Юдина Ольга
Конспект занятия по заучиванию стихотворения И. Сурикова «Детство» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по заучиванию стихотворения И. Сурикова «Детство» в старшей группе
Цель: познакомить детей с новым поэтическим произведением, развивать память.
Публикация «Конспект занятия по заучиванию стихотворения И, Сурикова „Детство“ в старшей группе» размещена в разделах
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Задачи: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение И. З. Сурикова «Детство» с опорой на мнемотаблицу, понимать и воспроизводить образный язык, формировать навыки выразительного чтения.
Развивать у детей поэтический слух. Закрепить знания о зиме, зимних явлениях, зимних забавах. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на картины зимней природы и взаимоотношения детей, воспитывать любовь к поэзии, к родной природе.
Материал: презентация, ноутбук, мнемотаблица.
Словарная работа: декабрь, январь, февраль, сугроб, залепил, зимние развлечения, поэт, кубарем.
Предварительная работа: наблюдение за работой, природными явлениями,беседа о деревне, деревенских жителях, рассмотрение иллюстраций, разучивание стихотворений А. Блока «Ветхая избушка», С. Есенина «Берёза».
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, чтобы вы сами догадались, о чем пойдет речь сегодня, я хочу загадать вам загадку. Слушайте внимательно:
«Тройка, тройка прилетела!
Скакуны в той тройке белы
А в санях сидит царица-
Белолоба, белолица.
Как махнула рукавом
Все покрыла серебром».
СЛАЙД 2
- А кто догадался, что за тройка белых скакунов? (ответы детей)
СЛАЙД 3
- Как вы думаете, что это за царица?
- Правильно. Догадались, о чем мы с вами сегодня поговорим? (о зиме, зимних забавах и т. д.)
-Какая музыка звучала? (Ответы детей: хрустальная, волшебная, загадочная).
- Расскажите, а что в зимней природе вам нравится больше всего?
-Сейчас мы с вами закроем глаза и мысленно представим себе картинки зимней природы. Сели по удобнее, закрыли глаза и начинаем мысленно представлять…
- Какие картинки зимней природы вы мысленно себе представляли? (ответы детей)
СЛАЙД 4
- Великие художники много своих картин посвятили русской зиме. Вот только некоторые из них – (показывает репродукции, называет художника и название картины).
Физкультминутка «Путешествие по зимнему лесу»
- Ребята, скажите, а что вам нравиться делать зимой? (ответы детей)
- Молодцы! Вы любите активно отдыхать зимой. Давайте поиграем. Вставайте в круг. Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам свой снежок, договорит недосказанное мной словечко:
- зимой метель (метёт)
- ночью ветер в трубах (воет, завывает)
- в зимнем лесу голодный волк (воет, рыщет)
- всю зиму медведь в берлоге (спит)
- мороз щёки и нос (щиплет)
-зимой вода в реке (замерзает)
- иней на ветках деревьев (блестит)
- зимой деревья (спят)
- Ребята, как называется человек, который сочиняет и пишет стихи? (ответы детей).
СЛАЙД 5
-Много русских поэтов воспевали красоту зимней природы. Послушайте отрывок из стихотворения А. Блока «Ветхая избушка» (рассказывает ребёнок).
Ветхая избушка Внукам-шалунишкам
Вся в снегу стоит. По колено снег. Бабушка-старушка Весел ребятишкам
Из окна глядит. Быстрых санок бег…
СЛАЙД 6
- Ребята, вы знаете, что деревья зимой выглядят очень красиво. Послушайте стихотворение С. Есенина «Берёза» (рассказывает ребёнок).
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
СЛАЙД 7
- Зима - это неутомимый праздник и веселье! Только зимой можно слепить самую лучшую в своей жизни снежную бабу или снеговика, попробовать снег на вкус или поиграть в снежки с друзьями, кататься на коньках, лыжах и санках
СЛАЙД 8
- Ребята, а вы любите кататься на санках с горы? Я вас познакомлю с творчеством поэта Ивана Сурикова. Когда он был маленький тоже любил кататься с горы на санках, а когда вырос даже написал об этом стихотворение. (чтение стихотворения без установки на запоминание).
Иван Захарович родился в деревне Новоселовка Ярославской губернии. Поэт-самоучка. Он очень любил читать книги, художественную литературу, особенно ему нравилось читать стихи русского поэта А. С. Пушкина. И вот Иван однажды попробовал написать собственное стихотворение, и у него это получилось. Конечно, признание и успех пришли к молодому поэту Сурикову не сразу. Но теперь стихотворения Ивана Захаровича Сурикова любят читать и взрослые и дети. Вот одно такое произведение этого поэта, известное вашим мамам и папам, мы сегодня и разучим.
СЛАЙД 9
Послушайте это стихотворение
СЛАЙД 10
Физминутка «Зимний лес»
Мы пришли в зимний лес. (ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)
Справа березка в шубке стоит, (руки отводят в указанную сторону и смотрят.)
Слева елка на нас глядит
Снежинки в небе кружатся, (отводят руки)
На землю красиво ложатся. (движение фонарики).
Как красивы они!
В лесу красота и покой, (разводят руки в стороны)
А мы продолжаем путь свой (ходьба на месте)
СЛАЙД 11
Чтение стихотворения И. Сурикова «Детство».
СЛАЙД 12
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой.
(Воспитатель наизусть читает стихотворение и показывает соответствующую картинку).
(Воспитатель читает второе четверостишие и подходит к соответствующей картинке).
СЛАЙД 13
Вот свернули санки,
И я на бок – хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
(Воспитатель наизусть читает третье четверостишие и подходит к соответствующей картинке).
И друзья – мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
(Воспитатель читает следующее четверостишие и подходит к соответствующей иллюстрации, голосом подчеркивая несерьезность горя и обращает на это внимание детей).
Все лицо и руки (грустно)
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе (высокий тон)
А ребятам смех!
- О каком времени года пишет поэт?
- Что вспоминает поэт?
- Как пишет поэт про гору?- Какая она? (крутая, высокая, обрывистая)
- Как вы понимаете слова «кубарем качусь я под гору в сугроб» (перевертываясь, быстро)
- Как вы думаете, кто главный персонаж стихотворения?
- Почему упал мальчик? (санки наклонились)
- Послушайте внимательно ещё раз стихотворение, мне очень хочется, чтобы вы его выучили и рассказали всем - мамам, бабушкам и т. д. (повторное чтение стихотворения, с установкой на запоминание, с показом мнемотаблицы). Потом читаю вместе с детьми. Предлагаю детям попробовать рассказать (один начинает, потом продолжает другой).
- Как называется стихотворение, которое мы с вами учили?
- Кто его написал?
- О чём это стихотворение?