Вильгельм Александра
«Волшебство цитрусовых». Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение представление у детей о цитрусовых фруктах через познавательно -исследовательскую деятельность.
Программные задачи:
Образовательные: способствовать развитию знаний детей о цитрусовых (лимон, апельсин, мандарин); способствовать формированию умения рассуждать, делать выводы; упражнять в словарном описании свойств лимона, мандарина, апельсина; расширять словарный запас.
Развивающие:способствовать развитию познавательной активности детей в процессе формирования представлений о предметах и явлениях и их свойствах в исследовательской экспериментальной деятельности.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Воспитательные: воспитывать интерес к природе, эмоциональную отзывчивость, радость предстоящего познания.
Методы и приёмы: наглядный (демонстрация слайдов); практический (проведение исследований); словесный (беседа, рассказ, художественное слово).
Материал и оборудование: ТСО, апельсин, мандарин, апельсин, всё для экспериментов (написано по ходу ОД).
Ход ОД:
1. Мотивационный момент:
(Звучит мелодия музыкальной шкатулки)
Дети обращая на неё внимание: Что это такое? Кто это принёс?
Воспитатель: Ребята, это музыкальная шкатулка. Как вы думаете, что может в ней лежать? Как узнать, что лежит в шкатулке?
2. Планирование деятельности:
Воспитатель: Внимание, важный момент - сейчас мы узнаем, что же на самом деле спрятано здесь. (Открывают шкатулку, находят письмо). Ребята, вам знаком этот предмет?
Воспитатель: Обратите внимание, на картинку – подсказку? (На конверте наклеена картинка волшебника) Как вы думаете, кто написал это письмо?
Воспитатель: Интересно, что в письме? Как узнать?
Письмо: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лабораториус, я волшебник, который очень любит экспериментировать! И я слышал, что вы тоже любите эксперименты, это действительно так?
Воспитатель: (отрываясь от письма) Ребята, вы любите опыты? (Ответы детей) Какие опыты вы знаете или может уже проводили? (ответы детей)
Письмо: Раз это действительно так и вы любите опыты, так же, как и я, то я спешу пригласить вас к себе в гости в мою лабораторию, которую я сделал сам. И я надеюсь, что мы проведем вместе с вами много интересных опытов. А какие именно вы узнаете, если загляните в мой чудесный мешочек! Чтобы попасть в лабораторию крикните три раза «Волшебная лаборатория». Очень жду вас в гости!
Воспитатель: Ребята, а кто мне расскажет, что такое лаборатория?
Воспитатель: Молодцы, это действительно так! Ну что ребята, если готовы отравиться в гости к волшебнику Лабораториусу – сделаем пирамидку из ладошек.
Воспитатель: Теперь закрываем глаза и все вместе кричим три раза «Волшебная лаборатория»!
Воспитатель: Мы в лаборатории, где – то здесь находится чудесный мешочек, надо его найти. Приступаем к поиску! Кто найдёт - зовите всех, откроем его вместе. (Дети находят чудесный мешочек)
Давайте попробуем понять, что же там лежит.
Сначала определим на ощупь. Нужно опустить руку в «Чудесный мешочек» и определить, что это за предмет, но не называть его (по очереди нащупывают фрукты). Не называя предмет, скажите, что вы почувствовали? Какой он? (Он шершавый, твердый, овальный)
В мешочке лежат: лимон, мандарин, апельсин.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, с чем мы будем выполнять опыты?
3. Реализация замысла.
Воспитатель:Прежде чем начать экспериментировать - вспомним правила поведения в лаборатории:
-Не шуметь и не толкаться.
-Внимательно слушать.
- Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно.
-Не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.
-Быть аккуратными с материалами для опытов.
-Делать выводы. Работать в лаборатории нужно в специальной одежде, поэтому мы с вами надеваем шапочки и фартук.
Воспитатель: Друзья, если вы готовы приступить к исследованиям – дотроньтесь до кончика носа левой рукой.
Опыт№1. «Лимон-пятновыводитель»
Воспитатель: Как созреет - жёлтым станет. Он по вкусу чемпион, Очень-очень кислый он. Что же это, ребята?
(слайд 1)
Воспитатель: Конечно! Что вы можете сказать про лимон?
2 слайд
Воспитатель: Лимон – это фрукт, который растет на лимонном дереве.
- Это дерево не растет в нашей стране. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
- Правильно, потому что оно боится морозов. Оно растет только там, где тепло.
- А вы знаете, какие родственные фрукты есть у лимона? (ответы детей)
3 слайд
Воспитатель:Посмотрите на экран. Лимон относится к цитрусовым растениям. Его ближайшие родственники - апельсин, мандарин, с которыми мы тоже будем проводить сегодня эксперименты. А также помело, грейпфрут, лайм. Итак, давайте узнаем, какие еще свойства есть у лимона. Пойдемте к столу.
Воспитатель: У нас есть: ватный диск; фломастер; кусочки лимона.
