Галина Скворцова
Конспект занятия по экономическому воспитанию «Экономика» в старшей группе
▼ Скачать +Заказ
Цель: познакомить детей с основами экономического воспитания через знакомство со сказкой и её героями.
Программные задачи:
1. Образовательные :
- познакомить детей с экономическим понятием – потребность,
- закрепить представления детей экономических понятий : деньги, семейный бюджет: доход и расход.
- познакомить с экономическим понятием : потребность: «Хочу» и «Надо».
2. Развивающие :
- развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления,
Публикация «Конспект занятия по экономическому воспитанию „Экономика“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
- выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас,
-закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческой и игровой ситуации,
- развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.
3. Воспитательные :
- воспитывать любознательность в процессе познавательно- игровой деятельности
- формировать положительные взаимоотношения детей.
В ходе занятия реализуются задачи по следующим образовательным областям:
Образовательная область «Коммуникация» Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, обогащать словарный запас детей.
Образовательная область «Познание» Познакомить детей с экономическими понятиями (деньги, семейный бюджет, доход-расход, потребности).
Образовательная область «Социализация» Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию.
Образовательная область «Чтение художественной литературы» Вспомнить знакомые сказки К. И. Чуковского «Муха – Цокотуха», «Телефон», Ш. Перро
«Красная шапочка».
Методы и приемы: сюрпризный момент, обыгрывание отрывок из сказок, релаксация, СМС – сообщение, решение логических задач, создание проблемных ситуаций, физкультминутка, вопросы – ответы детей, дидактическая игра, рассказы, складывание картинок
Материал и оборудование. Карточки с изображением разных предметов, разрезные картинки. Костюмы: Красной шапочки. Конверты с заданиями. Аудиозапись песни из сказки «Красная шапочка».
Связь с другими занятиями и видами деятельности: проведение сюжетно - дидактических игр «Назови ласково» "Семейный бюджет",, чтение сказок К. И. Чуковского «Телефон», «Муха- Цокотуха», Ш. Перро
«Красная шапочка», проведение бесед о деньгах, семейном бюджете, потребностях.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В: Я слышала, что на свете есть сказочная страна, которая называется – экономика. Дети, а что такое Экономика? Там живут необычные жители. Вы хотели бы попасть в эту страну? (Ответы детей)
В : Сегодня я буду волшебницей и предлагаю вас отправиться в сказочную страну. Закройте глаза и повторяйте за мной:
-Вокруг себя повернись и в сказке очутись.
Слайд 1
В: Вот мы и оказались с вами в сказочной стране - экономике.
В: А вот и первый её житель.
Посмотрите, кого мы видим?
Слайд2
Дети: Муха!
В:Дети, мы с вами читали эту сказку, где главным сказочным героем была муха. Скажите, пожалуйста, как называется эта сказка? (Муха – Цокотуха)
В: Давайте вместе вспомним, как она начиналась
Муха- Муха – Цокотуха
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла
Муха денежку нашла
Пошла муха на базар
И купила самовар.
В: На что Муха – Цокотуха купила самовар? (Ответы детей)
В: Ребята, какие бывают деньги?
Дети: Бумажные, металлические.
Слайд 3
Воспитатель : Верно. Ребята, бумажные деньги называются - купюры (показывает купюру, а металлические - монеты (показывает монету). Деньги еще называют денежными знаками. Посмотрите: с одной стороны денежного знака указана его стоимость, есть цифры, слова, а с другой стороны - герб нашей страны. В России используются рубли и копейки.
В: Скажите, пожалуйста, а зачем нужны деньги?
•для покупки продуктов питания;
•для оплаты бытовых услуг;
•для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);
•для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
•для оплаты проезда на транспорте;
•для покупки подарков;
•для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т. д.
В: Совершенно верно, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно.
В: Предлагаю посмотреть интересный мультфильм «Уроки тётушки Совуньи» ,он о том как появились деньги и для чего они нужны.
Физминутка «Покупка»
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие
пальцы, обеими руками одновременно)
Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой
ладонью левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь,
выставляя на пяточку то правую, то левую ножку)
Давайте поиграем с вами в игру: «Что можно купить за деньги?»
Я буду называть предмет, а вы хлопайте в ладоши, если его можно купить за деньги, если нет то не хлопайте.
( Показывает картинки: ветер, кукла, радуга, молоко,).
Слайд 4
А вот и следующий житель страны Экономика…
В : А кто он, вы сможете узнать отгадав загадку;
Бабушка девочку очень любила
Шапочку Красную ей подарила
Девочка имя забыла своё
А, ну-ка ребята вспомним его? (Красная шапочка)
Красная шапочка: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! После того как охотники спасли бабушку и меня от волка, бабушка стала жить вместе с нами мы теперь живё м впятером: мама, папа, я, дедушка и бабушка и всё у нас хорошо. Мама и папа работают в школе, учителями, и получают за свой труд зарплату.
