Елена Кокорина
Конспект занятия «Путешествие в сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Направление: «Социально-личностное развитие».
Тема: «Путешествие в сказку».
Цель: Закрепить знания детей о том, что означают древние знаки на предметах русского обихода.
Задачи:
• Познание: Закрепить: назначение дворовых построек, предметов домашнего обихода, счет в пределах 5.
• Коммуникация, музыка, физическая культура: Прививать любовь к русскому фольклору и совершенствовать речь, как средство общения, используя песенки, пословицы, загадки и стихи.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в сказку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
• Социализация: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Формировать такие качества, как сочувствие отзывчивость, справедливость.
• Художественное творчество, здоровье: Развивать фантазию, творческое воображение, работая штамповкой; развивать мелкую моторику пальцев рук в процессе работы со шнурком.
Оборудование: центр игровой активности «Русская изба» с предметами домашнего обихода: сундук, веретено, русская печь, самовар, деревянные ложки; ёлочки; макеты бани и амбара; игрушки: собачка, домовёнок Кузя; вышитое полотенце со знаками-символами, музыка; атрибуты к игре «Карусель»; «полотенца» для вышивания; штамповки, краски гуашевые; угощение для детей.
Предварительная работа: Познание, коммуникация, чтение художественной литературы: заучивание наизусть стихотворения о весне, пословиц о труде, частушек; знакомство детей с народным наследием России; чтение русских народных сказок.
Организация образовательной деятельности:
1. Познание, коммуникация.
Дети входят под негромкую музыку.
Детки, сегодня мы с вами пойдём в гости к Кузе. Какое у вас настроение? (У меня хорошее, радостное.)
А почему?
Где мы очутились? (В лесу.)
А какое время года?
Почему вы так решили?
Под музыку идём через лес.
Чтение стихотворения (читает ребенок) :
Весенние воды. (Ф. Тютчев.)
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят, -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят.
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы!
Она нас вызвала вперёд!»
Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых майских дней
Румяный светлый хоровод
Толпится весело за ней!
Входим во двор.
Собачка Жучка лает, нас не пускает. Как же нам ее успокоить? попробуем спеть ей песенку:
Ты, собачка Жучка,
Хвостик – закорючкой,
Зубы – острые,
Шерстка – пёстрая!
Гав! Гав! Гав!
Нет, не успокаивается Жучка, она хочет задать нам вопросы:
Что это такое? (Это баня.)
Для чего нужна баня? (Раньше в бане купались, парились, стирали бельё.)
Что было в бане? (Там была печка, лавки, парилка.)
А где строили баню? (Баню строили на берегу реки, чтобы после купания люди окунались в реку. Это придавало здоровья.)
Какие пословицы мы с вами знаем о бане?
«От мытья частого тело живёт».
«В бане веник дороже денег»,
«Баня правит – всё исправит».
Да, про эту постройку вы всё знаете. Молодцы! А это что такое? (Это амбар.)
Для чего он нужен? (Амбар нужен для того, чтобы хранить зерно в сусеках. Ещё там хранили вёдра, бочки, сундуки.)
Какие существуют пословицы?
«Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в амбаре».
«Хвались урожаем, когда хлеб в амбар засыпаешь».
Собачка Жучка признала в нас своих людей, а не чужих, и пропустила. Но что это?
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (Замок.)
Давайте постучим…
Не открывает Кузя. Может быть, нам почитать стихотворение про домового. Кто хочет?
Домовой.
Домовой за печкой жил.
С ребятишками дружил.
Он хозяйке помогал.
Всех гостей он развлекал.
Он за печкою сидит,
Иногда слегка ворчит.
А, вообще, он удалой,
Самый лучший в мире домовой!
(Собачка подаёт письмо.)
Воспитатель читает:
«Я, злая чародейка – колдунья, уколола Кузю веретеном, и он уснул. разбудить его смогут только дети, которые соберут в этот ящик 5 предметов, которые должны быть в доме у Кузи, и загадки, какие знаете. И тогда произойдёт чудо, и замок откроется».
Что такое веретено?
Из какой сказки пришла злая колдунья? («Спящая красавица».)
А как называется этот ящик? (Сундук.)
Ну, что, попробуем? (Да.)
Перед вами волшебная лужайка.
Найдите и выберите 5 предметов, которые должны находиться в доме у Кузи, и вспомните загадки о них. Если вы правильно выберете предмет – сундучок откроется, а если неправильно – он будет молчать.
Веретено.
Чем боле я верчусь,
Тем боле богатею
И тем боле я толстею.
Для чего нужно веретено?
Печь.
Летом спит,
Зимой греет.
Тело тёплое,
А крови нет.
Где ставили русскую печь в избе?
