Ольга Чурсина
Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе по теме «Воздух»
▼ Скачать
+ Заказать документы
Программные задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воздуха (невидимый, заполняет все пространство, может двигать предметы, находится везде, его ролью в жизни человека; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха в процессе экспериментальной деятельности.
2. Развивать познавательную активность, мышление.
3. Воспитывать интерес к окружающему миру.
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе по теме „Воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Материалы и оборудование: Стакан с водой,трубочка для коктейля, пакет,веера,ватный шарик, альбомный лист, палитра, гуашь, кисточка, салфетки. Аудиозаписи. Апельсин.
Предварительная работа:
Наблюдение за ветром. Проведение элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха, прогулок – исследований, наблюдений, экскурсий, чтение сказок, стихов. Знакомство с профессией водолаз. Изготовление веера.
Словарные слова: Исследователи, лаборатория, пространство.
Ход занятия:
Дети входят в зал (звучит оркестровая обработка песни «Улыбка» в исполнении ансамбля «Мелодия»).
Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Воспитатель:
От улыбки хмурый день светлей.
От улыбки в небе радуга проснется!
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется…
-Мы очень рады, что к нам пришло столько много гостей. Примите от нас улыбки, и хорошее настроение не покинет больше вас.
Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии, я предлагаю вам отгадать загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем! (Воздух)
-Конечно, это воздух. Сегодня мы с вами познакомимся со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека.
Воспитатель: А что такое воздух? (Это то, чем дышат люди и всё живое)
Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз. Вы видите воздух? (Ответы детей – нет, не видим).
Воспитатель: Да, ребята, мы дышим воздухом и привыкли его не замечать, а ведь он повсюду – на улице, в комнате, в любом свободном пространстве.
Воздух прозрачен, потому что мы через него видим другие предметы. Вот, например, мы через воздух видим дверь, а что за дверью мы не видим. Скажите, воздух нам нужен? (Ответы детей)
Воспитатель: А кому еще нужен воздух? (Животным, растениям, насекомым и всему живому на нашей Земле)
Воспитатель: Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте проверим.
(Звучит оркестровая композиция Д. Эллингтона «Караван»)
ОПЫТ 1. Воздух не видим. Обнаружение воздуха при помощи пакета.
Воспитатель: Ребята, вы фокусы любите? (Обращается ко всем)
-Что у меня в руках? (Пакет)
-В нем что-нибудь лежит? (Дети высказывают свои предположения)
(Воспитатель предлагает детям хорошенько рассмотреть пакет). Музыка звучит громче, и воспитатель показывает «фокус» с пакетом.
- показывает со всех сторон,
- складывает в несколько раз,
-взмахивает пакетом, ловя воздух, закручивает пакет.
Воспитатель: Что вы теперь скажете? И теперь пакет пустой? (Дает потрогать детям надутый пакет)
Воспитатель: Почему пакет стал похож на подушку? (Подвести высказывания детей к тому, что в пакете воздух)
Воспитатель: В пакете воздух, он занял там все пространство и стал похож на подушку.
Воспитатель: Я сейчас проткну пакет острой палочкой. Подставьте свои щечки (воспитатель прокалывает пакет, подносит пакет к каждому из детей, давая тем самым почувствовать струю воздуха).
Воспитатель: Расскажите о своих ощущениях. Что вы чувствовали? (Дети рассказывают, что чувствуют холодок, ветерок, воздух).
Воспитатель: Из пакета выходила струйка воздуха. А вы его видели? (Нет) Какой вывод можно сделать? Воздух можно увидеть? А почему?
(Он прозрачный)
(Воздух нельзя увидеть он прозрачный,но можно его почувствовать).
-Итак, воздух - невидимка. Воздух мы не видим, он прозрачный (Просит повторить 2-3 человека)
-Это свойство воздуха мы доказали.
Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас пройти в нашу лабораторию "Почемучка". Здесь мы с вами будем исследователями, узнаем много интересного. Проходите. (Сели) Садитесь поудобнее и внимательно слушайте.
ОПЫТ 2. Воздух движет предметы
-А как, мы ещё можем почувствовать воздух? Посмотрите, может в нашей лаборатории есть такой предмет (Веер) Правильно. Для того, чтобы почувствовать воздух, нам понадобится веер. Возьмите веер в руки. А теперь помашем веером на себя. Положите веер на место. Что вы чувствовали? (Ветер) Правильно, ветерок. А ветер – это и есть движение воздуха.
-А какой бывает ветер? (Сильный, слабый, тёплый, холодный)
-А как мы ещё можем сделать ветер? (Надо подуть)
-Сейчас мы будем сами создавать ветер.
-Предлагаю вам поиграть в «воздушный футбол»
-Сначала я вам расскажу, как мы будем играть, а вы послушаете.
