Алина Шмелева
План-конспект прогулки по экологической тропе
▼ Скачать + Заказать документы
План конспект «прогулка по экологической тропе»
Цель занятия – обобщение знания детей об окружающей среде.
Задачи:
1. Расширить и закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе; сформировать у детей интерес к природе, желание активно познавать природные объекты; уточнить и углубить знания детей о взаимосвязи человека и природы.
2. Активизировать познавательную деятельность детей через создание проблемных ситуаций, постановку поисковых вопросов и экспериментирования.
Публикация «План-конспект прогулки по экологической тропе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Формировать бережное отношение к окружающей среде, приобщить к культуре общения с природой.
4. Воспитывать у детей стремление охранять и сохранять природный мир, следовать простым правилам во взаимоотношениях с природой.
Материалы и оборудование: объекты экологической тропы (берёза, клумба, скворечник на дереве, пень); картинки наблюдаемых объектов; план-схема экологической тропинки; проектор, презентация «Экологическая тропа».
Раздаточный материал: листочки с изображениями разных деревьев на каждого ребенка, бумажные силуэты листочков.
Предварительная работа: демонстрация иллюстраций и фотографий, отображающих природу, наблюдение за птицами, рассматривание, изучение деревьев их компонентов, растущих на участке, рисование объектов экологической тропы.
Методы и приемы: сюрпризный момент, проблемный вопрос, мотивация деятельности, загадывание загадок, беседа, игра, чтение, объяснение, рассматривание, рисование, анализ готовых рисунков.
Ход занятия.
1. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, здравствуйте! Сегодня нас с вами ждет увлекательное путешествие. Хотите узнать какое? (ответы детей)
Воспитатель: сегодня нас с вами ждет путешествие по экологической тропе. Кто мне скажет, что такое экологическая тропа? (ответы детей)
Воспитатель: сейчас я вам загадаю загадку, ребята и вы поймете, кто нам будет помогать в нашем путешествии:
«Загадка»
Очень добрый старичок
По лесу гуляет-
Он природу охраняет,
Он леса нам бережет
Браконьеров прогоняет,
А зимою у кормушек
В гости ждёт лесных зверюшек.
Ответ: дед «Лесник».
Дети выходят на улицу (воспитатель, переодетый в деда Лесника).
Дети здороваются с дедом Лесником.
Дед «Лесник» : здравствуйте, ребята! Меня зовут дед «Лесник», меня так называют, потому что я живу в лесу и знаю много тайн и секретов природы.
2. Организационный момент.
Дед «Лесник» : сегодня я покажу вам ребята и расскажу некоторые секреты природы.
Воспитатель: дед «Лесник», наши ребята очень любознательные, они очень хотят узнать все секреты природы, правда, ребята? (ответы детей).
Дед «Лесник» : Ребята, а какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Дед «Лесник» : а кто мне сможет рассказать стихотворение про осень?
Стих «1»
Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
Стих «2»
Опустел скворечник-
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
Воспитатель предлагает детям побегать по листьям и послушать, как они шуршат.
3. Путешествие по экологической тропе.
Воспитатель: Раз, два, три березу найди! (дети должны найти березу и прибежать к ней)
Дед «Лесник» : Дети, а как вы узнали, что это береза? Ответы детей.
Дед «Лесник» : Найдите и покажите мне лист березы. Внимательно посмотрите на листочки березы, какого они цвета? Ответы детей.
Дед «Лесник» : а что не дает дереву упасть? Ответы детей.
Дед «Лесник» : а сейчас я предлагаю вам, ребята, немножко отдохнуть.
Дед «Лесник» по экологической тропинке приводит детей к клумбе.
Дед «Лесник» : ребята, а вы знаете, как называются цветы, которые растут на клумбе? (ответы детей).
Дед «Лесник» : правильно, ребята, это бархатцы, они бываю разного цвета: оранжевые, желто-оранжевые и темные. Эти цветочки приятно пахнут, живут они один год, а когда цветочки завянут, можно собрать с них семена и посадить на следующий год.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, зачем люди сажают цветы на клумбах? (ответы детей).
Воспитатель: конечно, чтобы было красиво! Посмотрите, как красиво, когда на клумбах растут разноцветные цветочки! Клумбы тоже бывают разных размеров и разной формы. Какой формы эта клумбы, на которой растут Бархатцы? (ответы детей).
Воспитатель: правильно клумбы могут быть любой формы: и круглой, и квадратной.
Дед «Лесник» дальше ведет ребят по экологической тропинке.
Дед «Лесник» : как вы думаете, ребята, какое место считается правильным для дерева? Давайте подумаем, какие условия необходимы для того, чтобы из семечки выросло дерево? (ответы детей).