На что похожа печка?
Для чего она служила?
Самовар.
В небо дыра,
В землю дыра.
Посередине – огонь, да вода.
Для чего предназначался самовар?
Деревянная ложка.
Сама не ем,
А всех кормлю.
Из чего делали в древности посуду?
Кто её делал?
Сундук.
Тёмный короб.
Вещей в нём ворох.
Для чего нужен сундук?
Из чего его делали?
Дети считают, сколько предметов оказалось в сундучке.
Молодцы!
Ключик быстро повернём,
И замок наш отопрём!
2. Социализация.
Ой, кто это? (На стуле сидит старший брат Кузи – Буся.)
Здравствуйте! Я старший брат Кузи – Буся. Приехал его навестить, да вот – никак не разбужу. А вы кто?
Мы – ребята из детского садика «Оленёнок», я – Елена Вячеславовна, воспитатель. Посмотри, Буся, посмотрите, дети, а вот и Кузя наш просыпается.
Ох, как долго я спал.
Ты бы ещё дольше проспал, да детки помогли тебе проснуться. заколдовала тебя злая колдунья, а ребята справились со всеми её заданиями, и ты проснулся.
Спасибо, детки. Какие вы все красивые, умные, добрые.
Проходите, не стесняйтесь,
Поудобней располагайтесь.
Всем ли места хватило?
Здравствуй, брат! (Буся говорит Кузе.)
Я пришёл к тебе в гости и принёс в подарок вот это полотенце, а что это такое на нём вышито, я забыл. Ты не знаешь?
Какое красивое! Нет, не знаю. А вы, детки, знаете?
Да! Это узоры, которые вышивали на полотенцах, скатертях и одежде раньше.
Что означает на вышивке красный цвет? (Солнышко.)
Чёрный? (Земля.)
Синий? (Вода.)
Зелёный? (Трава.)
А что обозначает этот знак (показ?
Это знак земли.
Чем он обозначается? (Прямая горизонтальная линия.)
А этот знак?
Это знак солнца.
Какой геометрической фигурой он обозначается? (Это круг.)
А это что за знак?
Это знак воды. Обозначен он волнистой линией.
3. Русская народная игра «Карусель».
А теперь на радости такой
Прокатнёмся с детворой.
Игра «Карусель» (под музыку). Кузя – в руках у ребенка, Буся – вместе с детьми.
Еле-еле, еле-еле
Закрутились карусели.
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, тише, тише –
Карусель остановите.
На чём будут кататься дети?
А сейчас давайте представим себе, что мы сидим: кто – в машине, кто – на слоне, кто – на чём хочет, отпустим ленточки и покатаемся на ковре под музыку.
Поиграли, покатались, теперь пора нам возвращаться в детский сад.
А у меня и для вас есть подарок: вот эти полотенца, только они пока некрасивые, вы их распишите сами для себя.
А вот этот сундучок вы откройте дома,
Угоститесь тем, что в нём.
И не забывайте Домового! (говорит Буся.)
Спасибо, Буся!
А какую пословицу мы с вами знаем о доме?
«В гостях хорошо, а дома лучше».
До свидания, Кузя, Буся и собачка Жучка.
4. Творчество детей.
Пришли мы в детский сад.
Детки, давайте мы с вами распишем полотенца, которые подарил Буся.
Сначала работаем шнурком: вставляем шнурок из одной дырочки в другую, начиная снизу вверх. Затем работаем штамповкой – делаем по одному узору с каждой стороны. Обратите внимание на то, чтобы низ штамповки совпадал с низом полотенца.
Звучит негромкая музыка.
Индивидуальная помощь по ходу работы детей.
Как назывались девушки, которые умели всё делать? (Рукодельницы.)
В процессе работы, чтобы работа была веселее, девушки и парни шутками переговаривались:
Посоветую подружке:
«Ты без Кузи не грусти!
Лучше сядем за иголки
Будем кружево плести».
Как во тереме, высоком тереме
Красна девушка Настасьюшка.
Во терему она просиживала
Шёлком шила, вышивала золотом.
А я шила, вышивала
Полотенце белое.
Шила девочка приданое,
Девочка рукодельная.
Не хвалитесь, вы, подружки,
Новыми работами.
Я ведь вышила сама
Полотенце с ёлками!
Пословицы говорили:
• Умелые руки не знают скуки.
• Землю красит солнце, а человека – труд. И др.
Вот и получились у нас красивые полотенца.
Что можно прочитать на твоём полотенце?
А на твоём?
Чтение детьми древних узоров.
5. Итог.
Вот так мы живё м:
Пряники жуём, чаем запиваем.
Всех в гости приглашаем!
Девочки и мальчики!
Угощайтесь сказочными пряничками!