В: Ребята, как вы думаете, за что платят зарплату? (Ответы детей)
В: Люди трудятся на работе и за это им платят зарплату.
В: Зарплата - это деньги, которые платят за труд.
Красная шапочка: Я, учусь шить одежду в колледже и за хорошую учёбу получаю - стипендию.
В: За что Красной шапочке платят стипендию? (Ответы детей)
В: Стипендия – это тоже деньги и платят её только за хорошую учёбу.
Красная шапочка: Бабушка и дедушка уже не работают, но за то, что они много лет проработали на фабрике, они теперь получают пенсию.
В: Что получает бабушка? (Ответы детей)
В: Пенсия – это тоже деньги, которые платят людям, проработавшим много лет.
Красная шапочка: Из маминой и папиной зарплаты, моей стипендии, бабушкиной и дедушкиной пенсий складывается наш семейный бюджет.
В: Все деньги которые попадают в семейный бюджет называются доходом семьи.
В: Скажите, пожалуйста, что является доходом семьи Красной шапочки? (Ответы детей)
В: Но, в каждой семье есть и расходы.
В: Как вы думаете, какие бывают расходы? (Ответы детей)
В: На что тратят деньги ваши родители в первую очередь? (Ответы детей)
В: Какие это расходы? (Ответы детей)
В : А на что ещё можно расходовать деньги? (Ответы детей)
В: Это какие расходы (Ответы детей)
В: Молодцы ребята! А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру:
«Доход - расход»
- Я начну читать сейчас.
Я начну, а вы кончайте
Хором мне не отвечайте: доход или расход
Мама получила зарплату - доход
Бабушка заболела - расход
Выиграла приз - доход
Потеряла кошелёк - расход
Продала бабушка пирожки – доход
Заплатили за квартиру – расход
Нашла монетку – доход
Купили куклу – расход
(Ответы детей)
В: Из чего состоит семейный бюджет? (Ответы детей)
4. Красная шапочка: Я вас приглашаю на весёлую разминку.
(Под песню «Красная шапочка»)
5. Звучит телефон
В: Это новые жители страны Экономики.
Слайд 5
Что попросили жители?
-слон – шоколад
- мартышки – книжки
- зайчатки – перчатки
- цапли - капли
В: Ребята, все желания сказочных героев можно назвать одним словом – «потребности». Давайте вместе повторим – «Потребности».
В: Потребности — это всё то, в чем все нуждаются.
В: А вы, знаете, что есть потребности без которых нельзя прожить, их называют потребностями «Надо», то что нужно каждому.
В: Как вы думаете, какие это потребности – назовите? (Ответы детей)
В: Есть потребности без которых можно обойтись, их называют потребностями «Хочу».
В: Как вы думаете, какие это потребности? (Ответы детей)
Слайд 6
Решение проблемной ситуации.
В одной семье живут, папа, мама, дочь и бабушка и дедушка. Папа и мама работают, дочь – студентка, бабушка и дедушка пенсионеры. Как-то раз подсчитали они свой семейный доход и купили то, что каждый хотел: маме – украшения, папе – наручные часы, дочери – сотовый телефон, дедушке лодку, бабушке ноутбук. Потратили все деньги. Правильно ли они поступили? (Ответы детей.)
В: Герои сказки «Телефон» прислали вам картинки, но злой разбойник Бармалей и здесь приложил руку, взял и разрезал картинки. Я предлагаю вам сложить картинки, которые разрезал Бармалей и сказать какой там предмет, какая эта потребность.
Работа за столами с пазлами.
В: Молодцы ребята! У кого какие получились потребности?
В: Какие бывают потребности? (Ответы детей)
В: Ребята, прежде чем вернуться в детский сад скажите, с какими жителями сказочный страны Экономика, мы у них познакомились? О чём они вам рассказали?
В: Замечательно! Но наше путешествие по сказочной стране экономика заканчивается. И нам пора возвращаться в детский сад.
В: Герои сказок вам на память о путешествии по сказочной стране Экономика, передали подарок – это необычные монетки, а монетки - сладкоежки, которые тоже продаются в магазине.
В : А чтобы вернуться в детский сад закрываем глаза и повторяем за мной:
Вокруг себя повернись и в детском саду очутись
В: Вот мы и в детском саду. Вам понравилось путешествие?
В: - Молодцы ребята! Вы много знаете, умеете! Спасибо вам!