Маришкина Екатерина
«Магия магнита». Конспект занятия по экспериментированию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Магия магнита»
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Маришкина Е. С
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Магия магнита»
Цель:
- развивать у детей интерес и конкретные представления о магните и его свойствах через опытно – экспериментальную деятельность детей;
Задачи:
- дать представления о свойствах магнита, о его особенности притягивать металлические предметы;
- актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком;
- формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, учить делать выводы, обобщения;
- ввести в речь детей понятие «магнетизм»;
- активизировать речь и обогащать словарь детей;
- воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи;
- совершенствовать психические процессы (память, внимание, развивать логическое мышление.
Материалы и оборудование:
На каждого ребёнка : магниты, автомобильные трассы нарисованные на листе формата А 4, большие скрепки, стакан с водой;
трикотажная перчатка; красивая коробка, блюдо с рассыпанными на нём скрепками;1 большой поднос и 2 маленьких; мелкие предметы из разных материалов (деревянные фигурки; пластмассовые ложки; металлические скрепки, гайки, болты, ключи; цветы из ткани; резиновые игрушки; бумажные салфетки;
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в игровую ситуацию.
- Ребята, вы любите ходить в цирк? А что больше всего вам нравится в цирке? (ответы детей). Мне, например, очень нравятся фокусы! Кто знает, что это такое? Фокусы – это магия, трюки, ловкость рук, которая завораживает зрителя! Кто показывает фокусы? (маги, чародеи, фокусники, волшебники, иллюзионисты). Мой знакомый иллюзионист подарил мне настоящую магическую перчатку! Сегодня я принесла ее вам (показывает детям). Сейчас я вам покажу, что она умеет делать. (Опускаю руку в коробку, надеваю перчатку, спрятав предварительно в неё магнит. Магнит лежит в коробке). Посмотрите! (Подношу руку в перчатке к подносу со скрепками. Скрепки, естественно, примагничиваются). Вот так чудо чудное! Перчатка «поймала» все скрепки. Как вы думаете, почему так произошло, в чём секрет? Может быть, кто-нибудь из вас сможет его разгадать?
Дети: (Ответы детей – она волшебная; там магнит).
- Вы правы, в моей перчатке спрятан магнит. Вот и вся магия!. (Снимаю перчатку, показываю детям магнит). Магнит обладает уникальной способностью притягивать к себе предметы. И сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир магнитов, чтобы поближе познакомиться с их свойствами. Готовы? Тогда я приглашаю вас в свою магическую лабораторию!
(Дети подходят к круглому столу, на котором поднос с различными предметами, магниты в коробочке, два блюда желтого и синего цвета, скрепки и листы картона с нарисованной трассой на каждого ребенка)
2. Актуализация знаний.
- Ребята, посмотрите, у меня на столе стоит поднос. Что вы видите на нём? (Ответы детей – бумага, скрепки, ключи) Правильно ребята, здесь лежат предметы из разных материалов. Можете назвать, из каких материалов они сделаны? (ответы детей: резиновые, деревянные и стеклянные игрушки; железные болты, гайки, ключи; металлические скрепки; пластмассовые ложки; цветы из ткани; кусочки картона и бумаги.)
-Рассмотрите их. А теперь скажите, как вы думаете, все ли эти предметы притянет к себе магнит? (Дети выдвигают свои гипотезы).
3. Проверка гипотез
- Ребята, вы выдвинули много интересных предположений. Давайте их все проверим, и заодно узнаем, каким очень интересным свойством обладает магнит. А чтобы вы ничего не перепутали и проверили все предметы, то мы сделаем так. Те предметы, которые притягивает магнит, мы положим на жёлтое блюдо, а те которые не притягивает – на синее. (Дети берут по одному предмету, называют материал экспериментируют, подносят к нему магнит. Раскладывают по тарелкам.)
- Молодцы. Назовите, какие предметы притянул магнит (Дети: скрепки, болты, ключи, гайки). А какие не притянул? (Дети: пластмассовые ложки, картон, цветы, игрушки). Как вы считаете, почему притянулись скрепки, болтики, ключи? (Дети делают вывод)
-Правильно, все они металлические, железные. Значит, магнит притягивает к себе только металлические предметы. Предметы из других материалов не притягиваются. Это свойство притягивать к себе предметы называется магнетизм, от слова магнит.
4. Затруднение
-Ребята, как вы считаете, если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, действует ли его сила через другие материалы? Влияет ли преграда на притягивание предмета? И кто мне скажет, что такое преграда?
(Дети: стена, шлагбаум, человек, машина)
5. Открытие детьми нового знания
Игра «Автогонки»
-Хорошо. У нас преградой будет лист обыкновенного картона. Сейчас мы с вами поиграем в «Автогонки». (Дети берут со стола листы картона с нарисованной на них трассой и скрепки). Представьте, что скрепки – это автомобили, а вы – гонщики. Установите свой «автомобиль» на старте, а магнит приложите снизу. На старт, внимание, марш! Старайтесь двигаться как можно точнее, не заезжая на бордюр и не выскакивая на обочину. Видите, машинка двигается, повторяя движения магнита, который вы двигаете под картоном. Отчего так происходит? (Дети: магнит притягивает скрепку). Совершенно верно. Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические скрепки и вынуждает их следовать за магнитом. Это значит, что сила магнита действует через картон. А теперь оставьте всё на столе, у вас ещё будет время поиграть, а нас ждёт следующий эксперимент.
(Дети садятся за столы, на которых стакан с водой, палочка, ложка и скрепки
6. Включение нового знания в систему знаний.
Эксперимент «Достань скрепку из воды»
- Внимание! Задачка на смекалку и сообразительность. Перед вами стаканы с водой и скрепки. Возьмите скрепку и опустите её в стакан. А теперь подумайте и скажите – как достать скрепку из воды, не намочив при этом рук? Как это можно сделать? (Дети будут пытаться достать палочкой, вылить воду из стакана)
- Вы придумали столько способов достать скрепку из воды!
-Но есть еще один способ! (Если дети не догадываются воспитатель дает подсказку.) Если картон не является преградой для силы магнита, то может быть и стекло… не препятствует его действию. Возьмите стакан в руки. Размышляйте, думайте. (Дети пробуют приложить магнит к стеклу). Молодцы! Вы все догадались, если прислонить магнит к внешней стороне стакана и медленно двигать его по стенке вверх, можно достать скрепку. Видите, скрепка двигается за магнитом и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Таким образом, её можно смело и легко достать из воды, не замочив рук. У всех получилось? Вода мешает действию магнита? (Нет). А стекло? (Тоже нет). Правильно.
Вывод: сила магнита действует на металлические предметы сквозь стекло и сквозь воду.
- Ребята, наши эксперименты подошли к концу и нам пора возвращаться!
7. Осмысление
Дети собираются вокруг воспитателя.
- Скажите, вам понравилось экспериментировать? Что интересного вы узнали? Что больше всего вам понравилось делать? Вы смогли достать скрепку из воды, не замочив рук? Что помогло вам? Какими же свойствами обладает магнит:
Дети:
• Магнит притягивает металлические предметы
• Сила магнита действует через картон и на расстоянии.
• Вода и стекло не мешают действию магнита.
-Правильно, ребята! Свойство притягивать к себе предметы называется магнетизм, от слова магнит.
- А что для вас сегодня было затруднительно? Чтобы вы изменили?