное, не называть этот овощ или фрукт. Это будет похоже на загадку. Например:

Полосатый, сладкий, сочный, круглый. Что это? (арбуз)

- А еще есть и другой способ, с помощью которого можно придумать загадку. Мы можем описывать овощ, фрукт или ягоду, сравнивать с чем-то и добавлять слова – «как», «но не», «а не». Например:

Красный как помидор.

Или

Круглый, но не мяч.

Или

Растет на грядке, а не огурец.

- Придумаем загадку про тот же арбуз, но уже новым способом. (По таблице с признаками – форма, цвет, где растет, вкус)

Арбуз какой? (по форме) – круглый. Что бывает круглым? – мяч, солнце, кольцо, обруч…

Арбуз какой? (по цвету) – зеленый. Что бывает зеленым? – трава, лягушка, огурец, крокодил…

– полосатый. Что бывает полосатым? – тигр, зебра, кот, тельняшка, пешеходный переход…

Где растет? – на бахче. Что тоже растет на бахче? (тыква, дыня)

Арбуз какой? (по вкусу) – сладкий. Что бывает сладким? – конфета, торт, леденцы…

- Вот какая загадка у нас получилась (в зависимости от того, что предложат дети) :

Например,

Круглый, но не мяч.

Зеленый как лягушка.

Полосатый, а не пешеходный переход.

Растет на бахче, но не дыня.

Сладкий как конфета.

- А теперь запишем эту загадку символами. (С детьми выбрать, какими символами обозначить признаки)

- Придумаем еще загадку вместе, например, про огурец.

Овальный, а не кабачок.

Зеленый как лягушка

Растет на грядке, но не помидор.

- Предлагаю разбиться на 3 команды. Каждая команда будет придумывать загадку, а другие отгадывать.

- Встаем в круг, первый называет любой овощ, второй – фрукт, третий – ягоду, следующие - в той же закономерности. (Так дети разобьются на 3 команды).

- Придумываем загадку с опорой на таблицу с признаками (форма, цвет, где растет, вкус)

Детям можно предложить, про что придумывать загадку, показать карточки с овощами, фруктами и ягодами. Они выбирают или предлагают свой вариант.

Каждая команда записывает загадку в таблицу с признаками.

Например:

Помидор

Круглый как солнце.

Красный, но не цветок.

Растет на грядке, а не огурец.

Яблоко

Круглое как мяч.

Зеленое, но не лягушка.

Растет на дереве, а не груша.

Кислое, а не лимон.

Клубника

Треугольная, но не пирамидка.

Красная как помидор.

Растет на кустиках, а не земляника.

Сладкая как конфета.

Отличные загадки у нас получились! Уверена, что малыши будут отгадывать их с удовольствием. Посмотрите на наш план, что еще осталось сделать для создания книги. И приступайте к следующему этапу в свободное время.

(Дети перепишут загадки из таблиц с признаками в простую таблицу. А на обратной стороне нарисуют отгадку).

Рефлексия:

- Что было трудного при составлении загадок?

- Что показалось легким при составлении загадок?

- Какие придуманные вами загадки понравились больше всего?

- Про что еще вам бы хотелось придумать загадки?

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию детей подготовительной группы «Насекомые» Цель: Обобщить и расширить представления детей о насекомых в процессе познавательной деятельности. ЗАДАЧИ: Образовательные: • Расширять.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Личная безопасность дома» с детьми подготовительной к школе группыКонспект НОД по познавательно-речевому развитию «Личная безопасность дома» с детьми подготовительной к школе группы Цель: сформировать представление о безопасном поведении дома. Задачи: - уточнить и закрепить знания об опасных предметах и ситуациях в.

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «В гости к ноябрю. Гласные звуки (обобщение)» Цель: Совершенствование фонетико-фонематического слуха; развитие навыков звукового анализа; анализ и синтез сочетаний из 3 гласных букв.

Конспект викторины «Загадки-обманки о животных» для детей подготовительной к школе группыКонспект викторины «Загадки-обманки о животных» для детей подготовительной к школе группы Цель: сформировать навыки отгадывания необычных загадок – загадок-обманок. Задачи: Образовательные: учить отгадывать рифмованные загадки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Сочиним-ка мы загадки». Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по речевому развитию
Опубликовано: 22 декабря 2024 в 15:54
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Сочиним-ка мы загадки». Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по речевому развитию» (включая файлы) размещена пользователем Гришина Светлана Васильевна (УИ 255658) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 февраля 2025 среда
Мeждунapoдный дeнь нaуки и гумaнизмa, День Дарвина
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД