Юлия Зозина
Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Мы и природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- Закрепить знания детей о науках, изучающих природу, профессиях людей, занимающихся изучением природы;
- Дать представление о науке геология, профессии геолога;
- Закрепить знания детей о растительной и животной среде России;
- Расширить знания о М. Пришвине, как писателе, авторе произведений о природе;
- Закрепить правила поведения в природе;
-Формировать умения детей в изготовлении фигурок животных техникой оригами;
- Развивать память, мышление, речь;
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе „Мы и природа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Воспитывать ответственное и бережное отношение к природным богатствам, чувства патриотизма.
Оборудование: презентация, ларец сокровищ, картинки с изображением зверей, птиц, растений, музыка из серии" звуки природы".
Образовательные области: познавательное, речевое, художественно – эстетическое, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа:
-Рассматривание картин известных художников о природе;
-Чтение произведений различных авторов о природе, в том числе М. Пришвина;
- Беседа о полезных ископаемых, их рассматривание;
-Показ видео, презентаций о животных, растениях России, беседа о необходимой им помощи;
- Беседа о правилах поведения в природе;
- Изготовление техникой оригами фигурок зверей, птиц.
Ход занятия:
Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте их поприветствуем.
Начать занятие хочется со стихотворения:
"Наша планета Земля
Очень щедра и богата,
Горы, леса, степи, поля-
Дом наш родимый, ребята!"
-О чем я прочитала стихотворение?
- О природе, о нашей планете.
- А какие науки изучают природу? /география, экология, биология/
-Как называют ученых, изучающих природу? /биолог, эколог, натуралист, ботаник и др.)
- Я хочу вам рассказать еще об одной науке - геологии. Геология – это наука, изучающая структуру земли и все то, что с ней связано. Геолог – это специалист, который освоил эту науку и применяет полученные знания на практике. Геологи исследуют новые земли на наличие в них полезных ископаемых, создают топографические карты. Топографические карты - карты на которых подробно изображена местность: её рельеф, грунты, растительность, дороги и многое другое. Её создать очень сложно! А какие полезные ископаемые вам известны?
- Нефть, каменный уголь, мрамор, гранит, алмазы.
- Нужны они людям? (да)
-Для чего?
- Из нефти делают бензин, каменный уголь используют как топливо, из мрамора, гранита делают столешницы, памятники, алмазы используют в ювелирных украшениях.
- Молодцы!
-Ребята, мы с вами живем на планете Земля в очень красивом месте, в России. Природа России красива и разнообразна.
Многие композиторы, художники, писатели и поэты старались показать её красоту в своих произведениях. Сегодня мы будем, рассматривать картины, слушать музыку о природе, а еще поговорим о М. Пришвине. Кто он?
- Писатель.
В этом году исполняется 145 лет со дня его рождения. Писатель много путешествовал и видел в природе немало разных удивительных явлений. Все это он записывал в своих дневниках, чтобы потом черпать оттуда интересный материал для создания какого-нибудь очередного рассказа или повести. Им было написано много произведений: миниатюры «Лесная капель», сказка-быль «Кладовая солнца», повесть-сказка «Корабельная чаща» и другие произведения, многие из которых вошли в золотой фонд советской детской литературы и переведены на иностранные языки.
–Какие из произведений М. Пришвина вам уже известны? /ответы детей/
М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая с великими сокровищами жизни».
-Ребята, как вы думаете, о каких сокровищах говорил М. Пришвин? (рассуждения детей)
-Правильно, это растения, звери, птицы которые живут рядом с нами на нашей земле. Их очень много и они все разные. Я предлагаю вам собрать сокровища нашего края в этот удивительный ларец. Согласны? (Да)
Для этого мы отправимся в лес. Но прежде чем отправится необходимо знать правила поведения в лесу. Давайте вспомним о них, а картинки нам в этом помогут.
Не ломайте ветки!
Не шумите в лесу
Не разжигай костёр в лесу без взрослых
Не бросайте мусор!
Не рвите цветы!
Не разоряйте птичьих гнезд!
Не топчите грибы!
В путь! (под муз сопр. - скрип снега, треск сучьев дети имитируют движения по лесу).
Дети присаживаютя на стулья
Посмотрите, как красив зимний лес!
-Что мы видим в лесу? (Деревья)
-Мы наблюдали деревья в разное время года, а какие вы были внимательные во время наблюдений, покажет игра "Что я знаю о деревьях?"
*Какое дерево не меняет окраску? (ель, сосна)
- Как узнать по хвоинке где ель, а где сосна?
*Плод, какого дерева называется желудь? (дуб)
*Какое дерево осень красит в желтый цвет? (берёза)
*У какого дерева листья умеют "дрожать"? (осина)
*Из плодов какого дерева можно сделать алые бусы? (рябина)
-Молодцы, а скажите ребята, какую пользу приносят деревья? (ответы детей)
-Вот первое сокровище, которое мы положим в наш ларец, это деревья.
Отправляемся дальше, мы вышли с вами на лесную поляну. Она покрыта вся снежным покрывалом, а на нем какие-то узоры.
-Как вы думаете, что это? (следы зверей и птиц)
-Какие звери оставили свой след на снегу? (белка, лиса, волк, заяц)
-А каких зверей мы не увидим в зимнем лесу? (медведь и ёж)
- Почему? (они впадают в спячку).
Как хорошо вы знаете наших зверей, мы узнаем из игры, которая называется "Угадай по описанию"
*Маленький, трусливый, длинноухий? (Заяц.)
-Какой окраски шубка зайца зимой? Почему? (белая, чтобы быть не заметным на снегу)
Как заяц спасается от врагов?
(Заяц быстро бегает, петляет, запутывает свои следы. Днём зайцы прячутся от хищников в норках, вырытых в сугробах. Поесть зайцы выходят в темное время суток. Спят они на снегу.)
ВИДЕО «Заяц спрятался в снегу»
*Рыжая, хитрая, длиннохвостая. (лиса)
-Что вы знаете о лисе? (ловит зайцев, полевых мышек, шерсть становится густой с толстым подшерстком. По снегу лисица ходит не проваливаясь, благодаря лапкам, покрытым шерстью. Лисы живут в норах.)
ВИДЕО «Как лиса ловит мышь»
*Огромный, длинноногий, рогатый. (лось)
Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)
-Водится ли в наших лесах лось? (да)
Что вы знаете о лосях? (Лоси любят есть кору молодых осинок, побеги молодых сосен. У лосей очень крепкие и крупные зубы. Отдыхают лоси, закопавшись в снег.)
*Маленькая, рыженькая, прыгучая, хвост служит рулем, а иногда и парашютом? (Белка.)
Какой окраски шубка белки зимой? (серая, черная, бывает с коричневатым отливом)
-Как белка готовится к зиме? (делает запасы, орешки, грибы, шишки)
- А ещё о белках заботятся люди. Они даже ручными становятся.
ВИДЕО «Ручная белка»
*Серый, злой, голодный. (Волк.)
-Что вы знаете о волке (Шерсть у них зимой становится густой и длинной. Такая шерсть помогает перенести волку зимние холода. И даже в сильные морозы волк может спать на снегу, укрыв свой нос пушистым хвостом. Ему помогает выжить удивительная выносливость. Он может не есть по многу дней при этом не терять силы.)
-Молодцы, а как вы думаете, легко ли зимой зверям найти пищу в лесу? (ответы детей)
-А чем может помочь человек? (построить кормушку)
-Для каких зверей нужна кормушка? (для лосей и косуль)
Вот и второе сокровище для нашего ларца, это звери, будем их беречь и помогать им.
-Прислушайтесь, почему в лесу тихо? (не слышно пения птиц)
-Голосами каких птиц был наполнен лес летом?
Послушайте (звучит запись с голосами птиц)
-Все ли птицы остаются на зиму? (нет, некоторые улетают на юг)
-Как называются птицы, которые проводят зиму в теплых краях? (перелетные)
-А почему они улетают? (перелетные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают).
Да ребята, птицы боятся не холода, птицы боятся голода.
-Каких перелетных птиц вы знаете? (журавли, гуси, лебеди, скворцы, чайки)
-Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму? (зимующие, оседлые)
-Чем питаются зимующие птицы? (ягодами рябины, зернами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди)
-Как нужно заботиться о зимующих птицах? (делать кормушки, не забывать добавлять корм в кормушки)
-Каких зимующих птиц вы знаете? (воробьи, голуби, синицы, вороны)
Птицы, это третье наше сокровище, которое мы положим в ларец.
-Положим птичек в нашу сокровищницу? (да)
-Ребята, чтобы сохранить природу, птиц и зверей, необходимо бережно к ним относится.
Вот и подошло к концу наше лесное путешествие. Давайте закроем глаза и сосчитаем до пяти. Один-два-три-четыре-пять, вот и в группе мы опять.
-Ребята, наш ларец наполнился сокровищами? (нет, там мало сокровищ)
-Конечно, мы положили в ларец сегодня только сокровища леса, и то не все. А в России есть еще много других мест: степи, реки, луга, горы. Там сколько сокровищ…
В память о путешествии предлагаю изготовить зверей и птиц техникой оригами и подарить их нашим гостям.
И в заключение нашего занятия, послушайте стихотворение М. Романовой:
"Эту истину знаю от роду,
И её никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою.
Нам понятней теперь год от года,
Что с природою надо дружить,
Ведь без нас прожила бы природа,
Без неё мы не сможем прожить!"