татьяна гребнева
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом и его свойствами»
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи:
• Знакомство с понятием "магнит".
• Формирование представлений о свойствах магнита.
• Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.
• Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
• Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе „Знакомство с магнитом и его свойствами“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Ребята, вчера мы нарисовали полянку с цветами, а сегодня на нее опустилась бабочка. Ей так понравилась полянка, что она перелетает с цветка на цветок, не знает, какой выбрать. Как же она передвигается по нарисованной полянке?
Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".
Существует и другое объяснение слова "магнит" — по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.
Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы поближе познакомимся с их свойствами.
Опыт «Всё ли притягивает магнит?»
Педагог: “Какие материалы вы видите на столе? (Предметы из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины)”
Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит. Делается вывод, что железные предметы притягиваются, а не железные нет.
Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»
Для опыта потребуется магнит, стеклянный стакан с водой, скрепки, лист бумаги, ткань, пластмассовые дощечки.
Педагог: “А может магнит действовать через другие материалы: бумагу, ткань, пластмассовую перегородку?” Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод.
(Магнит может притягивать через бумагу, ткань, через пластмассу)
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Цель развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-22311-1403769466.jpg)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Задачи Знакомство с понятием магнит](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-22311-1403769507.jpg)
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-22311-1403769486.jpg[/IMG] В стакан с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.
Педагог: “Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через препятствия?
(Магнит может действовать через стекло и воду.)”
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Формирование представлений о свойствах магнита](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-22311-1403769556.jpg)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Актуализация знаний об использовании свойств](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-22311-1403769573.jpg)
Задачка на сообразительность.
Насыпать в миску крупу (у меня пшено)и закопать в нее скрепки. Как их можно быстро собрать? В ответ может быть несколько вариантов: на ощупь, просеять, или воспользоваться только что определенным свойством магнита притягивать все железное.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Изучаем свойства магнита магнита человеком](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-22311-1403769611.jpg)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов делать выводы обобщения](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-22311-1403769632.jpg)
Опыт: «взаимодействие двух магнитов»
Воспитатель: «А что произойдет, если поднести два магнита друг к другу?»
Дети проверяют, поднося один магнит к другому (они притягиваются). Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся. Один конец называется южным или положительным полюсом магнита, другой конец - северным (отрицательным) полюсом магнита. Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными.
( Вывод: у магнита два полюса.)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Воспитание навыков сотрудничества взаимопомощи](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-22311-1403769720.jpg)
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Публикация Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе Знакомство с магнитом и его свойствами размещена в разделах Исследовательская и экспериментальная деятельность Конспекты занятий](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-22311-1403769739.jpg)
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Все конспекты Магнит](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-22311-1403769763.jpg)
Опыт: «Магниты действуют на расстоянии»
Воспитатель: «Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит» Отметьте расстояние, на котором скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет на магнит. Проведите этот же опыт с другими магнитам.
Делаем вывод, что магниты разные по силе, одни из них сильные - притягивают скрепку с далекого расстояния, другие слабые - притягивают скрепку с близкого расстояния.
( Вывод: Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".)
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Изучаем свойства магнита Опытно экспериментальная деятельность Опыты и эксперименты](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-22311-1403769808.jpg)
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Конспекты занятий НОД Свойства материалов и веществ Старшая группа Темочки Ребята вчера мы нарисовали полянку с цветами а сегодня на нее опустилась бабочка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-22311-1403769828.jpg)
Опыт «Магнитные свойства можно передать обычному железу».
Воспитатель: Попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка притягивает нижнюю! Попробуйте сделать цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.
Осторожно поднесите любую из этих скрепок к более мелким металлическим предметам, выясните, что с ними происходит. Теперь скрепка сама стала магнитом. То же самое произойдет со всеми железными предметами (гвоздиками, гайками, иголками, если они некоторое время побудут в магнитном поле. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет.
( Вывод: магнитное поле можно создать искусственно.)
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Ей так понравилась полянка что она перелетает с цветка на цветок не знает какой выбрать](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-22311-1403769871.jpg)
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Как же она передвигается по нарисованной полянке](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-22311-1403769889.jpg)
Воспитатель: что нового вы сегодня узнали?
(Магнит притягивает железные предметы, действует через бумагу, ткань, стекло, воду. Магниты притягиваются друг к другу, действуют на расстоянии.)
А где в нашей группе можно встретить магнит? А дома?
Хотите посмотреть, что случилось с героями смешариков, когда они нашли магнит?
Показ мультфильма «Смешарики. Магнетизм»