МААМ-картинки

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшего возраста «Кто главный в лесу»

Марина Ш
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшего возраста «Кто главный в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Кто главный в лесу.

Задачи: - формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга, подвести к выводу: главное звено в лесу - растения, которыми питаются различные животные;

- сформировать знания о труде лесника и его экологическом значении;

- развивать познавательный интерес, мышление, внимание, объяснительную речь, речевую активность;

Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшего возраста „Кто главный в лесу“» размещена в разделах

- воспитывать желание прийти на помощь, бережное отношение к окружающей природе.

Ход занятия.

Организационный момент.

- К нам пришли сегодня гости, давайте с ними поздороваемся.

- А сейчас, как обычно, поприветствуем природу:

Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое, (очерчивают круг руками)

Здравствуй, легкий ветерок, (покачивают руками над головой)

Здравствуй маленький цветок, (присели)

Здравствуй утро, здравствуй день (встали)

Нам здороваться не лень.

-Ребята, мне на телефон пришло голосовое сообщение. Номер мне неизвестен. Кто же его мог послать?

- Давайте узнаем, что в нём?

Голосовое сообщение

Срочно приходите, срочно помогите! Происходят чудеса. Не поделим мы леса.

Кто здесь главный, как нам быть? Помогите спор решить… Жители леса.

- От кого же оно? -О какой помощи просят жители леса?

-Ребята поможем жителям леса, узнать кто главный в лесу?

- Скажите, пожалуйста: «Что значит «главный»? (важный, без кого или чего нельзя обойтись)

Сообщение темы.

-Тогда я предлагаю отправиться в лес и узнать «Кто же главный в лесу и значит разрешим спор жителей леса.

- А, чтобы бы смогли быстро там оказаться, лесные жители передали для нас волшебный «ковёр-самолёт». (открываю красивую коробку, достаю и разворачиваю ковер-самолет)

- Проходите, становитесь!

- Но вот беда, он не сможет взлететь, пока мы не назовём приметы осени.

Дидактическая игра «Назови примету осени».

- У меня есть волшебная осенняя веточка, она нам поможет. Кто её в руки берет, тот сразу же вспоминает примету осени. Передавайте друг другу и называйте.

1. Осенью листья желтеют, краснеют, опадают.

2. Птицы улетают в теплые края.

3. Животные готовятся к зиме. (делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку)

4. Солнце светит, но не греет.

5. Часто идут дожди.

6. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее.

7. В лесу появились грибы и ягоды.

8. Люди собирают урожай.

9. Дни становятся короче, а ночи длиннее.

10. Дует сильный ветер.

11. Насекомые прячутся.

12. Цветы вянут.

13. Трава желтеет.

14. Небо серое, хмурое.

- Как вы думаете, мы справились с эти заданием, тогда пора в путь!

- Становитесь удобно и повторяйте за мной волшебные слова:

Наш ковё р по небу мчится: что же с нами приключится?

Унесет нас до небес, попадём на нём мы в лес!

0 (звучит музыка из м/ф)

- А пока мы летим, давайте вспомним, какие бывают леса? (Хвойные, лиственные, смешанные).

Слайд (на доске появляется лес)

- Смотрите, стал стеною до небес перед нами чудо - лес. (приземляемся) - (выходят)

Основная работа.

-Подойдите к доске, станьте полукругом.

- Посмотрите, как много жителей в нашем лесу. Слайд

- Всех узнали? (деревья, кустарники, насекомые, птицы, животные и т. д.)

-А может, кто-то из вас уже знает, кто главный в лесу?

- Чтобы узнать, послушайте лесную сказку.

- Давайте присядем на пенёчки. (садятся на банкетки)

- Жил был лес. Он был, красивый и в нём жило много жителей совсем как в нашем лесу звери, птицы, насекомые, растения. Но вот однажды пришёл злой волшебник и захотел уничтожить лес. Вошёл он, да как закричал: «Уходите все из леса. Видеть вас не хочу!». Они и ушли. Перестали в лесу летать, ползать и жужжать разные букашки, комары, муравьи. Понравилось это злому волшебнику: хорошо стало в лесу : никто ему не мешает. Только вот листья на деревьях пожелтели, цветы перестали цвести, птицы улетели, звери разбежалась. - Почему, так все произошло, волшебник так и не понял.

- А вы, ребята, догадались, почему же случилась беда в лесу? (дети высказываются).

- Поможет ещё лучше в этом разобраться игра «Кому – что?» (по карточкам на мольберте) (картинки и схематичные изображения.)

- Для этой игры нам понадобятся карточки – схемы. (показываю большие схемы, и дети говорят, что они обозначают одним словом: животные, птицы, насекомые, деревья, человек, цветы).

- Такие изображения есть на подносе, только меньших размеров. (дети по очереди крепят нужные схемы рядом с карточками)

— Кому нужна трава? (Для пищи животных, птиц)

– Как называются животные, которые питаются травой? (Травоядные).

— Кому нужны грибы, ягоды? (Для питания животных, птиц и человека).

—Кому нужны деревья? (Это дом для животных и птиц, листья дают свежий воздух).

— Чем служат насекомые в лесу? (Едой для птиц, некоторых животных, они также опыляют растения, цветы).

— Нужны ли птицы в лесу? (лесу-они санитары леса и помогают ему размножаться, человеку - поют прекрасные песни).

— Скажите, а по способу питания, на какие две группы делятся животные? (Хищники и травоядные). – Кто из них чем питается? (Хищники – мясом, травоядные – травой).

- Давайте поразмышляем: - Если не станет травоядных, что тогда будет?

