Любовь Вениаминовна Великова
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие в лесную страну»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить знания о жизни диких животных и птиц зимой; о том, как живая природа приспосабливается к условиям зимы; воспитывать любознательность, любовь к природе.
Материал: иллюстративный материал (животные, птицы, зимняя природа, еловые шишки, ягоды рябины, желуди. Кукла: старичок-Лесовичок.
Ход ЗАНЯТИЯ:
- К нам в гости пришел Лесовичок - старичок и приглашает нас всех в зимний лес. Пойдем?
(Выставляется картинка зимнего леса, читается стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию „Путешествие в лесную страну“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит).
- Какие деревья вы видите в зимнем лесу? (Они укрыты снегом, снег лежит на ветках, они гнутся под его тяжестью).
А теперь подумайте и скажите: почему ветки ели гнутся под снегом и не ломаются? (выставляется соответствующая картинка). Обратите внимание на то, как они расположены (наклонно, какие они гибкие (как пружинки). Именно поэтому снег от ветра, случайного толчка, чрезмерной тяжести легко соскальзывает, не прилипает. А еще зимой на снегу появляются узоры из следов разных животных и птиц (выставляется картинка «Следы на снегу»).
Давайте внимательно посмотрим и вы мне расскажите, кто какой след оставил, а я вам буду помогать.
А теперь, ребята, давайте поговорим о том, что вы знаете, а чего не знаете о жизни диких животных зимой?
Беседа по вопросам:
1. Какую шубу надевают животные зимой?
2. Какие животные зимой спят?
3. Почему говорят, что волка ноги кормят?
4. Почему волки зимой особенно опасны?
5. Чем питается белка зимой?
6. Почему о зайце говорят: «Сам себя обогнал?»
7. Хорошо или плохо приходится животным в студеную пору?
- Да, ребята, животным зимой приходится туго. Вот и наш зайчик замерз. Давайте покажем Лесовичку-старичку, как зайчик греется (проводится
физкультминутка «Зайка»).
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочки скок-скок-скок.
А затем в присядку,
Чтоб не замерзли лапки,
(дети выполняют движения по ходу стихотворения)
- Мы с вами много рассказали Лесовичку о животных, а теперь давайте расскажем о птицах, которые зимуют вместе с нами.
Тихо в лесу зимой: перелетные птицы улетели уже далеко-далеко.
Зато к нам на зимовку прилетают другие пернатые. Пусть их не много, пусть они не радуют нас своим веселым щебетанием, все равно это прекрасно.
- Кто знает, какие птицы зимуют вместе с нами? (воробьи, вороны, снегири, синицы, сойки, клесты, щегла и т. д. - выставляются на панно).
Молодцы! Все вы видели важного, гордого. У него ярко-красная грудка, черная шапочка, белые полоски на крыльях. Но такими щеголями выглядят
только снегири - папы. Снегири - мамы гораздо скромнее. Это у птиц вообще заведено. Грудка у них не красная, а серовато - бурая (выставляется
картинка снегиря- папы, снегиря- мамы).
А теперь обратите внимание на клюв снегиря. Как вы думаете, таким клювом удобно скусывать почки, извлекать семена? Следовательно, снегирь
- птица зерноядная. Итак, чем питается снегирь? Как его клюв приспособлен к добыванию семян и почек?
Запомните: если вы найдете под деревом выеденные плоды, значит тут «столовались» именно снегири.
А эту птицу вы узнаете (выставляется фотография клеста? Это клест. Его тоже можно увидеть зимой в наших лесах. Клест -большеголовая птица с красно - коричневым опереньем. Одиночества они не любят, держатся стайками. Небольшие стайки клестов можно увидеть на хвойных деревьях. Почему? (ответы детей).
Да, ведь семена шишек - их основная пища. Но как же достать семечко из закрытой шишки? Посмотрите на клюв клеста. Он напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что нижняя и верхняя части его перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть шейки шишки и достать семена. Клест вьет гнезда и выводит птенцов обычно в конце зимы - феврале. Чудеса, да и только! Клест -единственная птица, которая выводит птенцов зимой.
-Ребята, лесовичок принес нам послание от жителей зимнего леса. Но чтобы его прочитать, мы должны разгадать кроссворд. Я думаю, что с этой задачей мы справимся, т. к. кроссворд составлен из загадок о животных и птицах:
1. Почему весь день стучу?
Я деревья так лечу (дятел).
2. Прыг-скок, прыг-скок,
Длинноушко-белый бок (заяц).
З. Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой, голодный (волк).
4. Шум и треск по лесу летит
А из пасти клык торчит (кабан).
5. Маленький мальчишка
В сером армячишке.
По дворам шныряет,
Крохи собирает (воробей).
6. Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе ее везет,
Очень медленно ползет (улитка).
7. Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу (белка).
8. Хозяин лесной, просыпается весной
А зимой под снежный вой,
Спит в избушке снеговой (медведь).
9. Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет (сорока).
10. Кто на елке, на суку
Счет ведет: «ку-ку, ку-ку» (кукушка).
11 .Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками (еж).
12. Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет (лиса).
13. В одежде богатой,
А сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видывал солнца (крот).
14. Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери
И вдруг вспорхнули яблоки!
Ведь это. (снегири).
- А теперь в красных клетках прочитаем послание от птиц и зверей: «Давайте дружить!»
Я думаю, что это хорошее предложение, и вы со мной согласны. Давайте будем дружить с лесными жителями, помогать им, подкармливать. Спасибо тебе, Лесовичок-старичок, за то, что помог узнать много нового и интересного, и конечно, за послание. Передай и наши пожелания лесным жителям. До свидания, Лесовичок-старичок.