Татьяна Колодкина
Конспект НОД по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана».
Автор: Колодкина Татьяна Владимировна, воспитатель МБДОУ детский сад №2 г. Нижний Ломов, Пензенская область.
Назначение: в помощь воспитателям, педагогам дополнительного образования,для проведения занятия –эксперимента.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие,
социально-коммуникативное развитие,
развитие речи,
физическое развитие,
Публикация «Конспект НОД по экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Извержение вулкана“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.
Место проведения: музыкальный зал.
Участники: Дети,воспитатель.
Цель. Познакомить детей с таким природным явлением, как вулкан, его строением. Способствовать накоплению представлений об окружающем мире. Показать детям эксперимент – извержение вулкана.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с природным явлением вулкан, причиной его извержения.
2. Продолжать учить детей видеть проблему, строить гипотезы, делать обобщения. Формировать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме.
2. Развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельность, память, речь, логическое мышление.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес и желание развивать свой кругозор.
2. Воспитывать любознательность, взаимопомощь, умение работать в коллективе.
Оборудование: Графин с водой, красная краска, сода, моющее средство, лимонная кислота, мерные стаканы, поднос, макет вулкана, чайные ложки, салфетки, глобус, слайды с изображением вулканов, схема для подведения итога опьтта, мольберт, халаты белые (для детей и воспитателя, воронка, конус, куб, шар и другие формы, указка, ножницы, эмблема, призы, сундучок, вешалка, черный маркер.
Техническое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор.
Словарная работа: спящий вулкан, действующий вулкан, конусообразная форма, воронка, кратер вулкана, лава.
Предварительная работа: Рассматривание книг об окружающем мире, о вулканах, просмотр мультфильмов о вулканах («Леонардо 1 сезон,10 серия «В жерле вулкана», «Лава» от PIXAR полная версия на русском языке, «Будни аэропорта «Извержение вулкана»»)
Методы и приёмы:
Словестные методы: уточнения, опросы, художественное слово, беседа, вопросы, поощрения.
Практические методы: совместные действия воспитателя и детей, схемы для проведения опытов.
Литература:
1. Равиза Ф. В. «Простые опыты» М. 1997
2. Иванова А. И. «Детское экспериментирование как метод обучения»Управление ДОУ №4 2004
3. Соловьёва Е. «Как организовать поисковую деятельность детей»Дошкольное воспитание№1 2005
4. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты» Екатеринбург.
Ход непосредственно–образовательной деятельности.
1. Вводная часть.
Дети заходят в зал.
Воспитатель предлагает всем встать в круг и поиграть.
Игра –приветствие.
- Здравствуйте ребята. Меня зовут Татьяна Владимировна. Я очень рада вас видеть, и приглашаю на интересное занятие. У меня сегодня отличное настроение (Показываю). Потому что ярко светит солнце, оно дарит мне весеннее настроение, в зале приветливые лица. И я хочу подарить вам, ребята. Тоже хорошее настроение.
- Как тебя зовут? Покажи, какое у тебя настроение (Показывает). Мое хорошее настроение плюс твое хорошее настроение — это уже два хороших настроения.
-А как тебя зовут? А у тебя какое настроение? Присоединяется к нам и т. д.
-Посмотрите, у нас с вами получилась замечательная команда. Я надеюсь, что сейчас вы станете настоящими моими помощниками.
- А теперь давайте подарим всем сидящим в этом зале свое настроение под мой счет: «Раз, два, три, настроение подари» (дуют на ладошки.) Молодцы!
-Дети, а вы любите проводить опыты? (да.)
-Тогда я предлагаю вместе со мной отправиться в научную лабораторию.
А вы знаете как себя правильно вести в лаборатории?
1. Нельзя трогать приборы и инструменты без разрешения.
2. Не пробовать на вкус и запах вещества.
3. Не проделывать с веществами неизвестные опыты.
-Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в научную лабораторию к моему знакомому профессору. Там вы узнаете много нового и интересного и, даже сами поставите опыт, как настоящие ученые.
-давайте приготовимся к нашему путешествию и наденем специальную одежду (одевают халаты)
-Теперь мы с вами действительно готовы отправиться в лабораторию.
(Звучит таинственная музыка)
Глазки все закрыли вместе
И покружимся на месте.
Покружились, покружились,
А теперь остановились,
А теперь остановились
И в ученых превратились (открывается занавес)
Глазки открываются,
А чудеса продолжаются.
2. Основная часть.
-Вот мы и попали в научную лабораторию профессора Акакия Доромидонтовича Мензуркина.
-Здравствуйте профессор! (тишина)
-Странно, почему-то его нет?
(Звучит сигнал, появляется видео с профессором)
Профессор: Добрый день, Татьяна Владимировна, здравствуйте ребята. Извините, что не могу с вами встретиться. Меня срочно вызвали в главную лабораторию. Но я про вас не забыл и приготовил все для интересных опытов. Мои подсказки вы можете найти на экране ноутбука. Желаю успехов в вашем научном эксперименте.
(Звучит сигнал, видео исчезает)
- Спасибо, уважаемый профессор. Ребята, я думаю, что Мы с вами
великолепно справимся, а результаты наших опытов оставим профессору.
-А сейчас послушайте и скажите о чем идет речь:
Ну, конечно, чудо это
Вот, уже который век
Даже самым жарким летом
На ее вершине — снег. (Гора)
-Поднимите руку, кто видел горы? ()
-А кто знает, что такое вулкан? ()
- Я расскажу вам легенду о вулкане. Жил на свете бог по имени Вулкан. И
нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по раскаленному железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала, от основания до самой верхушки, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из вершины горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни и пепел. «Вулкан работает» - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.
