Стрельникова Людмила
Конспект занятия по экспериментированию в старшей-подготовительной группе «Воздух и вода»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воздух, вода. Экспериментальная деятельность».
Цели: Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле;
научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, что чистая вода (родники лесные речки) - это бесценный дар природы; подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений. Познакомить с некоторыми свойствами воды.
Обратить внимание на то, что вода тает в себе много неизвестного.
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию в старшей-подготовительной группе „Воздух и вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
Проводя опыт, воспитатель и дети должны соблюдать правила безопасности: 1) бережно обращаться с растениями, не наносить им вред;
2) аккуратно работать со стеклянным оборудованием, с песком, солью.
Ход занятия
I. Беседа
— Ребята, чем мы дышим? (Воздухом.)
Давайте вдохнем воздух. Куда он попал? (В нос.)
Правильно, после этого он спускается в горло, дыхательную трубочку, затем через бронхи в легкие.
(Показываю силуэт человека, его органы дыхания. Дети дышат носом — вдох, выдох.)
- Ребята, давайте проведем опыт.
(Беру шарик, надуваю его и сдуваю.)
- Вот так работают легкие. Наши легкие трудятся постоянно, и мы должны заботиться о них: стараться не простужаться и дышать чистым воздухом.
- Ребята, а что было бы, если бы воздух исчез?
(Наши легкие висели бы, как сдутые воздушные шарики. Мы не смогли бы жить.)
- Давайте проведем эксперимент. Пальчиками закроем нос, а ладошкой другой руки закроем рот одновременно. (Нам нечем дышать.)
- Без воздуха нет жизни. Ребята, а как выдумаете, откуда берется чистый воздух? (Чистый воздух нам дают растения, листочки.)
- Мы дышим воздухом,он называется кислородом, а выдыхаем углекислый газ (использованных воздух, который побывал уже в наших лёгких)
А кислород нам дают листочки деревьев и растения.
- А чтобы жили растения, что для этого им нужно? (Растениям необходима вода).
А сейчас я вам расскажу сказку.
Сказка «Спор»
Поспорили как-то раз Вода и Воздух о том, кто из них важнее. Вода говорит, что без нее жить на Земле нельзя. А Воздух говорит, что без него нельзя.
Долго спорили. Чтобы решить спор, решили спросить у кого-нибудь.
Спросили у растений: «Скажите, что для вас важнее, воздух или вода?» Растения им ответили: «Без воды не проживешь! Нам вода нужна для роста и питания». Обрадовалась Вода : «Я самая важная!» «Но и без воздуха не проживешь! — добавили растения. — Он нужен нам для того, чтобы дышать». Обрадовался Воздух : «Я самый важный». Переглянулись Вода и Воздух и решили спросить у людей и животных. Но и здесь услышали то же самое. Услышало Солнце их спор, удивилось: «А что же вы обо мне забыли? Ведь я даю тепло и свет. Ведь если не будет меня, станет на Земле растениям темно и холодно. Да так холодно, что вода превратится в лед. И погибнут тогда и растения, и животные, и люди. Погибнет все живое». И решили они больше не спорить друг с другом. Кипит жизнь на Земле. И все для этой жизни важно: и воздух, и вода, и солнце.
Понравилась вам сказка? (да)
Ребята, как выдумаете, что важнее для человека,воздух или вода?
(для человека важен и воздух и вода)
А сейчас я предлагаю сделать зарядку.
Физкультминутка. Рано утром по порядку Зайка делает зарядку. Руки кверху поднимает, Ими весело играет.
Он качает головой: вперед-назад,
Повороты выполняет,
Низко-низко приседает. По дорожке скок да скок И уселся на пенек.
Он вздремнул и потянулся,
Здравствуй, утро, я проснулся.
Молодцы,зарядились хорошей энергией. а сейчас мы с вами проведём опыт.
II. Экспериментальная деятельность (воспитатель показывает, что делает и комментируе тсвоюдеятельность)
Опыт 1. «У воды нет запаха».
1 стакан – чистой воды без добавок, 1 стакан – воды из-под крана, 1 стакан – бесцветного лимонада.
Дети нюхают воду. Чем она пахнет?
Вывод: 1) Вода не имеет запаха, если она чистая.
2) Вода из водопроводного крана пахнет хлоркой – потому что её очищают, чтобы она была безопасной.
3) Лимонад пахнет ягодами.
Значит, вода может иметь и не иметь запаха. Запах ей придают различные растворенные в ней вещества.
Опыт 2. «Вода жидкая, может течь».
2 стакана: 1 – пустой, 2 – с водой.
Переливаем из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках, озёрах. Поэтому воду называют жидкостью.
Опыт 3. По рассказу Л. Толстого «Хотела галка пить».
Опускаем камешки в воду и наблюдаем, поднимается ли уровень воды в стакане.
Вывод: Если в стакан с водой и наблюдаем, поднимается ли уровень воды в стакане. Значит, вода обтекает камешки, а не проникает внутрь их.
Опыт 4.
3 стакана, соль, марганцовка, сахар.
Бросить в стакан с водой сахар, соду, кристаллики марганцовки. Что происходит?
Вывод: в результате растворения в воде сахара, соды, кристалликов марганца, получаются растворы: сладкий, содовый, марганцовый. Вода – хороший растворитель.
Итог занятия : Сегодня на занятии мы узнали об ученых и свойствах воды:
1. У воды нет запаха.
2. Вода – это жидкость.
3. Вода – хороший растворитель.
Но сколько ещё нового и интересного вы узнаете на занятиях.
Я желаю вам новых интересных открытий.
Нужно беречь воду, без воды умрёт всё живое, без воды не сделать очень многих простых, обычных дел, вода ничем не заменима. Только тогда можно говорить, что человек любит природу, когда он что-то делает для её сохранения или хотя бы не причиняет ей вред.
Берегите воду и не причиняйте вред природе. Мы главные хранители природных богатств, и одно из них это вода.