Елена Устименко
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В поисках потерянного ключа»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В поисках потерянного ключа».
Тема: «Магнит и его свойства».
Цель:
Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе „В поисках потерянного ключа“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
1. Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные силы».
2. Сформировать представление о свойствах магнита.
3. Пополнить знания детей об использовании свойств магнита человеком.
4. Закреплять знания о геометрических фигурах.
5. Активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать», «магнитные силы», «магнитное поле».
5. Продолжать учить самостоятельно принимать решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки, учить делать обобщения.
6. Учить делать обобщения.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.
2. Развивать логическое мышление.
3. Развивать познавательный опыт детей в обобщённом виде.
4. Развивать коммуникативные навыки.
5. Развивать социальные навыки: умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение.
Воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательное отношение, желание приходить на помощь другим.
2. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Оборудование: Магниты, стаканчики с водой, скрепки, тарелки с песком и в нем металлические предметы, карточки с картинками и магнитом посередине, простой карандаш - по количеству детей; лабиринт на картоне 1 на двоих, карточки с картинками из железа и не из железа, ключи железные и из других материалов, схема для опыта с песком, мнемотаблицы, медиапроектор, презентация на диске, схема с подходящим к замку ключом, сундучок с замком, в нем - магнитный конструктор и медальки.
Ход совместной деятельности:
Организационный момент:
Воспитатель зовё т к себе детей и говорит:
-Ребята, у нас сегодня в группе кто- то побывал.
-Посмотрите, что изменилось, (появился сундук и диск).
-Интересно от кого? (На диске изображен Пин)
-Вы узнали кто это? (Пин)
— А зачем же он к нам приходил?
— Может ответ на компакт диске? Давайте посмотрим, что же нам хочет сказать наш друг.
Включаем диск : «Здравствуйте ребята! Я в этом сундуке для вас приготовил сюрприз, но чтобы его получить найдите ключ и откройте замок. А поможет вам в этом магнит. Удачи вам, ребята!».
Вос. : Да, вот это задачку загадал нам Пин.
А вы знаете, что такое магнит и где мы его можем встретить? (Магнит притягивает предметы. У меня дома на холодильнике есть магнитик. У нас на доске рисунки висят на магнитах).
Воспитатель показывает магнит.
-Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.
Магнит – это камень, у которого есть необыкновенная способность притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям. Эти камни нашли древние греки и стали называть их магнитами.
- Давайте сегодня вместе с вами поближе познакомимся с магнитом, его свойствами.
- Возьмите магнит в руки и скажите, какой он на ощупь? – (холодный, твердый, железный, тяжёлый).
Индивидуальные ответы:
-Паша, какой магнит? (Холодный).
-Рита, как ты думаешь, какой магнит? (Твердый).
-Теперь мы точно знаем, что такое магнит и готовы отравиться на поиски ключа. Чтобы найти ключ, мы должны выполнить необычные задания.
Основной этап:
Идут к столу с первым заданием.
-И вот мы с вами на месте, давайте прочитаем первое задание: «НАЙДИТЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ КЛЮЧ».
Опыт 1: На подносах лежат ключи из различных материалов (бумага, резина, пластмасса, картон, пенопласт, металл и т. д.).
- Ребята посмотрите как же много ключей, как среди них найти нужный металлический ключ? (Нужно взять магнит и попробовать какой ключ притянет магнит)
(Нашли нужный ключ).
-Ребята, давайте проверим, а вдруг ещё какой-нибудь ключ притянется к магниту. Возьмите каждый по ключу.
(Проверяют каждый свой ключ)
-А из какого материала твой ключ, Юля?
А твой, Тихон? (бумага, резина, пластмасса, картон, пенопласт, металл и т. д.).
- Ребята, какой вывод можно сделать? (только железный ключ притянулся к магниту, а предметы из дерева, бумаги и т. д. не притягиваются).
- Давайте с вами обозначим это свойство магнита с помощью мнемосхемы. (Прикрепляется схема – магнит притягивает изделия из железа)
- Молодцы, ребята, с первым заданием справились!
А теперь следующее задание: у каждого из вас на листе бумаги изображены различные предметы. Вы должны определить, какой из этих предметов притянет магнит. Соедините стрелочкой магнит с этим предметом.
(дети выполняют задание)
Проверим: - Какой предмет Егор соединил с магнитом? Почему? (Скрепки, т. к. они железные и их притягивает магнит)
- Почему Тихон соединил ножницы с магнитом? (Потому что ножницы из железа, значит, притягиваются к магниту)
-А почему не соединил Паша катушку с нитками? (Потому что они не из железа)
-Что у тебя притянул магнит, Юля? (Кнопки)
- Рита, а чашку с блюдцем магнит притягивает? Почему? (Не притягивает, потому что они не из железа)
- Итак, Даша, предметы, из какого материала притягивает магнит? (Магнит притягивает только железные предметы).
- А сейчас давайте поиграем.
Игра
Воспитатель - магнит, дети - различные предметы (получают картинки с изображением металлических и неметаллических предметов). При появлении магнита (воспитателя) железные предметы (дети) притягиваются (бегут к воспитателю, преодолевая препятствия на своем пути, а остальные дети (имеющие карточки с неметаллическими предметами) остаются на месте и делают наклоны в стороны.
