Ирина Капелюшина
Конспект занятия «Путешествие в космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия образовательная область «Познание»
Тема: «Путешествие в космос»
Цель: формирование у дошкольников позитивной мотивации к познанию и положительного отношения к миру; систематизировать знания по теме «Космос»,
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
-закрепить знания и представления детей о космосе и планетах солнечной системы, знание планет, их последовательность расположения от солнца;
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в космос“» размещена в разделах
- познакомить детей с понятием «Солнечная система»;
- расширять знания детей о планете земля;
- умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом.
Коррекционно - развивающая:
-развивать мышление, внимание, память, воображение, умение свободно экспериментировать,
Коррекционно - воспитательная:
-воспитывать самостоятельность, активность, познавательные интересы, аккуратность, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Словарная работа: Земля, Луна, Солнце, космос, звезда, планета, ракета, космонавт, скафандр, невесомость, созвездие, луноход, кратер, метеорит.
Признаки: солнечный, земной, звездный, космический.
Действия: летать, приземлятся, светить, сверкать.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций на тему «Космос», беседа о космосе; настольные игры: «Космический бой», «Космос», изготовление поделок из бросового материала на тему «Космос».
• просмотр иллюстраций о космосе; рисование «Космическая фантазия», звездное небо, чтение стихотворений и рассказов о космосе; Чтение стихов о космосе : Я. Аким «Есть одна планета-сад»; А. Хайт «По порядку все планеты»; Ю. Яковлев «Что там за родственник Луны?»; Р. Алдонина «Комета»; В. Орлов «Возвращение»; В. Степанов «Юрий Гагарин».
• Чтение рассказов: В. Бороздина «Первый в космосе»; А. Томин «Мы гуляем по луне», «Домой!».
• Рассматривание иллюстраций и фоторепродукций о космосе. Вечер загадок о космосе с подбором иллюстраций. Раскрашивание карандашами раскрасок на космическую тематику.
Тонировка альбомных листов чёрной гуашью - космическое небо, жёлтой гуашью - поверхность луны
Материалы и оборудование: фотографии космонавта, картинки на тему «Комос», «Солнечная система», «Космический корабль», фонограмма старта космической ракеты; пластмассовые мячи, фольга, таз с мукой; разрезные картинки планеты Земля для каждого ребёнка
• Структура и содержание организованной деятельности:
1. Организационный момент:
- Ребята, в нашей группе много гостей. Поприветствуем их. (Дети здороваются)
- Уважаемые гости, у нас сегодня очень важный день. Сегодня наша группа превращается в стартовую площадку для ракеты «Весёлые человечки».
- Гости останутся в Центре управления полётом, чтобы с Земли следить за нашим путешествием.
– Ребята, какое у вас сегодня настроение?
– Хорошее, радостное, веселое.
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
-Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Хорошо. Послушайте о чем следующее стихотворение.
- Дома за книжкой и в детском саду
Мечтают мальчишки, мечтают девчонки
Лететь на Луну.
Упорно мечтают они о Луне
И даже летают, но только во сне.
- Скажите ребята, о чем я прочла сейчас стихотворение? Скоро наша страна отмечает «День космонавтики». Исполняется 51год с момента полета в космос первого человека. Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет. А вы ребята хотели бы стать космонавтами? Кто такие космонавты? Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым и т. д.).
2. Погружение в тему.
– Сегодня у нас будет необычное занятие : мы с вами полетим в космос.
Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая (ракета)
– Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Итак, мы скоро отправимся в космическое путешествие к планетам солнечной системы. Но сначала давайте сделаем гимнастику для наших язычков. Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.
Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.
Им – им – им, на ракете полетим.
Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.
Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.
– Молодцы, все справились с заданием
- А кто стал первым космонавтом Земли. (Юрий Алексеевич Гагарин)
- Расскажите, каким он был? (Ю. А. Гагарин был смелый, отважный,дисциплинированный,трудолюбивый, умный, мужественный, выносливый,весёлый, красивый, скромный)
- Юрий Гагарин – настоящий герой не только нашей страны, но всей планеты Земля
- Напомните, пожалуйста, какие животные помогали человеку открыть дорогу в космос? (Собаки. Самые известные из них – Лайка (она погибла, не вернулась на Землю, Белка и Стрелка)
- А сейчас мы приступим к поготовке. Итак, космонавты, наденьте воображаемые скафандры и займите космические кресла в ракете. (Дети садятся на стулья напротив доски с демонстрационным материалом о космосе)
- Итак, наша ракета готова к полету. Ключ на старт! Зажигание! 5-4-3-2-1-поехали (фоновая спокойная музыка)
Физминутка (Свободное расположение детей по залу. Звучит расслабляющая музыка).
- Выходим в открытый космос. Ребята, почему в космосе все предметы летают? (В космосе нет земного притяжения. В космосе – невесомость)
- Итак, мы отправились в космическое путешествие к планетам солнечной системы.
