Галья Бондарева
Конспект занятия по экспериментированию в первой младшей группе «Свойства воды, камня и песка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : Закрепить знания у детей о свойствах различных предметов : воды, камня, песка. Формировать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать мелкую моторику кистей рук, координацию движений. Активизировать в речи детей слова прозрачна тёплая, камни тяжёлые, песок, сыпучий и т. д. Воспитывать любознательность, любопытство, эстетическое восприятие.
Форма проведения: Подгрупповая, практическая деятельность.
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию в первой младшей группе „Свойства воды, камня и песка“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Оснащение: Кораблики бумажные на каждого ребенка, таз с водой, баночка с камушками, баночка с пеком, формочка для песка, совочек, доска для лепки, влажные салфетки по количеству детей. Игрушки зайчика и медвежонка.
1. Уточнение правил безопасности во время занятия :
не брать песок, камни в рот;
не брызгаться водой, не обсыпаться песком;
не тереть глаза грязными руками.
Ход занятия-экспериментирования :
1. Игровой момент.
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Кто же к нам в гости пришёл? (зайчик и медвежонок).
В лапах зайчика кораблик бумажный и прозрачная баночка с камешками, в лапах медвежонка прозрачная баночка с песком.
Воспитатель: Ребята,вот кто к нам пришел! Зайчик и медвежонок. Давайте поздороваемся с ним.
Дети здороваются.
Игрушки тоже здороваются с ребятами.
Воспитатель: Зверюшки, да вы не с пустыми руками, что же вы нам принесли?
Зайка: Мы не знаем, что это такое, потому что еще маленькие. Может ребята нам расскажут?
Мишка: Ведь они уже большие. Да ребята?
Воспитатель: Ребята, поможем зверятам? (ответы детей)
2. Выполнение 1-й части эксперимента.
Зайка: Ребята, я шёл мимо реки и увидел, как по реке плывёт бумажный кораблик, он плыл так быстро, как будто его кто-то подталкивал, и совсем не тонул. У меня есть бумажный кораблик, и я хочу пустить его на воду вместе с вами.
Воспитатель: Ребята, хотите вместе с зайчиком пустить кораблик на воду? Но сначала, давайте опустим ручки в ванночку и попробуем водичку. Какая водичка?
(теплая водичка.)
Воспитатель: А теперь пустим кораблик. Что происходит с корабликом.
(Кораблик стоит на месте.)
Воспитатель: Давайте посмотрим, что будет с корабликом, если мы на него подуем. Сначала тихонько.
(покачивается)
А сейчас сильно!
(Быстро плывет).
Зайчик: Какие молодцы, ребята! Вот почему на речке кораблик быстро плыл! Его подгонял ветерок! А еще на берегу реки я нашел банку, а с чем я не знаю!
(показывает банку с камнями)
Воспитатель: Ребята, поможем зайке? Что в банке лежит?
(камни.)
Дети рассматривают камни.
Воспитатель: Давайте возьмем в одну ручку камень, а в другую кораблик. Кораблик какой?
(Лёгкий)
Воспитатель: А камень?
(Тяжёлый.)
Воспитатель: Давайте их опустим на воду.
(дети опускают кораблик и камушек в воду)
Смотрите, что произошло с камнем?
(утонул)
А с корабликом?
(плавает)
Камень утонул, потому что он тяжёлый, а кораблик плывёт – он легкий
потому что лёгкий. А скажите ребята, камни видно?
(Видно.)
Воспитатель: Видно, потому что водичка прозрачная. А теперь опустите
Ваши ручки в ванночку, вы видите их?
( Дети: Да, водичка прозрачная и мы видим ручки.)
Воспитатель предлагает детям вытереть руки салфетками и обращает внимание на медвежонка
Воспитатель: Мишка, а ты почему такой грустный? Ребята, давайте, развеселим нашего медвежонка, споем ему песенку «Мишка косолапый»
Физминутка. Дети исполняют песенку с имитацией движений по тексту)
3. Выполнение 2-й части эксперимента.
Воспитатель: Молодцы, медвежонок наш развеселился, вот как улыбается! Давайте и ему мы улыбнемся. Мишка, а что ты принес нам?
Медвежонок: Я не знаю, но надеюсь, что ребята помогут мне.
Воспитатель: Ребята, что насыпано в баночке у мишки? Цель занятия : Закрепить знания у детей о свойствах различных предметов : воды, камня, песка. Формировать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать мелкую моторику кистей рук, координацию движений. Активизировать в речи детей слова прозрачна тёплая, камни тяжёлые, песок, сыпучий и т. д. Воспитывать любознательность, любопытство, эстетическое восприятие.
Форма проведения: Подгрупповая, практическая деятельность.
Оснащение: Кораблики бумажные на каждого ребенка, таз с водой, баночка с камушками, баночка с пеком, формочка для песка, совочек, доска для лепки, влажные салфетки по количеству детей. Игрушки зайчика и медвежонка.
1. Уточнение правил безопасности во время занятия :
не брать песок, камни в рот;
не брызгаться водой, не обсыпаться песком;
не тереть глаза грязными руками.
Ход занятия-экспериментирования :
1. Игровой момент.
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Кто же к нам в гости пришёл? (зайчик и медвежонок).
В лапах зайчика кораблик бумажный и прозрачная баночка с камешками, в лапах медвежонка прозрачная баночка с песком.