(Показываю шарик) Нужно взять ватный шарик.
Представьте, что это футбольный мяч. Стульчик надо немного отодвинуть от стола, положить мяч на край стола, руки вытянуть вперёд и сделать ворота. По моей команде вы начнёте игру, будете потихонечку дуть на шарик и загонять его в ворота. Всем понятно? Итак, начали…
(Дети слегка дуют)
Звучит музыка из к/ф «Усатый нянь». Переполох.
Воспитатель: У всех получилось? Вы просто настоящие футболисты! Как вам удавалось так ловко играть с ватным шариком? Почему он двигался? (Дети говорят, что они дули на шарик).
Значит, воздух помог нам играть, он двигал шарик. Ребята, а что может двигать ветер на улице?
(листья, песок, ветки деревьев)
-Таким образом мы с вами доказали ещё одно свойство воздуха : Воздух движет предметы.
-Отложите шарик в сторону.
ОПЫТ 3: Воздух не имеет запаха
-Дети, а воздух имеет запах?
-А я вам докажу, что у воздуха нет запаха!
-Вы сейчас чувствуете какой-нибудь запах? Вдохните глубоко, выдохните. Что вы почувствовали? (Ничего)
-Пахнет чем-нибудь воздух?
Дети: Нет.
-Закройте глаза. Не открываем и не подглядываем.
(Воспитатель мнёт корочку апельсина.)
-А сейчас откройте глаза и скажите, почувствовали ли вы какой-нибудь запах?
-Чем пахнет?
Дети: Апельсином.
-Правильно. Сам воздух запаха не имеет, но имеет способность переносить другие запахи.
-В каждом помещении пахнет по – разному. Вот, например, в аптеке чем пахнет? (лекарством, в парикмахерской-лаком для волос, на кухне разные запахи. А воздух не имеет запаха.
(Просит повторить 2-3 человека)
Воспитатель: Это свойство воздуха доказано.
ОПЫТ 4. Обнаружение воздуха при помощи соломинки для коктейля
- А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас? (Ответы).
-А давайте проверим! Я предлагаю поиграть в игру "Водолаз" (Физкультминутка) Встали в круг. Послушайте правила игры.
-Кто дольше сможет продержаться без воздуха под водой.
Для этого нужно предварительно «подготовить» организм к «погружению» .Раз -делаем вдох, два- выдох, три- вдох, крепко зажать нос руками и еще крепче сжать губы, затем приседаем – «погружаемся», и сидим на корточках кто сколько сможет. Кто не сможет дольше просидеть, «всплывают» - встают.) Итак, начинаем. Раз,два,три.
(Дети играют) Звучит аудиозапись «Шум воды и крики чаек»
Воспитатель : Всё, я не могу. Голова закружилась.
-Как вы себя чувствовали?
-Чего вам не хватало, когда вы сидели? (Воздуха)
-Это потому, что человеку для жизни необходим воздух, как и всему живому на земле. Значит, воздух есть внутри нас.
(закрепление)
-Давайте вернёмся в нашу лабораторию.
-Сейчас мы проведём ещё один опыт.
-Я вам предлагаю взять стакан с водой и трубочку для коктейля.
-А теперь опустите трубочку в стакан и потихонечку подуйте в нее.
(Звучит музыка из к/ф «Усатый нянь» Детский смех)
-Как здорово у вас получается!
-Ой, ребята, что это происходит с водой?
-Вода в стаканах просто бурлит!
-Что вы видите? (Пузырьки)
-А что это за пузырьки? Как они там оказались?
-В стакане же только вода была (Ответы).
-Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков.
-Мы доказали, что воздух есть внутри нас. (Просит повторить 2-3 человека)
Воспитатель: А еще, ребята, с помощью воздуха можно рисовать!
-Хотите попробовать? Сначала посмотрите как. (На столах палитры с разведенной гуашью). Возьмите кисточкой каплю краски и поместите ее на лист бумаги, а теперь дуйте на нее в трубочку, создавая любой образ. Ой, кажется, у меня получился маленький цыплёнок. Давайте посмотрим что получится у вас.
(Если дети затрудняются, помочь им).
Звучит аудиозапись «Финал» из к/ф «Усатый нянь»
Воспитатель: Какие красивые картины у вас получились, украсим ими нашу группу!
Воспитатель: Весело провели время.
-Итак, подведё м итог:
-Что мы узнали о воздухе? (Воздух везде, его нельзя увидеть, но можно почувствовать; при помощи воздуха можно пускать пузыри и передвигать предметы, без него нельзя дышать).
Воспитатель:
-Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях.
-Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо.
Воспитатель: Хотите еще поиграть с воздухом? Тогда пойдем одеваться на улицу, возьмем с собой вертушки и будем играть.
b][/b]