Масловская Галина
Конспект занятия «Путешествие на лесную полянку к насекомым»
▼ Скачать + Заказать документы
государственного казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 «Золотой ключик»
г. Минеральные Воды, Ставропольского края
Конспект ООД по речевому развитию в разновозрастной группе ЗПР по стандартам ФГОС ДОО
на тему: «Путешествие на лесную полянку»
Учитель-дефектолог: Масловская Г. И.
Конспект организованной образовательной деятельности в разновозрастной группе с ЗПР "Мальвина".
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
Тема: «Путешествие на лесную полянку, в гости к насекомым»
Дата: 27.04.23
Ведущая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие.
Возраст детей: 5-7 лет
Программное содержание: уточнение и закрепление знаний о насекомых и их значения для природы, расширение и активизация словаря по теме, активизация речевой деятельности детей.
Задачи:
КОРРЕКЦИОННО-ОБУЧАЮЩИЕ:
-Продолжать формирование представлений о насекомых, расширять и конкретизировать представления о пользе и вреде насекомых, их значении, цвете и размере.
- Закрепление в речи существительного с обобщающим значением-насекомые; пополнять словарный запас словами-действиями по лексической теме, развивать умение делить слова на слоги.
-Совершенствовать грамматический строй речи (образование существи-тельных во множественном числе).
-Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза "потому - что". Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии предметных картинок.
-Закреплять у детей умение отвечать на вопросы полным предложением, аргументируя свой ответ.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развивать зрительную и слуховую память.
Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
Развивать связную речь, через умение вести диалог.
Оборудование: строительный модуль, предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза, письмо, обруч-полянка (в котором расположены цветы, письмо, листочки с цифрами, цветок, маски-насекомые, Д. и «Загадки», Д. и. «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (картинки, на которых показано превращение гусеницы в бабочку, воздушный шарик.
Ход организованной образовательной деятельности.
Вводная часть (организационный момент).
Педагог: К нам пришли гости давайте с ними поздороваемся.
(упражнение на координацию слов и движений)
"Я здороваюсь везде!
Дома и на улице.
Даже, здравствуй, говорю я соседской курице.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро! Здравствуй день!
Нам здороваться не лень
Педагог: Ребята, а вы знаете друзей Лунтика?
(дети перечисляют насекомых) Как их всех назвать одним словом?
Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Но дорога дальняя, а для этого нам надо построить поезд.
Основная часть.
(из крупного строительного модуля дети строят поезд, звучит музыка "Паровозик из Ромашкова")
Педагог: Поезд к отправке готов!
(дети проговаривают слова)
Дети: Паровозик чух, чух, чух.
Поезд мчится во весь дух!
А колесики стучат,
Тук, тук, говорят!
Педагог: Вот мы и мы приехали в лес. Паровоз гудок дает и в дорогу нас зовет :ТУ-ТУ-ТУ!
(развитие модальности силы голоса; громко-тихо)
Дети: АУУУУ (громко-тихо)
Педагог: Ни кто нам не отвечает. Надо идти к лесной полянке, может там кого найдем.
(под бубен развитие слухоречевой памяти и внимания)
Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветви пенечки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?
(Дети садятся вокруг обруча, в котором одни цветы и письмо, дыхательная гимнастика)
Педагог: Как вкусно пахнут цветочки!
Дружно носиком вдыхаем,
Через ротик выдыхаем!
Ты не рви цветочек,
Пусть растет дружочек!
(пальчиковая гимнастика "наши алые цветки")
Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно?
Педагог: Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь? Педагог читает письмо:
Однажды на полянке был веселый бал,
Но появился злой паук и всех заколдовал.
Что б бабочки порхали, трудился муравей. И осы чтоб жужжали, ты помоги скорей.
Возьми с собой ты знания, и доброту возьми,
И этим шестиногим малышкам помоги!
От кого же это письмо? Да, оно от Лунтика!
Педагог: Лунтик просит нас помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам.
