Ольга Пимашкина
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебство в молоке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать у детей познавательную активность, любознательность, интерес к экспериментальной деятельности.
Задачи.
Развивающие: развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память. Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление. Образовательные: познакомить со свойствами молока. Расширить знания о его составе и о пользе для человека. Закрепить знания о том, что молоко входит в состав многих продуктов.
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Волшебство в молоке“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Молоко. Конспекты занятий
- Молоко. Опыты и эксперименты с молоком
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Воспитательные:воспитывать умение работать в коллективе, желаниеучаствовать в опытно - экспериментальной деятельности.
Словарная работа:ввести в словарь детей существительные - белок казеин. Глагол – сворачивание.
Оборудование: молоко, пластиковые тарелочки, пищевые красители, лимонный сок (или лимонная кислота,ватные палочки, жидкое мыло, свеча, кисточки, листочки бумаги,клеенки.
Предварительная работа: подготовка костюма волшебника.
Планируемый результат: В ходе экспериментальной деятельности ребёнок познакомился со свойствами молока, расширил знания о его составе. Закрепил знания о пользе молока для организма человека.
В результате пришёл к выводу, что молоко, благодаря своим свойствам, может являться интересным материалом для опытов, наблюдений и творчества.
Ход занятия
Волшебник:Здравствуйте ребята. Я рада встрече с вами. Меня зовут Ольга Александровна. Сегодня я пришла к вам в роли волшебника.
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
Давайте порадуемся улыбчивым лицам,
Доброе утро скажем друзьям. …
Доброе утро скажем гостям, ….
Я пришла к вам, чтобы творить чудеса. Скажите, дети, а вы любите волшебство?
Дети: Да!
Волшебник:
- А хотите тоже стать волшебниками, как я?
Дети: Хотим!
Волшебник: Тогда я научу вас всем своим премудростям. Давайте сядем на палас вокруг меня и отгадаем загадку:
Белая водица
Всем нам пригодится.
Из водицы белой
Все, что хочешь, делай:
Сливки, Простоквашу,
Масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок.
Кушай, Ванюшка-дружок!
Ешь да пей,
Гостям налей
И коту не пожалей!
Дети: Молоко.
Волшебник: Правильно, дети, молоко.
Молоко – важнейший продукт питания для детей и взрослых. Малыш после рождения питается материнским молоком, нормально растёт и развивается.
В молоке содержится очень много полезных веществ, которые нужны нашему организму. Все эти вещества невидимы, но как только они попадают внутрь нашего организма, то каждый орган находит нужное вещество. А какие же полезные вещества есть в молоке:
- В молоке есть белок – он укрепляет мышцы.
- В молоке есть жир - он обеспечивает организм энергией.
- В молоке есть сахар – еще один источник энергии.
- В молоке есть минеральные соли – они укрепляют кости, волосы.
- В молоке есть витамины (около 30): В2, А, С, Д.
- В молоке есть вода.
Молоко служит сырьём для приготовления множества молочных продуктов: сливки, сметана, кефир, ряженка, йогурт, творог, масло, сыр, мороженное.
-А какие животные дают молоко?
Дети: корова, коза, лошадь и т. д.
Волшебник:
- Правильно.
-Ребята, а вы знаете, почему молоко белого цвета?
А ведь действительно, все мы знаем, что корова ест зеленую траву летом и желтое сено зимой. А молоко, которое она дает, всегда получается белым. И не только у коровы белое молоко. На свете живет более 5 тысяч разнообразных млекопитающих (животных, которые кормят своих детенышей молоком, и у всех у них молоко белого цвета. Почему так происходит? В молоке есть волшебный белок казеин - он придает молоку белый цвет. Самое белое молоко у кроликов, потому, что этого белка больше, чем у других животных.
Волшебник: Я предлагаю, вам подойти к столу и мы будем учиться волшебству.
- Наше молоко не простое, если взмахнуть волшебной палочкой, то в нем могут вырасти причудливые цветы.
Опыт 1 «Волшебство в молоке».
Волшебник:Итак, наливаем в тарелку молоко, чтобы оно полностью покрыло дно. Дайте ему немного постоять. Теперь капаете пищевой краситель на молоко в центре тарелки. Дальше берем сухую ватную палочку и касаемся ей молока. Что получилось? Верно, ничего. Теперь окуните палочку в жидкое мыло и коснитесь, просто коснитесь, молока в центре на протяжении 10-15 секунд и наблюдайте «волшебство в молоке».
