Галина Джеус
Конспект занятия по экологическому воспитанию «В гостях у Старичка-Лесовичка»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексный подход к проведению занятий познавательного цикла с детьми старшего дошкольного возраста.
Классическая форма проведения занятий является распространённой и обыденной. Проведение занятий в группе, даже с использованием большого количества раздаточного и демонстрационного материала, не даёт детям того интереса, чем использование всего пространства детского сада, как целостной системы развития познавательных способностей детей. Переходя из одного помещения в другое, дети ожидают что – то нового, интересного, неизведанного. Комплексные занятия, они, как правило, используются при закреплении пройденного материала. По своей структуре построения, они приближены к мини-развлечениям, что очень нравится детям. Это своего рода викторины, инсценировки, театрализация. На основе ранее полученных знаний, дети играют в знатоков, оказывают помощь кому-то, в полном объёме показывая свои знания и достижения. Важно помнить, что при проведении комплексных занятий по подобию игр-викторин «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и др., должна выдерживаться игровая направленность соревновательного характера. Это помогает детям лучше сконцентрироваться в ответах, активизируется логическое мышление, шире задействуется память и воображение детей.
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию „В гостях у Старичка-Лесовичка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесовичок. В гостях у старичка-лесовичка
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
г. Приморско-Ахтарск, МБДОУ № 12
Комплексное занятие познавательного цикла в старшей группе.
Тема: «В гостях у Старика-Лесовика» (викторина)
Воспитатель Джеус Галина Викторовна
Программное содержание:
- уточнить представления детей о видах леса: хвойный, лиственный; закрепить знания о видах деревьев, их строении;
- закрепить знания детей о лесных птицах, их значимости в жизни леса;
- закрепить знания детей о диких животных: местах их обитания, повадках;
- продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным предложением; правильно строить предложение, употреблять в предложении предлоги.
Дети играют в игровом уголке, воспитатель вносит конверт, привлекает внимание детей:
- Ребята, я получила сегодня необычное письмо, оно адресовано вам. Сейчас я его вам прочту:
«Здравствуйте дорогие детишки! Пишет вам Старик по прозванью Лесовик. Случилась беда в моём лесу. Кощей бессмертный наложил заклятие и поселилась в нём «мёртвая тишина» : птицы не поют, зверей не видно, даже ветер не залетает в мой лес, не шумит в ветвях деревьев, насекомые и те разбежались. Что делать, ума не приложу, знаю только, что заклятие могут снять только дети. Помогите моему лесу, очень вас прошу!»
- Вот какая беда случилась в лесу у Старика-Лесовика. Надо спешить, чтобы помочь ему. А вы не боитесь трудностей, с которыми придётся встретиться в лесу, ведь лес заколдован?
( ответы детей: -Нет, не боимся)
- А как же нам найти дорогу в лес? Может в конверте, кроме письма есть маленькая подсказка? (из конверта выпадает план)
- А вот и подсказка. Смотрите это план местности. На нём стрелочками указан путь в заколдованный лес. Вы готовы отправиться в наше путешествие? (Да) Тогда в путь.
Дети с песней заходят в музыкальный зал, где оформлена лесная поляна.
- Ребята, вот мы с вами и пришли в заколдованный лес Старика – Лесовика. Действительно не слышно не птиц, ни зверей лесных, ветки на деревьях не шелохнуться. Где же нам найти хозяина леса, Старика-Лесовика? Надо его позвать. Помните, что кричат когда в лесу заблудятся? Давайте вместе крикнем: АУ! Старик-Лесовик, ты где?
(дети вместе с воспитателем зовут Старика-Лесовика)
Из-за дерева выходит Старик – Лесовик.
- Что за крик, что за шум, кто вы такие?
Дети:
- Мы ребята дошколята, пришли по твоему письму лес спасать!
Старик-Лесовик :
- Это очень трудно будет сделать, потому что Кощей придумал разные вам задания, если вы их выполните, тогда заклятие спадёт.
Воспитатель :
- Не волнуётесь, дедушка, наши ребята очень много знают о лесе, мы Вам обязательно поможем.
Старик-Лесовик :
- Тогда рассаживайтесь на пенёчки и слушайте первое задание – загадки:
«Много рук, одна нога» (дерево)
«Зимой и летом, одним цветом» (елка)
«Зимой голое, весной зелёное, летом тень бросает, а осенью лист опадает» (дерево)
«Много веток, а не дерево» (куст)
«Ветра нет – дрожит», ветер есть – тоже дрожит» (осина)
«Живёт дед сто лет, только крепче становится» (дуб)
«Белоствольная красавица, весной в серёжки наряжается» (берёза)
Дети отгадывают загадки.
Старик – Лесовик :
- Ай да молодцы, с загадками справились.
А есть еще вопросы, каверзные, сам Кощей придумал:
- Какие деревья в лесу растут?
