Лучший педагог года Итоги 2024

«Волшебство цитрусовых». Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы

Вильгельм Александра
«Волшебство цитрусовых». Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: расширение представление у детей о цитрусовых фруктах через познавательно -исследовательскую деятельность.

Программные задачи:

Образовательные: способствовать развитию знаний детей о цитрусовых (лимон, апельсин, мандарин); способствовать формированию умения рассуждать, делать выводы; упражнять в словарном описании свойств лимона, мандарина, апельсина; расширять словарный запас.

Развивающие:способствовать развитию познавательной активности детей в процессе формирования представлений о предметах и явлениях и их свойствах в исследовательской экспериментальной деятельности.

Темочки:

Воспитательные: воспитывать интерес к природе, эмоциональную отзывчивость, радость предстоящего познания.

Методы и приёмы: наглядный (демонстрация слайдов); практический (проведение исследований); словесный (беседа, рассказ, художественное слово).

Материал и оборудование: ТСО, апельсин, мандарин, апельсин, всё для экспериментов (написано по ходу ОД).

Ход ОД:

1. Мотивационный момент:

(Звучит мелодия музыкальной шкатулки)

Дети обращая на неё внимание: Что это такое? Кто это принёс?

Воспитатель: Ребята, это музыкальная шкатулка. Как вы думаете, что может в ней лежать? Как узнать, что лежит в шкатулке?

2. Планирование деятельности:

Воспитатель: Внимание, важный момент - сейчас мы узнаем, что же на самом деле спрятано здесь. (Открывают шкатулку, находят письмо). Ребята, вам знаком этот предмет?

Воспитатель: Обратите внимание, на картинку – подсказку? (На конверте наклеена картинка волшебника) Как вы думаете, кто написал это письмо?

Воспитатель: Интересно, что в письме? Как узнать?

Письмо: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лабораториус, я волшебник, который очень любит экспериментировать! И я слышал, что вы тоже любите эксперименты, это действительно так?

Воспитатель: (отрываясь от письма) Ребята, вы любите опыты? (Ответы детей) Какие опыты вы знаете или может уже проводили? (ответы детей)

Письмо: Раз это действительно так и вы любите опыты, так же, как и я, то я спешу пригласить вас к себе в гости в мою лабораторию, которую я сделал сам. И я надеюсь, что мы проведем вместе с вами много интересных опытов. А какие именно вы узнаете, если загляните в мой чудесный мешочек! Чтобы попасть в лабораторию крикните три раза «Волшебная лаборатория». Очень жду вас в гости!

Воспитатель: Ребята, а кто мне расскажет, что такое лаборатория?

Воспитатель: Молодцы, это действительно так! Ну что ребята, если готовы отравиться в гости к волшебнику Лабораториусу – сделаем пирамидку из ладошек.

Воспитатель: Теперь закрываем глаза и все вместе кричим три раза «Волшебная лаборатория»!

Воспитатель: Мы в лаборатории, где – то здесь находится чудесный мешочек, надо его найти. Приступаем к поиску! Кто найдёт - зовите всех, откроем его вместе. (Дети находят чудесный мешочек)

Давайте попробуем понять, что же там лежит.

Сначала определим на ощупь. Нужно опустить руку в «Чудесный мешочек» и определить, что это за предмет, но не называть его (по очереди нащупывают фрукты). Не называя предмет, скажите, что вы почувствовали? Какой он? (Он шершавый, твердый, овальный)

В мешочке лежат: лимон, мандарин, апельсин.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, с чем мы будем выполнять опыты?

3. Реализация замысла.

Воспитатель:Прежде чем начать экспериментировать - вспомним правила поведения в лаборатории:

-Не шуметь и не толкаться.

-Внимательно слушать.

- Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно.

-Не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.

-Быть аккуратными с материалами для опытов.

-Делать выводы. Работать в лаборатории нужно в специальной одежде, поэтому мы с вами надеваем шапочки и фартук.

Воспитатель: Друзья, если вы готовы приступить к исследованиям – дотроньтесь до кончика носа левой рукой.

Опыт№1. «Лимон-пятновыводитель»

Воспитатель: Как созреет - жёлтым станет. Он по вкусу чемпион, Очень-очень кислый он. Что же это, ребята?

(слайд 1)

Воспитатель: Конечно! Что вы можете сказать про лимон?

2 слайд

Воспитатель: Лимон – это фрукт, который растет на лимонном дереве.

- Это дерево не растет в нашей стране. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

- Правильно, потому что оно боится морозов. Оно растет только там, где тепло.

- А вы знаете, какие родственные фрукты есть у лимона? (ответы детей)

3 слайд

Воспитатель:Посмотрите на экран. Лимон относится к цитрусовым растениям. Его ближайшие родственники - апельсин, мандарин, с которыми мы тоже будем проводить сегодня эксперименты. А также помело, грейпфрут, лайм. Итак, давайте узнаем, какие еще свойства есть у лимона. Пойдемте к столу.

Воспитатель: У нас есть: ватный диск; фломастер; кусочки лимона.

-Давайте мы с вами возьмем ватный диск и нарисуем точку фломастером на диске. А теперь возьмем лимон и потрем наше пятно. Что мы видим?

Вывод: В данном случае лимон помог вывести пятно. Лимон нейтрализовал пятно. Произошла химическая реакция. Пятно стало бесцветным. Лимонная кислота, при взаимодействии с веществами входящими в состав чернил, образует очень прочные бесцветные комплексы, хорошо растворяющиеся в воде.

Вот какой интересный секрет лимона мы с вами открыли. Дома о нем обязательно расскажите маме.