(Педагог берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми)
Педагог: Закройте все глаза и повторяйте за мной:
- Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы с вами превратились в насекомых и продолжим путешествие по лесной полянке. Проходите насекомые, садитесь. А вот и первое задание от Лунтика: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».
1. Беседа по теме "Насекомые" (загадки).
(Педагог читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на магнитную доску)
·У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее (стрекоза).
Педагог:
- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?
(под цветочком цифра 1)
·Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее. (пчела).
Педагог:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
(под цветочком цифра 2)
·Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (муравей).
Педагог:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
(под картинкой цифра 3)
·Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка).
Педагог:
- Какие слова вам подсказали, что это бабочка?
(под цветочком цифра 4)
·Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (Божья коровка).
Педагог:
- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?
(под цветочком цифра 5)
Педагог: Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
- Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)
- А паук – это насекомое?
- Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)
- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)
- Назовите полезных насекомых. (бабочка, пчела, муравей.)
- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)
- Назовите вредных насекомых. (Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)
- Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.
Педагог:
- Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.
2. Речевая игра с мячом "Один- много"
Педагог: Насекомых на свете очень много. Давайте освободим еще одно насекомое. Задание Лунтика нам помогут выполнить наши мячи.
(картинка жука лежит под мячами)
Продолжим наше путешествие, у нас есть новое задание.
3. Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».
Педагог: Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
·Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
·Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
·Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
·Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.
Педагог: Вот мы с вами еще спасли муравья (под картинкой цифра 6). Продолжим наше путешествие.
4. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Педагог: Насекомые волшебники, они умеют превращаться!
Отгадайте загадку: хоть имеет много ножек, все равно бежать не может. Вдоль по листику ползет, листик все грызет, грызет.
(дети открывают геометрическую фигуру с ответом)
Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку.
(педагог проводит беседу)
- Что сначала откладывает бабочка?
- Бабочка откладывает яйца.
- Кто появляется из яйца?
- Из яйца появляется гусеница.
- Что делает гусеница?
- Она питается листьями и растет.
- В кого она превращается?
- Гусеница превращается в куколку.
- Кто выходит из куколки?
- Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать. Педагог: Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку.
Рассказы детей по цепочке:
·Бабочка отложила яички на цветке.
·Потом появилась гусеница.
·Гусеница питалась листьями и росла.
·Потом гусеница превратилась в куколку.
· Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка
сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка
начинает летать
4. Глазодвигательные нейроупражнения "Куда летит бабочка"-(расширение пространства зрительного восприятия, ориентировка на плоскости)
Педагог: Как много бабочек прилетело на полянку. Куда летит первая бабочка? (вверх на право, вниз на лево.)
5. Упражнение «Раскрась бабочку» (за столами).
Педагог:
- Посмотрите, какое задание нам оставил Лунтик. Надо раскрасить по цифрам силуэт насекомого и мы узнаем, кого еще можно освободить. Слушайте внимательно. Кого мы с вами освободили? Какие вы молодцы!
Педагог: Мы с вами спасли много насекомых и они зовут нас на свой праздник-бал.
6. Логоритмика "Хоки-поки" -координация слов и движений
7. Нейроупражнение с шариком на звукопроизношение"Кто как голос подает" (жук-жужжит, комарик звенит)
Педагог: Ребята, а насекомые умеют разговаривать?
Дети: Они издают только звуки.
Педагог: шарик нам поможет узнать голоса насекомых.
(дети отбивают шарик и произносят звуки характерные для насекомых : ж-ж, з-з, ц-ц. жук-жужжит, комарик звенит, кузнечик стрекочет)
8. Итог занятия.
Педагог:
Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей.
Педагог: Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!
(берет волшебный цветок и произносит слова. Дети снимают насекомых- маски и размещают их на полянке возле цветов.)
Педагог: Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад.
Педагог: Вам понравилось быть насекомыми?
Дети: Понравилось.
Педагог: А что вам понравилось и заполнилось больше всего?
- Вы все сегодня были молодцы!