- Какой лес называется хвойным? (лиственным?
- Что происходит осенью с деревьями?
- У ёлки есть листья?
- Почему деревья растут?
- Какое дерево от простуды помогает?
- Какое дерево свой сок людям дарит?
- Какое дерево у реки растёт, плакучим называется?
(ответы детей)
В ходе ответов детей, воспитатель следит, чтобы дети обосновывали свой ответ, отвечали полным предложением.
Старик – Лесовик :
- Какие вы умные, столько знаете о лесе.
А вот второе задание:
Что нельзя делать в лесу?
Ответы детей:
- Нельзя сильно кричать,
- Нельзя мусорить в лесу,
-Нельзя оставлять костёр в лесу без присмотра,
- Нельзя деревья ломать, грибы с корнем вырывать, цветы рвать.
Старик – Лесовик :
И со вторым задание вы справились. Послушайте, вот и деревья мои ожили, листьями шелестят, вам «спасибо» говорят. (дети в записи слушают шелест листвы в лесу)
Воспитатель :
- Деревья, шелестят своими листьями, да только птиц не слышно.
Старик – Лесовик :
- А это следующее задание, снова загадки для вас:
- Кто такие санитары леса?
- А почему их так называют?
- Днём спит, ночью летает, людей пугает (филин)
- Он долго дерево долбил,
Зря он времени не тратил,
Длинноклювый, пёстрый (дятел)
- Какая птица зимой птенцов выводит?
- Какая птица своих птенцов другим подбрасывает?
- Белобока, черноголова,
По лесу летает, всё обо всех знает? (сорока)
- Рано встаёт, красиво поёт? (соловей)
- Какие птицы живут в моём лесу? (синица, сорока, дятел, филин, сова, клёст, воробей, кукушка)
Старик – Лесовик :
- Ох уважили старика, ох помогли, слышите, лес ожил, запел (слушают в записи пение птиц)
- Но кроме птиц, у меня ещё звери лесные живут. И снова загадки:
- длинное хвостище, рыжи волосище, сама хитровища? (лиса)
- кто зимой холодной, бродит злой голодный? (волк)
- ходит лесом косолапо, а зимой сосёт он лапу? (медведь)
- по деревьям скок-скок, да орешки щёлк-щёлк? (белка)
- ходит по лесу рогатый, называют все сохатый? (лось)
- нос пяточком, хвост крючком, живёт в лесу, но не поросёнок? (кабан)
- летом серый, зимой белый? (заяц)
- любят ли ежи яблоки? (нет, они их не едят)
- какие медведи существуют в природе? (белые, бурые, сумчатые)
- где живут бобры? (на реке)
- кто на зиму меняет цвет? (заяц, белка)
- где зимуют лягушки? (в воде, под корягами)
Старик-Лесовик :
- Спасибо вам ребята, помогли вы мне и зверям лесным. Лес стал прекрасным и оживлённым.
Воспитатель :
- Дедушка, а разреши нам на твоей лесной поляне поиграть, так весело стало в лесу.
(проводится игра «Плетень»)
Старик – Лесовик :
- Ребята, чуть не забыл! Есть у меня родничок, всегда он весело журчал, разговаривал со мной. Но и до него Кощей добрался. Молчит мой дружок – родничок.
Воспитатель :
- А ведь можем мы помочь твоей беде. Знают наши дети чистоговорки и скороговорки. Услышит родничок детей и сразу проснётся.
(дети вместе с воспитателем произносят чистоговорки и скороговорки)
-са-са-са, на дереве оса
- сы-сы-сы, у кота усы,
- су-су-су, обрезали косу
- жук упал и встать не может, ждёт он кто ему поможет;
- мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила, стали мышки сушки есть, зубки сразу поломали.
- на дворе трава, на траве дрова.
Воспитатель :
- Ребята, послушайте, как ожил лес ( дети слушают в записи шум леса: журчание ручья, жужжание осы, пение птиц, звуки животных, шум ветра в лесу). Мы помогли Старику – Лесовику снять заклятие с леса.
Старик – Лесовик :
-Спасибо вам большое, вижу вы много знаете о лесе. Лес надо беречь, и не только лес, беречь надо всё, что вас окружает, тогда вам никакой Кощей не будет страшен.
Вот вам мой подарок. Это краски непростые, это краски лесные. Всё что вы увидели в лесу, они помогут вам нарисовать, а вот вам и бумага, и кисточки.
Воспитатель :
- Спасибо за подарки, а что же мы можем подарить Старику – Лесовику? Придумала, мы нарисуем его волшебный лес, а рисунки подарим Старику-Лесовику. Рассаживайтесь поудобней
и начинайте рисовать.
Звучит запись звуков леса, дети рисуют. По окончании рисования, дети оставляют свои рисунки на пенёчках, прощаются со Стариком – Лесовиком, возвращаются в группу.