Воспитатель: как вы думаете, прорастёт ли орешек, упавший на асфальт и почему? (ответы детей).
Дед «Лесник» : ребята! Какие вы все молодцы так много всего знаете о деревьях. Помогите мне отгадать загадки!
Загадка «1»
Белоствольные девицы
Дружно встали у тропинки,
Книзу веточки склонили,
А на веточках сережки повисли.
Ответ: береза.
Загадка «3»
Что же это за девица:
Не швея и не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках – круглый год!
Ответ: елка.
Дети подходят к дереву со скворечником.
Дед «Лесник» : а вы знаете, кто живет в этом домике? (показывает на скворечник) ответы детей.
Педагог обобщает ответы детей:
Воспитатель: все верно, ребята, в этом домике живут скворцы, а домик называется «скворечник». Как вы думаете, куда же подевались птицы? (ответы детей).
Дед «Лесник» : осень уже наступила, большинство птиц в это время улетают на юг, там тепло. Вот и скворцы собрались в стаи и улетели в теплые края. Скворечники пока пустуют, но прежние хозяева скоро вернуться вновь в свои домики, когда наступит весна.
Дед «Лесник» : а сейчас, ребята, давайте поиграем в игру. Я вам показываю листочек, а вы должны найти такой же. Кто быстрее находит выигрывает приз от деда «Лесника».
Д/и. «Найди такой же листочек». Дед «Лесник» показывает детям листочек любого дерева и предлагает ребятам попробовать найти такой же. Выбранные листочки дети сравнивают по форме, описывают, чем они похожи и чем отличаются. Каждому ребенку даются разные листочки: клен, береза, рябина, липа.
Дед «Лесник» : Ветер подул, наши листочки полетели. Покажите, как полетели листочки.
Дети, в руках у которых листочки, кружатся, по команде останавливаются. Игра повторяется с разными листочками.
Дед «Лесник» : ребята, а я пришел к вам не один. У пенька детей встречает белочка.
Белочка: здравствуйте ребята! Кто мне скажет, что такое пень? (ответы детей).
Белочка: все правильно, посмотрите, когда-то здесь было дерево, но оно постарело и засохло, а потом его спилили. Вместо этого остался пень. Как вы думаете, живет ли кто-то на пеньке? (ответы детей).
Белочка: правильно, ребята, в пеньке прячется очень много маленьких букашек и жучков, они забираются в пенек и живут там весь холодный период, зимой это их дом. Из пенька может вырасти травка, цветок и даже грибочек.
Белочка: а сейчас отгадайте мою загадку.
Хоть вкусна, да не малина,
С терпким вкусом – не калина,
Дрозд, снегирь, другая птица
Могут ею угоститься
Как усилится мороз,
Возрастёт на пищу спрос.
Ответ: рябина.
Белочка: правильно, ребята. Как вы догадались, что это рябина? (ответы детей). Осенью на рябине висят красные гроздья ягод, так называют плоды рябины. Эти ягоды очень любят птицы, они полезны и для людей.
Воспитатель предлагает детям внимательно изучить листочки рябины. Обращает внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев. Угощает детей ягодами рябины.
Воспитатель: Какие ягоды по вкусу? Ягоды сладко-горькие, терпкие, но после морозов ягоды будут вкуснее.
Проводится пальчиковая гимнастика «Осень»
Осень, осень, (дети трут ладошки друг о друга)
Приходи! – (дети по очереди сжимают кулачки)
Осень, осень, - (дети трут ладошки друг о друга)
Погляди! – (дети прикладывают ладошки к щекам)
Листья желтые кружатся, - (дети двигают ладонями сверху вниз)
Тихо на землю ложатся. – (дети поглаживают коленки)
К югу полетели птицы, - (дети скрестили ручки и пошевелили пальчиками)
Дождик к нам в окно стучится. – (дети постучали пальчиками по ладошкам)
Шапки, куртки надеваем – (дети делают вид)
И ботинки обуваем – (дети стучат ногами)
Знаем месяцы: - (дети хлопают ладошками по коленкам)
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. – (дети показывают кулак, ребро, ладонь)
4. Заключительная часть.
Воспитатель: вот такие остановки мы сделали на нашей экологической тропинке. Сегодня вы узнали много нового и интересного. Вам понравилось путешествие? (ответы детей).
Воспитатель: спасибо, ребята за отличную работу! Давайте попрощаемся с дедом «Лесником» и Белочкой. Ребята, а на каких остановках экологической тропы мы с вами останавливались? Что мы наблюдали? Ребята, вам понравилось путешествие по экологической тропе? (ответы детей).