-Молодцы! Берём ключ и двигаемся дальше.
Воспитатель как – будто нечаянно роняет ключ в стакан с водой.
А вот и второе задание. «КАК ДОСТАТЬ КЛЮЧ ИЗ СТАКАНА, НЕ ЗАМОЧИВ РУК?».
Опыт 2: на столе в стакане с водой лежит ключ.
— Ребята, мне интересно, а можно ли достать ключ и не замочить руки. Как вы думаете – как? ( Индивидуальные ответы детей: 1-вылить воду, 2-надеть резиновые перчатки).
- А я вспомнила один интересный способ: если вести магнитом по стенке стакана, то ключ будет двигаться за магнитом вверх, потому что магнитные силы проникают через пластмассу и воду. Смотрите, что у нас получится.
-Хотите попробовать достать железный предмет из воды? (Да).
Опустите в стаканы с водой по одной скрепке и при помощи магнита постарайтесь ее достать.
- Надо вести магнит по внешней стороне стакана.
(Дети выполняют)
- Расскажите, что получилось? (Скрепка следует за движением магнита вверх).
- Что же двигало скрепку? (Магнитная сила).
- Какой можно сделать вывод: (Магнит очень сильный, его сила проходит через пластик и воду)
-Давайте с вами обозначим это свойство магнита.
(Прикрепляется схема – магнитная сила действует через пластик и воду)
-Молодцы, у нас всё получилось, и мы выполнили ещё одно задание. Вперед.
Ребята, посмотрите, тут ещё одно задание для нас.
3 задание: «ЧТО СПРЯТАНО В ПЕСКЕ?».
Опыт 3: Посмотрите, кроме песка на столе лежит схема. Давайте вместе посмотрим и подумаем, что нам нужно сделать?
( Читаем схемы: 1 - нужно взять песок, 2 - взять магнит, 3 - провести магнитом над песком).
Молодцы, а теперь можно приступить к работе. (Дети выполняют задание)
-У всех получилось найти спрятанный предмет?
- Юля, что у тебя было спрятано в песке? (скрепка)
- А у тебя, Рита? (ключ)
- А у вас что? (гвоздь, кнопка)
-Молодцы, все предметы в песке отыскали.
-Какой можно сделать вывод? (Магнитные силы свободно проходят через песок.)
-Давайте с вами обозначим и это свойство магнита. (Прикрепляется схема – магнит притягивает сквозь песок)
- А нам нужен ключ, берём его и отправляемся дальше.
4. А вот и новое задание «ПРОВЕДИ КЛЮЧ ПО ЛАБИРИНТУ»
Опыт 4: Посмотрите - 3 ключа у нас есть, а здесь лежит ещё один. Чтобы выполнить данное задание, нам нужно разделиться на пары.
Посмотрите, что мы будем делать: на листе картона нарисован лабиринт, один из вас будет держать лабиринт, а второй вести ключ по его коридорам, но магнит должен быть под листом.
Дети проводят ключ по лабиринту.
-У вас получилось пройти сложный лабиринт? Почему ключ двигался?
Вывод: потому что магнитные силы свободно проходят через лист картона и магнит передвигает ключ силой притяжения.
- Давайте с вами обозначим это свойство магнита.
(Прикрепляется схема – магнитные силы проходят через лист картона)
Возвращаемся к сундуку.
- Ну вот, все задания выполнены, у нас все получилось. А знаете почему?
Да потому что мы все делали вместе, дружно и помогали друг другу.
- Ребята посмотрите мы с вами нашли 4 ключа, а замок один. Как же нам выбрать ключ, который откроет замок? ( Ответы детей: пробовать всеми ключами открывать)
(на столе схема нужного ключа)
- У нас есть схема, что с ней нужно сделать? ( Ответы детей: приложить ключи).
- Правильно, давайте попробуем приложить ключи и найдем тот, который нам нужен. Рита, иди, попробуй приложить первый ключ, подходит? (Дети по-очереди подходят, пока не найдется нужный ключ и на экран выводится результат).
- Ура! У нас получилось, давайте же поскорей откроем замок и посмотрим, что для нас приготовил Пин.
-- Что это? (магнитный конструктор)
-Да, действительно, конструктор, и не простой, а магнитный. Вот, оказывается, из магнита ещё и конструкторы делают. Мы с вами позже сможем построить всё, что захотим.
- Ой, смотрите, Пин нам ещё что - то хочет сказать.
«Молодцы, ребята, вам удалось открыть сундук. Вы узнали много нового о магните, а сейчас посмотрите где ещё люди используют магнит».
(Презентация об использовании магнита)
Заключительный этап :
- Ну, вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Вам понравилось? (ответы детей)
-А что вы узнали сегодня нового о магните? Помогут ответить нам наши мнемосхемы. (Магнит притягивает железные предметы, действует через пластик, воду, песок, картон.)
-А что вы сегодня расскажите родителям и друзьям о магните? (ответы детей)
- А в сундучке еще что-то есть – это Пин прислал вам в подарок за хорошую работу медальки.
-Молодцы! Вот теперь вы о магните знаете очень много, но это ещё не все, а что ещё может магнит, мы узнаем в следующий раз.