Воспитатель: Ребята,вот кто к нам пришел! Зайчик и медвежонок. Давайте поздороваемся с ним.
Дети здороваются.
Игрушки тоже здороваются с ребятами.
Воспитатель: Зверюшки, да вы не с пустыми руками, что же вы нам принесли?
Зайка: Мы не знаем, что это такое, потому что еще маленькие. Может ребята нам расскажут?
Мишка: Ведь они уже большие. Да ребята?
Воспитатель: Ребята, поможем зверятам? (ответы детей)
2. Выполнение 1-й части эксперимента.
Зайка: Ребята, я шёл мимо реки и увидел, как по реке плывёт бумажный кораблик, он плыл так быстро, как будто его кто-то подталкивал, и совсем не тонул. У меня есть бумажный кораблик, и я хочу пустить его на воду вместе с вами.
Воспитатель: Ребята, хотите вместе с зайчиком пустить кораблик на воду? Но сначала, давайте опустим ручки в ванночку и попробуем водичку. Какая водичка?
(теплая водичка.)
Воспитатель: А теперь пустим кораблик. Что происходит с корабликом.
(Кораблик стоит на месте.)
Воспитатель: Давайте посмотрим, что будет с корабликом, если мы на него подуем. Сначала тихонько.
(покачивается)
А сейчас сильно!
(Быстро плывет).
Зайчик: Какие молодцы, ребята! Вот почему на речке кораблик быстро плыл! Его подгонял ветерок! А еще на берегу реки я нашел банку, а с чем я не знаю!
(показывает банку с камнями)
Воспитатель: Ребята, поможем зайке? Что в банке лежит?
(камни.)
Дети рассматривают камни.
Воспитатель: Давайте возьмем в одну ручку камень, а в другую кораблик. Кораблик какой?
(Лёгкий)
Воспитатель: А камень?
(Тяжёлый.)
Воспитатель: Давайте их опустим на воду.
(дети опускают кораблик и камушек в воду)
Смотрите, что произошло с камнем?
(утонул)
А с корабликом?
(плавает)
Камень утонул, потому что он тяжёлый, а кораблик плывёт – он легкий
потому что лёгкий. А скажите ребята, камни видно?
(Видно.)
Воспитатель: Видно, потому что водичка прозрачная. А теперь опустите
Ваши ручки в ванночку, вы видите их?
( Дети: Да, водичка прозрачная и мы видим ручки.)
Воспитатель предлагает детям вытереть руки салфетками и обращает внимание на медвежонка
Воспитатель: Мишка, а ты почему такой грустный? Ребята, давайте, развеселим нашего медвежонка, споем ему песенку «Мишка косолапый»
Физминутка. Дети исполняют песенку с имитацией движений по тексту)
3. Выполнение 2-й части эксперимента.
Воспитатель: Молодцы, медвежонок наш развеселился, вот как улыбается! Давайте и ему мы улыбнемся. Мишка, а что ты принес нам?
(песок)
Давайте высыплем песок на доску. Дети, потрогайте песок и скажите, какой он?
(Сухой, тёплый, сыпется).
Воспитатель: Медвежонок, это песок, он сухой, сыпучий.
(Дети повторяют)
- Насыпьте его себе на ладошку.
(Дети выполняют) .
- Песок состоит маленьких песчинок? Из чего состоит песок? Посмотрите как трудно удержать песчинки в руках, песочек утекает, как струйка, потому что он сухой. (Педагог сопровождает свои слова демонстрацией опыта).
Воспитатель: Ребята, а медвежонок слышал где – то, что с песком можно играть. У вас есть формочки для игры с песком. Давайте, насыплем песок в формочки и посмотрим получиться у нас куличик или нет.
Аккуратно насыпаем песок в формочки.
Воспитатель: Получились куличики?
(Ответы детей).
Почему не получились?
(Песок сухой.)
Воспитатель: Ребята, чтобы получились куличи, что нужно сделать с песком?
(Намочить песок водой.)
Воспитатель наливает воду в песок, отмечает, чтобы песок получился влажным нужно небольшое количество воды
Воспитатель: Был песок сухой, а стал какой?
(влажный, мокрый).
Воспитатель: Медвежонок запомни, если в песок налить воду, он станет влажным, мокрым
- Посмотрите, мокрый песок так же сыплется, как и сухой? (Показать детям.)
Вывод. Мокрый песок не сыпучий.
Воспитатель: Давайте попробуем сделать куличи из мокрого песка. Возьмем формочку и аккуратно наложим в нее мокрый песок. Вот так постучим по песку совочком, утрамбуем его. Осторожно перевернем формочку с песком. Постучим по донышку еще раз совочком. Снимем формочку. Что получилось? (Куличик.)
- Вот какой красивый куличик мы с вами сделали, молодцы. Дети, протрите руки салфеткой.
Зайка: Спасибо вам ребята, мы много от вас узнали. Сейчас мы пойдем в лес к своим друзьям и расскажем им почему камни тонут, а кораблики плавают. И как можно играть в песочек. Ну что Мишутка нам пора домой.
Мишка: Да ребята нам пора. Спасибо большое за увлекательное занятие. Я думаю, вам тоже все понравилось.
Зайка: До свидание ребята. Можно мы еще к вам в гости придём.
Воспитатель: До свидания Зайка и Медвежонок, до скорых встреч. Нам тоже было с вами приятно пообщаться. Да ребята? (Дети отвечают).