Наталия Аникина
Конспект занятия «Развитие экологических представлений» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство с саванной. Путешествие в Африку»
(по программе «Развитие» О. М. Дьяченко)
образовательная область «Познание»
Программное содержание:
Образовательные задачи: закрепить знания о животном мире саванны (страус, бегемот, слон); познакомить с другими обитателями саванны (жираф); закрепить знания о природной зоне саванна. Закреплять умение овладения действиями построения модели взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в природной зоне (саванна).
Развивающие задачи : развивать логическое мышление, память, воображение, связную речь.
Публикация «Конспект занятия „Развитие экологических представлений“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение и интерес к животному миру.
Материал: проектор, ноутбук, картинки с изображением растений и животных саванны, карта природных зон Земли, пейзажные картины саванны, карточки с условным изображением условий жизни – воды, света, почвы, температуры – по три градации на каждое; условные обозначения (звезды) для самоанализа детей.
Методы, приемы: игровой приём (волшебный коридор); наглядное моделирование; работа с картой природных зон; объяснение; показ; просмотр презентации; беседа; анализ; проблемные, поисковые вопросы.
Предварительная работа : просмотр фильмов об обитателях саванны. Чтение художественной литературы (рассказ о слоне, леопарде). Чтение и рассматривание фотокнижки «Зеленая саванна» Н. Сладков. Рассматривание карты природных зон Земли. Рассматривание изображений животных в книге «От слона до утконоса», «Экзотические звери». Дидактические игры: «В мире животных»; «Загадки о животных»
Дифференцированный подход по уровням освоения программы:
1 подгруппа – строит модель природной зоны савана в сухой период;
2 подгруппа – строит модель природной зоны саванна сухой и влажный период.
Индивидуальная работа: Ису, Алену, Матвея упражнять отвечать полным предложением.
Обогащение и активизация словаря: маскировка; травоядные; хищные животные; гепард; общественное животное; особь; стадо; браконьеры.
Ход занятия:
Действия и вопросы воспитателя Действия и примерные ответы детей
Дети входят в зал.
- Вы любите путешествовать? - Да!
- А где вы бывали? - Мы были в пустыне, тундре, саване.
-Вы хотите еще отправиться в путешествие? - Да! Хотим!
Тогда давайте пройдем через волшебный коридор и окажемся…
В зале на экране картинки с изображением природной зоны саванна Дети проходят через волшебный коридор (висящий на стойках дождик)
- А куда мы попали - Мы попали в Африку.
- Ребята, а мы уже были в Африке, давайте посмотрим на наш волшебный экран и вспомним, как называется природная зона, в которой расположена Африка? - Африка расположена в природной зоне савана.
- Правильно, мы уже рассматривали с вами пейзаж саваны и называли отличительные особенности. Давайте вспомним. - В саванне выражены два сезона. Сухой сезон и влажный.
- А как вы узнали, что это саванна?
- Что происходит в саване в сухой период? - В саване очень жарко, желтеют и засыхают травы, опадают листья деревьев, трескается земля.
- А когда саванна «оживает»? -«Оживает» савана, когда начинаются дожди.
- Что происходит в саване во влажный период? - Почва впитывает воду и покрывается высокой, выше человеческого роста, травой; зеленеют листья на деревьях и кустарниках.
- Да, а ещё растения накапливают воду в толстых стеблях.
1 - Как вы думаете, какие животные обитают в Африке? - Крокодил, слон, страус, обезьяна и т. д.
2 - А сегодня я хочу познакомить вас с еще одним обитателем саваны. Посмотрите на наш волшебный экран и скажите кто это? - Это жираф.
Дети смотрят презентацию, воспитатель рассказывает о приспособительных особенностях жирафа.
3 Жираф самое высокое животное на земле.
- А почему жирафа считают самым высоким? - У жирафа длинная шея.
- Он может достать до макушки высокого дерева.
4 - Как вы думаете, зачем жирафу длинная шея? - Шея жирафу помогает в поисках пищи, помогает, добирается до самых высоких веток.
- Да, она помогает в поисках пищи, добирается до самых высоких веток.
5 На шее растет жесткая темно-бурая грива
У него длинные ноги.
6 - Зачем ему длинные ноги? - Чтобы убегать от врагов
- Вы думаете, жираф бегает быстро? - Быстро.
Правильно. Несмотря на свой высокий рост и внешнюю неуклюжесть — жирафы очень быстро бегают, могут преодолевать достаточно высокие преграды, перепрыгивая их.
- Что помогает жирафу почувствовать врага? - Слух. Уши.
- Да, он имеет хороший слух. У него достаточно большие уши.
Окрас шерсти под цвет земли.
7 - Почему окрас жирафа под цвет земли? - Для маскировки от хищников.
Да, это необходимое условие для спасения от хищников
- Что необычного есть на шкуре жирафа? - Шкура жирафа покрыта мелкими и крупными пятнами.
- Какие эти пятна? - Они коричневого и почти черного цвета, разделены узкими желтоватыми или белыми промежутками.
8 - Какой у жирафа хвост? - Длинный
- Да, него длинный хвост.