Опыт№2. «Мандарин пловец»

Воспитатель: Давайте перейдём к следующему столу. И отгадаем загадку, с каким же фруктом мы будем проводить эксперимент.

Он оранжевый и сочный, Любит Новый год. Посмотри под ёлку - точно, Он в подарках ждет! Этот рыжий господин - Вкусный сладкий…

(4 слайд)

Воспитатель: Для опыта нам понадобиться 2 прозрачных стакана, вода и мандарины. Берем один мандарин и бросаем его в воду, как вы думаете, утонет он или нет? (ответы детей). Давайте проверим.

-Смотрите, он не тонет, держится на поверхности воды. И даже если очень постараться, утопить его не удастся.

Воспитатель: Интересно, почему же мандарин плавает, он же тяжелый. Давайте возьмем второй мандарин и почистим его. Проверим, утонет ли мандарин без кожуры (ответы детей). Воспитатель: Как же так? Два одинаковых мандарина, но один утонул, а второй плавает? Как проверить, действительно ли кожура не дает мандарину не утонуть.

Воспитатель: Давайте бросим в воду кожуру. Возьмите лупу и посмотрите на шкурку мандарина. (Рассмотреть кожуру под микроскопом)

Воспитатель:Секрет в кожуре: Оказывается в кожуре мандарина много пор и пустот, которые наполнены воздухом, а он, как известно легче воды, именно корка образует воздушную подушку, удерживающую мандарин на водной поверхности. Оставшиеся без кожуры утонет, потому что тяжелее воды.

Вывод: Мандарин плавает, так как в кожуре есть воздух. (5 слайд)

Воспитатель: Ребята, умнички! Переходим к следующему опыту! Чтобы узнать какой это цитрус, необходимо отгадать загадку!

Желтый, круглый, ты откуда? Прямо с солнечного юга. Сам на солнышко похож. Можешь съесть меня, но только раздели сперва на дольки!

Воспитатель: Ребята, что же это?

Воспитатель: Верно! Следующий наш опыт будет с апельсином!

Опыт№3. «Рассматривание и изучение апельсиновой дольки».

Воспитатель: А вы знаете, как растет апельсин? (На дереве.) (Показ слайдов: цветущее апельсиновое дерево и дерево с плодами). (слайд7)

В природе апельсины - это высокие вечнозеленые деревья с блестящими листьями. Они имеют шаровидную крону, цветут белыми душистыми цветами, из которых образуются плоды, которые вы все любите. Апельсины положительно воздействуют на наш организм, укрепляют здоровье, повышают иммунитет благодаря содержанию в них большого количества витаминов. (слайд 8)

Воспитатель очищает апельсин, предлагает детям рассмотреть его внутри. Обратить внимание детей, что мякоть апельсина покрыта белой тонкой кожицей.

Воспитатель:Как же нам поделить апельсин на всех? Он делится на дольки. Раздать детям и рассмотреть дольки апельсина через лупу (покрыты тонкой пленкой, а внутри тоненькие длинные волокна, наполненные соком).

Воспитатель:Что будет, если на них надавить пальчиком?

Воспитатель: Дольки апельсина легко можно проткнуть зубочисткой (они мягкие) А корочка протыкается с трудом (она жесткая, твердая). Провести опыт с зубочисткой.

Воспитатель:Дети, а какой апельсин на вкус? Почемуапельсин называют сочным фруктом? Давайте проверим, так ли это (Каждому ребёнку нужно разрезать апельсин на две половинки).

Дети давят сок из половинок апельсина, сжимая их руками в пластиковые тарелочки.

Воспитатель:Много сока получилось, какой вывод мы можем сделать?

Делаем вывод. Апельсин делится на дольки, каждая из которых наполнена соком.

4. Рефлексия

Воспитатель: Ребята, все опыты закончились и нам пора возвращаться в детский сад! Снимайте свои халаты, шапочки и подходите ко мне. Чтобы возвратиться обратно, необходимо сказать «Пора возвращаться!» три раза. Ну вот мы и в группе!

Воспитатель: Ребята, что вам понравилось сегодня в гостях у волшебника Лабораториуса? Что нового вы узнали? Какой опыт вам понравился больше всего? Какой, может быть, был для вас сложным?

-Ребята, здесь на столе лежат веселые и грустные цитрусовые, если вам было весело и интересно, то возьмите и поднимите веселый цитрус. А если вдруг нет, то поднимите грустный цитрус.

Публикации по теме:

Конспект индивидуальной работы с детьми по экспериментально-исследовательской деятельности «Разноцветные мыльные пузыри»Конспект индивидуальной работы с детьми по экспериментально-исследовательской деятельности «Разноцветные мыльные пузыри» " Разноцветные мыльные пузыри" Процесс воспитания детей непрерывен. Большие возможности для развития личности ребенка проходят во время.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников «Как происходит извержение вулкана» Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование. Образовательная область: Познавательное развитие. Форма.

Конспект НОД в старшей группе с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности «Свойства песка» Цель: Привлечь детей к самостоятельным размышлениям. Задачи: Образовательные задачи. — Познакомить детей со свойствами песка, установить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Волшебство цитрусовых». Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы
Опубликовано: 25 января 2025 в 11:48
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Волшебство цитрусовых». Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Вильгельм Александра (УИ 2276018) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 января 2025 понедельник
Мы помним твой подвиг, Ленинград!
День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" (Освенцима)
Вольфганг Амадей Моцарт - композитор гений!
День малахитовой шкатулки
28 января 2025 вторник
День лего-конструирования!
Знакомимся с художником Куинджи



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД