Хантимирова Лилия
Конспект занятия, посвященного празднованию 100-летия РБ «Национальный костюм башкир»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №41 городского округа г. Нефтекамск по Республике Башкортостан
посвященный празднованию 100 -летия РБ
Подготовили воспитатели 7, 9 групп:
Публикация «Конспект занятия, посвященного празднованию 100-летия РБ „Национальный костюм башкир“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Темочки
Шарипова Д. В. Сахаува Р. Ф.
Хантимирова Л. Б.
Нефтекамск,2019
Цель: Ознакомить воспитанников с башкирским национальным костюмом, орнаментом, традициями.
Задачи: Развивать у воспитанников умение увидеть практичность, красоту национальных костюмов, способствовать воспитанию уважения к культуре, традициям. Воспитывать нравственное отношение через одежду,воспитывать чувство гордости за свою родину.
Дидактический материал и оборудование: фотографии старинных башкирских национальных костюмов, башкирский национальный костюм; фотографии с башкирскими национальными элементами одежды; песни детей о Башкортостане 7 и 9 группы; аудиозапись башкирской музыки;
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, изображающих людей в национальных костюмах; д. и собери «Башкирский национальный костюм».
Словарная работа: камзул, елян, бишмет, салбар, тюбетейка, башмак, кулдек, камзул.
Ход занятия:
Рамзия Наифовна –библиотекарь 16 школы в национальном башкирском костюме (входит в музыкальный зал) :
Здравствуйте, ребята! Как ваши дела? Сегодня мы поговорим и рассмотрим башкирский национальный костюм. Но для начала я задам вам несколько несложных вопросов о нашей Родине:
1. Что такое Родина?
Дети: Родина – это место, где мы родились.
Р. Н. : Молодцы, ребята, хороший ответ.
2. В какой республике мы живем?
Дети: В Республике Башкортостан.
Р. Н. : Правильно, ребята, мы живем в Республике Башкортостан.
3. Какая у нас республика?
Дети: Красивая, богатая, щедрая…
Р. Н. : Ребята, молодцы, ответили на мои вопросы.
Башкортостан – богатый край. Он богат нефтью, газом, углём. Повсюду тянутся обширные хлебные поля. Столица нашей родины Уфа. Наша республика занимает большую территорию. Живут здесь и башкиры, и татары, и русские, и чуваши, и марийцы, и немцы. У каждого народа есть свои обычаи, традиции, любимые танцы. А теперь перейдем на основную тему нашего занятия «Национальный костюм башкир». Посмотрите,на мне одет традиционный костюм – яркий определитель национальной принадлежности человека. Состав одежды, ее покрой, характер декора складывались в течение многих веков и были обусловлены хозяйственно-бытовым укладом народа, его культурно-историческим развитием. Вот этому костюму (показывает) 74 года. Я нашла его на чердаке одной бабушки в деревне. Я езжу по деревням и собираю разные старинные вещи. (Просмотр видеоролика разных национальных костюмов (чуваши, русские, мари, татары, башкиры.)
Женская одежда была наиболее разнообразной. Нательной одеждой башкирок были платья кулдек. На платье одевали приталенную безрукавку камзул. Женские платья вышивались бисером и стеклянными пуговицами, металлическими звёздочками и крупинками. Украшали платья нашивкой лент вокруг нагрудного разреза и на подоле. Нагрудная повязка (кукррэксэ) – прикрывала грудь.
И у женщин, и у мужчин были штаны, они назывались – ыштан. Были также суконные халаты – сэкмэн. У женщин были очень красивые головные уборы с серебряной нашивкой. Крупные монеты расшивались на шлем вокруг отверстия (кашмау). Есть околоушные подвески – сулпы. Вот это головной убор – кумьяулын – платок- покрывало.
Сильными «знаковыми» элементами костюма обладал орнамент, который у всех народов размещался по единым принципам, согласно традициям, восходящим к языческим представлениям о защитных свойствах одежды, оберегающей от злых сил.
Р. М. : Ну что, ребята, вам понравился мой рассказ о национальном башкирском костюме? Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, сегодня вы многое узнали о Башкортостане, познакомились с костюмами. Давайте ещё раз повторим названия деталей (называют). Молодцы! Дети 7 группы поют песню о Башкортостане. Дети 9 группы поют песню про Урал. Дети 7 и 9 группы подарили Рамзиле Наифовне подарки.