- Давайте расскажем о Солнце.
-звезда или планета (звезда)
- по размеру большое или маленькое? (большое)
- по форме круглое или квадратное? (круглое)
- по освещенности яркое или тусклое? (яркое)
- по температуре горячее или холодное? (горячее)
-по расстоянию от Земли далёкое или близкое? (далёкое)
- Ребята, Солнце очень яркая звезда. Чтобы сохранить наше зрение мы не будем долго смотреть на Солнце без темных защитных очков,а еще Солнце излучает свет и тепло как электрическая лампочка. (Воспитатель включает лампу – "Солнце”, просит детей по очереди приблизить и удалить руку.)
– Что вы можете сказать об этом? (Ответы детей)
- Посмотрите, так выглядит наша планета в космическом пространстве. (Показ картинки).
- Ребята, я вам предлагаю сложить нашу планету – Земля.
Основная часть. Работа над темой.
Д/и “Разрезные картинки ”. (Красочное изображение Земли разрезано на фрагменты разными способами. Дети объединяются в пары и выкладывают картинку. Каждой паре детей предлагается для складывания картинка с разрезами различной степени сложности в зависимости от индивидуальных особенностей детей).
- Ученые выяснили, что наша планета в Солнечной системе не одна. А что же такое солнечная система?
- Это солнце – вокруг которого вращаются девять планет. А какие вы планеты знаете? (Дети перечисляют)
- ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА ЖИЗНИ.
От Солнца третья по счету планета,
Наша Земля поменьше звезды,
Но ей хватает тепла и света,
Чистого воздуха и воды.
- А кто из вас помнит, как называется спутник Земли? (Луна)
- Да, правильно. Луна – спутник Земли.
- Поверхность Луны покрыта пылью и кратерами. Они образовались, когда куски камней падали на Луну. Эти камни называются “метеоритами”.
- На Луне нет воздуха, воды и жизни. На солнечной её стороне – всегда жарко, а в тени - холодно.
- Давайте наденем скафандры и высадимся на Луну. Посмотрите, почему Луна вся в ямах?
(Это кратеры).
- Я предлагаю вам перейти к столам и провести опыт, чтобы узнать, как на Луне образуются кратеры. Представьте, что мука в тазу – это поверхность планеты, а шар - это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Посмотрите, что образовалось на поверхности Луны – углубление, ямы, кратеры.
Примечание: родители помогают детям сделать метеориты - обернуть пластмассовые шарики фольгой. Затем дети бросают шарики в таз с мукой. Опытным путём выясняют, что после падения шара на поверхности муки образуются углубления. С помощью родителей формулируют вывод.
- Ребята, почему образовался кратер?
(Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрыта толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер).
- А сейчас мы возвращаемся в ракету и продолжаем наш полёт.
- Ребята, назовите, пожалуйста, самые близкие к Солнцу планеты – это Меркурий, Венера, Марс. Все эти планеты твёрдые и каменистые. Меркурий очень похож на Луну. Венера самая горячая планета и покрыта ядовитыми облаками. Марс – это пустыня, покрытая оранжево-красным песком.
- Наша ракета подлетает к самой крупной планете в Солнечной системе. Кто знает ее название (Юпитер).
- Планета эта видна как полосатый шар, а полосы разного цвета. Это громадный шар, который в 11 раз больше Земли. Юпитер – самая большая планета Солнечной системы. Это газовая планета и на ней нет жизни.
- Как называется седьмая планета? (Уран)
- Эта планета окружена голубыми облаками. Поверхность ровная, сине-зеленого цвета.
Это единственная планета, которая вращается лёжа на боку. Этакий лежебока! Поэтому к Солнцу обращен то один его бок, то другой. И на планете царит туман.
- Следующая планета - Нептун. Она мерцает голубым цветом. На этой планете очень холодно. Минус 200 градусов. Жизни на планете Нептун нет.
- Давайте подлетим ближе к самой маленькой планете Плутон. Эта планета покрыта льдом и там царит невероятный холод. Плутон – самая удаленная от Солнца планета. Эта очень маленькая и самая холодная планета Солнечной системы.
- ребята, я слышу сигналы из Центра управления полётом о том, что нам пора возвращаться домой, на Землю.
- Большое космическое путешествие заканчивается. Займите свои кресла. Возьмитесь за руки. Закройте глаза. Возвращаемся! Наша ракета «Веселые человечки» прибыла на планету Земля.
Подведение итогов
- Ребята, где вы сейчас побывали?
- Подумайте и скажите, чем похожи все планеты Солнечной системы? (Ответы детей).
- Верно! Все планеты имеют форму шара и все вращаются вокруг Солнца.
- Но все равно, наша планета Земля самая главная, самая красивая планета Солнечной системы, потому что мы живем на ней. Так давайте же беречь ее! И кто знает, может среди вас сейчас находится будущий космонавт, который полетит в космос, посмотрит на нашу планету сверху и скажет: «Какая же она красивая!».