- А вы хотите посмотреть на вулканы? Тогда подходите вот к этому столу. Мы сейчас посмотрим фотографии с изображением вулканов на экране ноутбука.
- Посмотрите, это на вид обычная гора называется спящий вулкан.
-А это гора с извергающейся из нее лавой, огнем и дымом — это действующий вулкан.
-А какой формы все вулканы? Найдите похожую форму на этом столе. Как она называется? (Конус.)
- Все вулканы конусообразной формы. Обратите внимание на верхнюю часть горы, на что она похожа? Найдите этот предмет на столе. (Воронка).
-Вершина, из которой извергается вулкан, называется кратер.
- давайте его внимательно рассмотрим. Кратер вулкана похож на огромную чашу, на дне этой чаши огромная дыра, уходящая глубоко внутрь вулкана. Огненная жидкость, выходящая из вулкана называется лавой.
-Вот сколько новых слов вы узнали на занятии.
- А вы хотели бы хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана? (.)
- Посмотрите, какой макет горы я сделала, но это спящий вулкан, а нам надо, чтобы он стал действующим. Ребята, может быть, вы знаете, как на это сделать. давайте попробуем поразмышлять.
-Мы знаем, что при извержении вулкана выбрасывается лава. Какая она, если она течет по склонам горы? (жидкая). Значит, внутрь нашей горы мы должны поместить жидкость. Какую, например? (воду)
-Если мы нальем обычную воду, то сможет она оттуда вытекать (нет).
- А как же нам сделать, чтобы вода вырывалась наружу? (надо смешать вещества)
- Придется нам обратиться за подсказкой к профессору. Давайте посмотрим на экран компьютера.
На экране:
1. Возьмите 2 сосуда и наполните их наполовину водой.
2. В первый сосуд положить З чайных ложки соды, несколько капель моющего средства, и добавить краску красного цвета. Все хорошо перемешайтё.
З. Во второй сосуд добавьте 1 чайную ложку лимонной кислоты и тоже хорошо перемешайте.
4. Влейте содержимое первого сосуда в кратер вулкана, а теперь добавьте к этому составу содержимое второго сосуда, и наслаждайтесь зрелищем.
- Ребята, вы запомнили, какие вещества мы сейчас будем использовать?
-А теперь давайте отдохнем.
Динамическая пауза.
Дети садятся на корточки руки вверх в виде конуса.
1. Вулканы начали играть
Из жерла лаву извергать (начинают подниматься на носки, руки вверх, потянуться, встряхнуть кистями, опустить вниз).
2. Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид! (руки на поясе, поднимаем их вверх, сжимаем и разжимаем кулаки,топаем ногами).
3. Но вот он начал уставать,
Огонь в нем начал угасать (медленно опускаем руки с приседом).
4. Последний раз огнем дыхнул (сидя долгий выдох).
5. И на десятки лет уснул! (руки под щеку, засыпает вулкан).
- Ребята, а вы сами хотите разбудить вулкан?
Дети: Да,очень!
Воспитатель: Ну тогда
Быстро встали, улыбнулись!
Выше, выше потянулись!
Вправо, влево поворот! И бежим скорей вперёд!
Воспитатель: Вот мы и прибежали в лабораторию. В лаборатории у нас все готово для проведения опытов.
3. Практическая часть.
- Для нашего эксперимента мы разделимся на две группы. Первая группа
будет смешивать вещества в первом сосуде, а вторая группа будет
смешивать вещества во втором сосуде.
-Маша, наливай воду в первый сосуд. Сколько нужно налить? (половину)
-Даша, насьпай три чайных ложки соды.
- Денис, капни 5-б капель моющего средства
- Я вам добавлю краски, а Настя все хорошо перемешает.
-Оля наливает во второй сосуд воду. Сколько надо налить? (половину).
-Миша, возьми пакетик с лимонной кислотой и отрежь уголок пакета
ножницами.
-Вика, высыпай лимонку в стакан. Егор, размешай все тщательно.
-Молодцы Растворы наши готовы.
Давайте попробуем запустить наш вулкан. Первой выливаем жидкость
красного цвета, сосуд 1, а затем добавляем жидкость из 2-го сосуда с
лимонной кислотой.
- Скажите, что сейчас произошло? (.)
- А почему так получилось? ()
- Вам понравился наш опыт? ()
- Я думаю, что профессору было бы интересно увидеть наши результаты.
давайте их занесем в эту таблицу.
-Посмотрите, сначала мы с вами разделились на две группы, это первая
группа, а это вторая.
- С чего мы начали свой опт? (Взяли сосуд.)
- Что сделали потом? (Налили в него воду.)
- Что добавляла в воду первая группа? (Соду, краску, моющее средство.)
- Что добавляла вторая группа (Лимонную кислоту.)
- Что сделали после того, как положили вещества в стаканы?
(Перемещали.)
-Как получили извержение вулкана? ()
- Да, ребята, вулканы бывают разные и расположены они в разных точках нашего земного шара. Есть они и в нашей стране и находятся они на дальнем востоке, Камчатке, Курильских островах. давайте найдем их на глобусе.
4. Заключительная часть.
-Молодцы ребята, вы сегодня были очень внимательными, активными, любознательными. Мне очень понравилось с вами работать и в память о нашем занятии я хотела бы подарить вам небольшие сувениры.
-А сейчас пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и скажем волшебные слова.
Сейчас кругом я повернусь. И в детском саде окажусь!
До свидания ребята!