- А зачем ему длинный хвост? - Длинный хвост для защиты от насекомых
- Что у него на кончике хвоста? - На кончике хвоста кисточка длинных, черных волос.
9 - Что это у жирафа на макушке? - Рожки
У жирафа на макушке находится пара коротких тупых рогов, покрытых шкурой.
10 У жирафа очень длинный, синий язык.
11 - Длинный язык ему зачем? - Доставать еду.
Язык служит ему хорошим инструментом для захвата веток деревьев, расположенных на большой высоте.
12 Жираф – жвачное животное, как корова. Он постоянно что-нибудь жует.
- Чем питается жираф? - Растениями.
13 Жираф травоядное животное. Питается жираф растительной пищей. Любимое лакомство у жирафа - колючие акации. Но часто он кормится также мимозами, диким абрикосом и некоторыми кустарниками,
- А траву может, есть жираф? - не может.
- Почему не может? - Ему трудно наклонятся
- При необходимости может поедать и свежевзошедшую траву.
14 Пьет жираф очень редко. 1 раз в 2 – 3 дня. Но при отсутствии воды в сухой период, он способен обходится без нее многие недели, возможно месяцы.
15 - А если жирафу нужно взять корм с земли или попить воды, что он должен сделать? - Широко расставить передние ноги, наклониться.
16 Зрение у жирафа острее, чем у любого другого африканского животного, возможно, за исключением гепарда. Вдобавок огромный рост позволяет замечать предметы на очень большом расстоянии.
- А еще для чего жирафу хорошее зрение? - Что бы на расстоянии замечать врагов.
- Когда и как спит жираф? - Ночью, лежа.
17 Спят жирафы ночью, но только по нескольку минут и притом стоя.
- Почему он спит стоя? - Он высокий ему трудно лечь.
18 Иногда жирафы все же ложатся, но долго устраивают свою голову, стараясь положить ее на заднюю ногу, дугой изогнув шею, или опереться ею о землю.
- У жирафа есть враги? - Да, есть.
- А как вы думаете кто его враг? - Его враги хищники.
19 Единственный серьезный враг взрослых жирафов – лев.
- Почему лев враг жирафа? - Лев хищник, он большой, быстро бегает.
- А когда лев может напасть на жирафа? - Когда жираф лежит или стоит, неуклюже согнувшись, – пьет воду или щиплет траву.
На молодых жирафов охотятся и другие хищники, например леопарды и гиены.
20 Жирафы – общественные животные. В одиночку живут только старые самцы. Обычно жирафы живут по 7–10 особей в стаде, хотя бывает, что в нем собираются и до 50 – 70 животных.
21 У самки обычно появляется на свет по одному детенышу.
22 - Чем питается маленький жираф. -Питается маленький жираф молоком своей мамы.
А растительной пищей он начинает питаться, когда ему исполняется один год.
23 Живет жираф недолго до 25 лет – 30 лет.
- Вот мы и познакомились с жирафом. А каких животных обитающих в саване еще вы знаете? - Слон, страус, антилопа, бегемот и т. д.
- А что общего у всех животных и растений саванны? - Они все могут выжить в сухой период в саване. Они по-разному приспосабливается к условиям жизни в саване
Физкультминутка:
- «В реках Африки живет
Злой, зеленый пароход;
Кто б навстречу не поплыл
Всех проглотит крокодил Ходьба на месте
Руки вытянуты перед собой («волна» руками)
Дети плывут брасом
Хлопки руками (изображают пасть)
Давайте сядем за столы Дети садятся за столы.
- Давайте с вами выложим картинки с изображением растений и животных саванны на соответствующее место карты природных зон Земли. Дети выкладывают.
- Давайте вспомним, чем характерна природная зона саванна? - Сухим и влажным периодом.
Выложите картинку, рассказывающую об условиях жизни в саванне и о зависимости от них жизни растений и животных. Дети строят модель самостоятельно, отбирая нужные карточки.
Воспитатель спрашивает детей, почему они взяли ту или иную карточку. - В саване много света, высокая температура, достаточно воды, хорошая почва.
Некоторые животные саванны занесены в «красную книгу»
- Почему? - Их осталось мало на нашей земле.
- А почему их осталось мало на земле? - Потому, что их убивают браконьеры из-за их ценного меха, шкуры, бивней.
- Что должны делать люди для того чтобы животные не исчезали, а их становилось больше. - Люди должны охранять животных. Бережно к ним относиться
Вот и подходит к концу наше путешествие, давайте вспомним, что нового узнали, с кем познакомились. - Познакомились с новым животным, жирафом…
А еще для вас у меня есть наши волшебные звездочки, которые помогут вам оценить себя. И определить, насколько вы справились с заданием. Возьмите по одной звездочке и оцените себя.
- Почему ты взял зеленую звездочку? - Мне все было легко и понятно, Я быстро справился с заданием.
- А почему ты взял желтую звездочку? - Я затруднялся при составлении модели.
(Ты больше всех назвал животных обитающих в саване. Я думаю, что следующий раз ты постараешься и у тебя все получится)
- Теперь пришло время возвращаться в наш детский сад. Прощайтесь с гостями. Давайте опять пройдем через наш волшебный коридор и окажемся в детском саду. Дети проходят через волшебный коридор и выходят из зала.