-Давайте мы с вами возьмем ватный диск и нарисуем точку фломастером на диске. А теперь возьмем лимон и потрем наше пятно. Что мы видим?
Вывод: В данном случае лимон помог вывести пятно. Лимон нейтрализовал пятно. Произошла химическая реакция. Пятно стало бесцветным. Лимонная кислота, при взаимодействии с веществами входящими в состав чернил, образует очень прочные бесцветные комплексы, хорошо растворяющиеся в воде.
Вот какой интересный секрет лимона мы с вами открыли. Дома о нем обязательно расскажите маме.
Опыт№2. «Мандарин пловец»
Воспитатель: Давайте перейдём к следующему столу. И отгадаем загадку, с каким же фруктом мы будем проводить эксперимент.
Он оранжевый и сочный, Любит Новый год. Посмотри под ёлку - точно, Он в подарках ждет! Этот рыжий господин - Вкусный сладкий…
(4 слайд)
Воспитатель: Для опыта нам понадобиться 2 прозрачных стакана, вода и мандарины. Берем один мандарин и бросаем его в воду, как вы думаете, утонет он или нет? (ответы детей). Давайте проверим.
-Смотрите, он не тонет, держится на поверхности воды. И даже если очень постараться, утопить его не удастся.
Воспитатель: Интересно, почему же мандарин плавает, он же тяжелый. Давайте возьмем второй мандарин и почистим его. Проверим, утонет ли мандарин без кожуры (ответы детей). Воспитатель: Как же так? Два одинаковых мандарина, но один утонул, а второй плавает? Как проверить, действительно ли кожура не дает мандарину не утонуть.
Воспитатель: Давайте бросим в воду кожуру. Возьмите лупу и посмотрите на шкурку мандарина. (Рассмотреть кожуру под микроскопом)
Воспитатель:Секрет в кожуре: Оказывается в кожуре мандарина много пор и пустот, которые наполнены воздухом, а он, как известно легче воды, именно корка образует воздушную подушку, удерживающую мандарин на водной поверхности. Оставшиеся без кожуры утонет, потому что тяжелее воды.
Вывод: Мандарин плавает, так как в кожуре есть воздух. (5 слайд)
Воспитатель: Ребята, умнички! Переходим к следующему опыту! Чтобы узнать какой это цитрус, необходимо отгадать загадку!
Желтый, круглый, ты откуда? Прямо с солнечного юга. Сам на солнышко похож. Можешь съесть меня, но только раздели сперва на дольки!
Воспитатель: Ребята, что же это?
Воспитатель: Верно! Следующий наш опыт будет с апельсином!
Опыт№3. «Рассматривание и изучение апельсиновой дольки».
Воспитатель: А вы знаете, как растет апельсин? (На дереве.) (Показ слайдов: цветущее апельсиновое дерево и дерево с плодами). (слайд7)
В природе апельсины - это высокие вечнозеленые деревья с блестящими листьями. Они имеют шаровидную крону, цветут белыми душистыми цветами, из которых образуются плоды, которые вы все любите. Апельсины положительно воздействуют на наш организм, укрепляют здоровье, повышают иммунитет благодаря содержанию в них большого количества витаминов. (слайд 8)
Воспитатель очищает апельсин, предлагает детям рассмотреть его внутри. Обратить внимание детей, что мякоть апельсина покрыта белой тонкой кожицей.
Воспитатель:Как же нам поделить апельсин на всех? Он делится на дольки. Раздать детям и рассмотреть дольки апельсина через лупу (покрыты тонкой пленкой, а внутри тоненькие длинные волокна, наполненные соком).
Воспитатель:Что будет, если на них надавить пальчиком?
Воспитатель: Дольки апельсина легко можно проткнуть зубочисткой (они мягкие) А корочка протыкается с трудом (она жесткая, твердая). Провести опыт с зубочисткой.
Воспитатель:Дети, а какой апельсин на вкус? Почемуапельсин называют сочным фруктом? Давайте проверим, так ли это (Каждому ребёнку нужно разрезать апельсин на две половинки).
Дети давят сок из половинок апельсина, сжимая их руками в пластиковые тарелочки.
Воспитатель:Много сока получилось, какой вывод мы можем сделать?
Делаем вывод. Апельсин делится на дольки, каждая из которых наполнена соком.
4. Рефлексия
Воспитатель: Ребята, все опыты закончились и нам пора возвращаться в детский сад! Снимайте свои халаты, шапочки и подходите ко мне. Чтобы возвратиться обратно, необходимо сказать «Пора возвращаться!» три раза. Ну вот мы и в группе!
Воспитатель: Ребята, что вам понравилось сегодня в гостях у волшебника Лабораториуса? Что нового вы узнали? Какой опыт вам понравился больше всего? Какой, может быть, был для вас сложным?
-Ребята, здесь на столе лежат веселые и грустные цитрусовые, если вам было весело и интересно, то возьмите и поднимите веселый цитрус. А если вдруг нет, то поднимите грустный цитрус.