Наталия Попова
Конспект занятия «Виды народной росписи» с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: рассказать о народных промыслах : мезенская, гжельском, городецком, хохломском, жостовском. Рассказать о навыках росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветную гамму.
Материал: изделия с росписью Хохлома, Гжель, Городца, Мезенская;картинки с изображением, заготовки для росписи, тряпочки, гуашь, кисти, банки с водой.
Публикация «Конспект занятия „Виды народной росписи“ с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
Ход занятия
Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие по старинным городам нашей Родины. А зовет нас наша прекрасна гостья, кукла ручной работы – Настенька.
Прошу всех занять свои места, мы отправляемся в путь.
Гимнастика для глаз «Самолет»
Сам, сам самолет. Тут и там самолет.
(Круговые вращения глаз с опущенными и поднятыми веками
Летит самолет близко, далеко).
(Выставляют палец перед собой, приближают к носу, отводят, прослеживая его движение взором)
Летит самолет низко, высоко.
(Выставляют палец перед собой, приближают к носу, отводят, прослеживая его движение взором).
Ребята вот и наша первая остановка.
Мы прибыли в старинный русский город Гжель.
Неужели, неужели
Вы не слышали о Гжели?
Про фаянсовое чудо –
Статуэтки и посуду?
Только скажем слово «Гжель»,
И увидишь зимний день –
Небо, снега белизну
И теней голубизну.
Все изделия из Гжели
Фон имеют только белый,
А на нём лишь синий цвет.
А других здесь красок нет.
Расцветают на морозе
Колокольчики и розы,
Хризантемы и ромашки
Украшают вазы, чашки…
То мазочек, то листочек,
Там цветок, тут завиточек,
Три мазка широкой кистью –
Появился синий листик,
Поработал кисти кончик –
Распускается бутончик.
И прекрасные узоры
Там притягивают взоры
К сине – белому фаянсу,
Сколько блеска, сколько глянца!
Неужели, неужели
В вашем доме нету «гжели»?
Ребята чем знаменит этот город?
-Гжельской посудой
Какие цвета используют мастера при такой росписи?
-Белый, голубой
Молодцы ребята! Понравились вам изделия гжельских мастеров?
-Да
А теперь мы отправляемся дальше.
Наша остановка в Нижегородской области.
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым
Земляничка цветом алым
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась
А трава как, бахрома,
Золотая хохлома!
Вы не знаете, ребята,
Отчего и почему
Очень часто называют
Золотою Хохлому?
Разве золотом покрыты
В ней деревья и дома,
Может всюду там сияют
Золотые купола?
Деревянная, резная,
Расписная Хохлома!
Удивительной посудой Вот чем славится она!
Этот тонкий, этот дивный
Золотистый завиток!
Раз увидишь – не забудешь,
И хотел бы, да не мог!
Ребята о какой росписи идет речь?
Хохлома.
Какое время года напоминает эта роспись?
-Лето
Посмотрите на картинку какие цвета используются в данной росписи.
-Красный, золотой, черный, зеленый
Какой материал используют для росписи?
- Деревянный
А какие элементы хохломской росписи вы знаете? ( разные ягоды: смородина, малина, клубника, гроздья рябины, травка, завитки, листья, цветы)
Все верно ребята, ну а теперь мы отправляемся в город Городец
Есть на Волге город древний, по названью Городец
Славится на всю своей росписью, творец
Распускаются букеты, ярко красками горя,
Чудо - птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.
Посмотрите на городецкие изделия. Какие изделия используют мастера? (Много листьев и цветов)
А цвета? (зеленые, розовые, голубые)
А еще, какой элемент используют? (городецкую птицу)
Птицу рисуют в центре изделия, а края изображают другими элементами росписи.
Ну а сейчас мы отправляемся в город Жостово. Находится он рядом с подмосковным городом Мытищи
Вот жостовский чёрный изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз.
В нём бликами летнее солнце играет,
Каймой золотистой по краю сверкает.
Чтоб круглым и гладким поднос получился,
Сначала жестянщик над формой трудился
И долго шпаклёвкой его грунтовал,
Чтоб роспись художник нанёс на металл.
Фон чёрный на нём должен быть или алым
И краски нежнейшие сада и луга.
Вот кисть живописца пустилась по кругу.
Вальсирует ловко и быстро кружится,
Мазками упругими краска ложится.
И вот разлетелись по чёрному лаку
Пионы, ромашки, розаны и маки.
Художник в работе не любит повторов,
У мастера много красивых узоров.
И как ни похожи букеты на них,
А в Жостово дважды не встретишь таких.
Когда за окном снегопад и мороз,
Живыми цветами усыпан поднос.
Посмотришь с улыбкой на дивный букет
И кажется, лето нам шлёт свой привет.
Так что же расписывают в Жостове ребята?
-Подносы
А какой главный элемент в жостовской росписи? (цветок)
Правильно, мастера рисуют разные цветы, используют разные оттенки, проявляют творчество и получают вот такие красивые подносы.
А сйчас у нас пятая остановка в Архангельской области. Мы с вами послушаем о мезенской области
Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.
Предметы густо испещрены дробным узором (звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.
Давайте ребята рассмотрим с вами картинки с этой чудесной росписью.
Скажите в чем ее отличие от других?
В том, что она расписана геометрическими орнаментами.
Вот и закончилось наше путешествие.
Теперь, мы отправляемся в мастерскую и я предлагаю вам, превратиться в Мастеров по Хохломской росписи.
Для вашей работы все подготовлено.
Но сначала, давайте разомнем с вами наши пальчики
Пальчиковая гимнастика.
Разотру ладошки сильно
Каждый пальчик покручу
Поздороваюсь с ним сильно, и вытягивать начну.
Затем руки я помою
Пальчик в пальчик и вложу
На замочек их закрою и тепло поберегу
Выпущу, я пальчики
Пусть бегут, как зайчики.