Голубева Наталья
Конспект занятия (познавательно-речевое направление)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Связная речь: учить детей пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи (воспитатель рассказывает и записывает);
Грамматика и словарь: активизировать в речи детей сложные предложения; обратить внимание детей на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, ввести их в активный словарь; упражнять в образовании однокоренных слов; активизировать в речи детей слова антонимы.
Предварительная работа:
1. Рассматривание смаликов, характеризовать их по настроению.
2. Графическое упражнение «Мой смалик» (дети придумывают самостоятельно и дают ему характеристику его настроению)
Публикация «Конспект занятия (познавательно-речевое направление)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
3. Совместная деятельность: изготовление «веселого и грустного» дома.
Материал:
Наглядный:
1. Картина с изображением белок в лесу.
2. Смалики «веселые» - 3 шт., «грустные» - 3 шт., «испуганный» - 1 шт., «злой» - 1 шт.
3. Картинки с изображением белки, волка, белки на дереве,
дерево, сердечко
4. Плоскостное изображение «веселого и грустного» домов,
где будут располагаться смалики, до 3-х шт на одном доме.
5. Текст сказки Л. Н. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку.»
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, от чего, вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете». Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я тебя боюсь». Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».
Ход ЗАНЯТИЯ
(дети сидят полукругом на мягких подушках)
Загадка про белку:
Зверь по елкам скачет
И взлетает на дубы
Кто в дупле орешки прячет
Сушит на зиму грибы (белка)
Воспитатель выставляет картину «Белки в лесу»
- Я хочу прочитать вам сказку Л. Н. Толстого «Белка прыгает с ветки на ветку…» (читает рассказ)
Краткая беседа по содержанию сказки. Вопросы:(после ответов детей, зачитывать соответствующий фрагмент из сказки)
- Про кого эта сказка? (про белку, которая прыгала с ветки на ветку)
- Что произошло с героями сказки? (Белка упала прямо на сонного волка, волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, от чего, вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете». Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я тебя боюсь». Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».)
- Почему волк отпустил белку? ( Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я тебя боясь»)
- Почему волк решил, что белки всегда веселы? (на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете)
- Отчего белки веселы, а волку всегда скучно? (Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем)
- Послушайте еще раз сказку и обратите внимание на выразительность на авторский текст. Я буду ее рассказывать и записывать картинками ( читает сказку и выкладывает соответствующие картинки: белка, волк, веселый смалик, грустный смалик, белки на дереве, испуганный смалик, злой смалик, сердечко, веселый смалик)
- Сейчас попробуйте рассказать сказку вы, а картинки вам помогут. Все сидите тихо. Тот на кого я укажу рукой, начнет рассказывать. Остальные внимательно следите. Следующий на кого я укажу, должен продолжать начатое. Необходимо постараться рассказать как можно подробнее и точнее, чтобы сказка получилась понятной и складной, как у писателя
(Интонационная законченность предложения является ориентиром для воспитателя. Он знаком руки показывает «садись» и подает знак следующему рассказчику).
- Кто хочет рассказать сказку от начала до конца? (1-2 ребенка)
- О чем еще не рассказали? (дети выясняют и уточняют, дополняют)
Физминутка.
С ветку на ветку прыгают белки (прыгают на месте)
Хвост пушистый большой (виляют «хвостиком»)
Белки, белки улыбнитесь (повороты в стороны с улыбкой)
И друг с другом подружитесь (обнимаются)
О – А – У – И (подпрыгивают и хлопок в ладоши)
- В сказке говорилось, что белки веселые. Они прыгают с ветки на ветку, играют. А как еще они веселятся, что делают? (скачут, резвятся, перелетают с ветки на ветку, качаются на ветках)
- Послушайте, как по-разному можно сказать о беличьем
веселье: веселые белки, белки веселятся, белкам весело
(подчеркнуто произносить однокоренные слова)
- Белки веселые, а волк совсем не веселый (выкладывать веселые и
грустные смалики в две группы)
- А какой? (грустный)
- Белки веселятся, а волк? (грустит)
- Белкам весело, а волку….? (грустно)
- Послушайте, сколько разных слов вы сказали о волке:
грустный, грустит, грустно (при каждом слове показывать на
соответствующий смалик). Слова разные, но связанны между собой по
смыслу. И звучат они похожи. Поселим их в один «грустный»
дом (выложить смалики в «грустный» дом).
- И слова веселый, весело, веселиться (при каждом слове показывать на
соответствующий смалик) – тоже родственные, потому что они
связаны между собой по смыслу и звучат похоже и поселим их
в «веселом» доме (выложить смалики в «веселый» дом).
- Подберите слова родственные слову радостный (радуются,
радостно, радость)
- Придумайте предложение с этими словами (ответы детей).
- Вспомните слово противоположное слову веселый? (грустный)
- Назовите противоположные слова к словам:
Сладкий – кислый, горький;
Тяжелый – легкий;
Мягкий – твердый;
Добрый – злой;
Мокрый – сухой;
Щаршавый – гладкий.
- Про что можно сказать веселый…. (голос, смех, рассказ)
- Про что можно сказать весенний…. (день, снег, ручей)
- Вслушайтесь как звучат эти слова: весенний, веселый. Звучат
очень похоже. Но по смыслу эти слова разные, они – не родст-
венные. У них разные родственные слова. У слова веселый?
(веселье, весело, веселяться); а у слова весенний – (весна, веснушки,
веснянка)
- Я вам предлагаю на прогулке или дома отыскать предметы,
которые обозначаются родственными словами.