Волшебник: А теперь ребята, каждый из вас сам попробует стать волшебником и повторить этот замечательный опыт.
Деятельность детей:
Дети самостоятельно капают в молоко краситель, опускают палочку в жидкое мыло и подносят к молоку и наблюдают чудесное явление: краски разлетаются в стороны, образуя причудливые узоры.
Волшебник: Это происходит, потому что в молоке содержаться жиры. С помощью пищевой краски можно увидеть, как моющее средство воздействует на жиры.
Физминутка. Все умеем мы считать
Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)
Все умеем мы считать. (Хлопаем в ладоши.)
Отдыхать умеем тоже. (Прыжки на месте.)
Руки за спину положим, (Руки за спину.)
Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)
И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.)
Подтянитесь на носочках – Столько раз, сколько пальцев. (Показали, сколько пальцев на руках.) На руке у вас. (Поднимаемся на носочках 10 раз.)
Волшебник: Дети, вам понравилось быть волшебниками? Тогда мы продолжаем опыты, и я научу вас еще чему-нибудь интересному и увлекательному.
Волшебник:Ребята, с помощью молока можно писать тайные послание.
Опыт 2 Тайное послание, написанное молоком
Волшебник:Возьмите тонкую кисточку и напишите или нарисуйте что-нибудь на обычном листе бумаги молоком. Когда надпись высохнет, она станет практически не видна. Чтобы буквы проявились, нужно нагреть лист бумаги над свечкой или прогладить его утюгом. И тогда молочные буквы потемнеют и станут видны.
Деятельность детей:
Дети наносят узор на лист бумаги.
(после высыхания воспитатель подогревает листы над свечой)
Волшебник: Посмотрите, какие причудливые узоры получились у нас. Это происходит от того, что молоко подгорает при температуре гораздо меньшей, той, при которой горит бумага. Поэтому места, на которых есть молоко, уже почернеют, а бумага еще останется белой.
Волшебник: Ребята, а вы любите фрукты?
Дети: Да
Волшебник:Какие вы любите фрукты?
Ответы детей.
Опыт 3. Сворачивание молока под воздействием кислоты
Волшебник:Большинство фруктов и ягод содержат в себе кислоту. И эта кислота вызывает сворачивание белка в молоке. Например, если в чайную ложку с молоком капнуть гранатовый (яблочный, вишневый и т. п.) сок, то оно поменяет свою структуру- свернется. То же самое произойдет и внутри желудка, что вызовет его расстройство. Нужно запомнить, что после того как попили молоко нельзя есть фрукты и ягоды!
- Давайте проверим, так ли это?
Деятельность детей:
Дети самостоятельно капают в молоко лимонный сок и наблюдают, как молоко меняет свою структуру (сворачивается)
Волшебник:Но молоко может свернуться и без того, чтобы добавлять в него кислоту. Для этого молоко нужно поставить в теплое место и подождать сутки. Тогда белок в нем свернется и из молока получится простокваша. Ее можно пить. Из скисшего молока можно сделать творог.
Скисшее молоко надо поставить на огонь. При нагревании белок, находящийся в молоке, сворачивается и образует белые сгустки. Чтобы отделить их от остальной жидкости, содержимое кастрюльки нужно процедить сквозь ткань. В результате на ткани останется густая масса, практически полностью состоящая из белка казеина - творог.
Волшебник: Дети, вам понравилось быть волшебниками?
-Что нового вы узнали?
-Что входит в состав молока?
-Почему молоко белого цвета?
-Полезно ли молоко для человека?
-Понравилось ли вам делать опыты с молоком?
- Хотите снова встретиться с волшебником?
Дети:Да.
Волшебник: Тогда я снова прилечу к вам в гости и научу вас еще чему-нибудь интересному и увлекательному.
- На прощанье я решила подарить вам волшебных человечков. Кому было сегодня интересно – возьмет улыбающегося, а кому скучно – грустного. Дети выбирают человечка по настроению.
Волшебник: А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся.
И какие же слова
Говорим мы уходя?
Дети: До свидания!
Список литературы:
1. Васильева, М. В. Программа воспитания и обучения в детском саду : метод. пособие / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд. испр. и доп. - М. : Мозаика- Синтез, 2005.
2. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. А. Панкова. - М. : Айрис-пресс, 2008.
3. Кисилева, Л. С., Данилина, Т. А., Лагода, Т. С., Зуйкова, М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт. -сост. : Л. С. Кисилева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. -5-е из., испр. и доп. -М., АРКТИ, 2010