- А если не станет хищников, что случится? (разведётся много травоядных они обглодают всю кору на деревьях.)

- А если не станет насекомых? (птицам нечем будет питаться)

-Что случится, если не станет птиц? (Некому будет лечить деревья от насекомых)

-А если исчезнет весь лес, что тогда произойдёт? (погибнут все жители леса)

- ВЫВОД: Правильно, все в лесу взаимосвязано : не стало букашек, комаров улетели птицы, а птиц не стало - развелось гусениц видимо-невидимо, погрызли листву, траву, засох лес. Не стало животных, потому что им нечем питаться.

Значит: деревья и другие растения – главные жители леса, они дают пищу и убежище всем живым существам.

-Как вы думаете, а сможет ли человек прожить без леса? (Дети высказываются.)

- Что дает лес людям? (Ответы детей).

-Правильно, человек не может прожить без леса, ведь лес дает свежий воздух, защищает поля и луга от сухих ветров, дает древесину, дрова, дарит вкусные ягоды, грибы, орехи, много в лесу растет и лекарственных трав. Вот почему лес надо беречь.

- Ребята, назовите, какие предметы необходимые для жизни человека сделаны из дерева? (дома, книги, мебель, игрушки, санки).

- Лес - богатство нашей родины, надо беречь и охранять его.

Коррекционное упражнение на исключение лишнего.

- Подойдите к доске.

- Посмотрите внимательно и ответьте:

Слайд-Кто здесь лишний? Почему? (волк, рысь, тигр-это хищные, а олень- травоядный)

Слайд-Заяц, белка, лось- травоядные, а лиса- хищное животное.

Слайд-Берёза, клён, дуб – это лиственные деревья, а сосна-хвойное

Слайд- Лисички, маслята, опята – съедобные грибы, а мухомор- ядовитый.

Слайд-Дятел, воробей, снегирь, голубь, сорока- зимующие птицы, а ласточка- перелетная.

Слайд-Кукушка, ласточка, скворец- перелётные, а синичка-зимующая.

Слайд - А теперь давайте немного прогуляемся по нашему лесу.

Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась!

Раз - росой она умылась, два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела, на четыре - улетела.

Дид. игра с элементами ТРИЗ «Я – САМЫЙ ГЛАВНЫЙ»

- Ребята, пока мы играли, нам оставили коробочку. Посмотрим, что в ней. (шапочки с картинками- раскладываю на столе)

- Присядьте на пенёчки. Это шапочки для игры «Самый главный». Надев одну из шапочек, вы превратитесь в этот объект.

- Вам нужно будет рассказать всем, почему вы считаете себя самым главным.

- Например, Я – микроб, я главный. Если ты человек, не помоешь руки, ты заболеешь, я везде. Я – главный.

(вызываю по одному и предлагаю детям выбрать шапочки с объектами живой и неживой природы, частей суток).

(Дети выбирают шапочки с изображением живой и неживой природы, превращаются в эти объекты и говорят) :

Я – солнышко. Я самое главное. Я даю людям тепло.

Я – вода, я самая главная. Без меня вы умерли бы от жажды.

Я –воздух. Все живое дышит Без меня не было бы жизни. Я – самый важный.

Я – почва, самая важная. Без меня ничего не растет.

Я – растение, земли украшения. Я расту даю красоту и плоды, которые вы употребляете в пищу, еще обогащаю кислородом воздух и очищаю воздух.

Я –насекомое. Я – опыляю растения, без меня оно не даст не плодов не семян.

Я – птица. Я –уничтожаю вредных насекомых

Я – заяц – травоядное животное. Я пища для хищников, человека.

Я – волк – хищник. Я – охочусь на животных, я санитар леса без меня было бы много больных животных.

Я – человек. Я - могу управлять водой, ветром, почвой. Распахать землю, разводить животных, могу охотиться, изобретать что-то новое.

Я – утро. Когда я наступаю, то пробуждается всё живое вокруг.

Я – день. С моим наступлением все работают, суетятся, бодрствуют. На улице светло. У всех полно хлопот

Я – вечер. В это время все готовятся к отдыху, успокаиваются. Травы засыпают, умолкают птицы.

Я – ночь. Все спят. Организм отдыхает, расслабляется.

- Молодцы!

- Ребята за всеми лесами присматривают специальные люди. Вы знаете, как их называют? – Лесники.

Слайд

- А вы знаете, кто такой- лесник.

Лесники – это люди, хорошо знающие всех обитателей леса. Они стараются помочь обитателям леса в трудное время. Основное дело лесников – забота о лесе.

Слайд

- Лесник следит за порядком в лесу, охраняет его от вырубки, пожаров, очищает от старых деревьев, принимает участие в посадке молодых; охраняет обитателей леса от злых людей – браконьеров.

- А как вы думаете, какими качествами должен обладать лесник? (Он должен много знать, уметь быть сильным, ловким, выносливым, смелым).

Разбор пословицы.

Ребята, вам нравится гулять по лесу?

А в народе говорят

«Лес – богатство и краса, береги свои леса».

-Как вы понимаете значение этих слов?

Вывод: Лес он очень красивый, а богат он различными насекомыми, птицами, зверями и поэтому его надо беречь.

Социализация «Берегите лес».

- А, что произойдёт, если человек не будет беречь лес и соблюдать правила поведения в лесу? (Лес может погибнуть).

- Ребята, а где воздух чище в лесу или городе?

- В лесу нет машин, заводов, фабрик, а деревья очищают воздух от пыли и грязи, растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, которым мы дышим. Что нам надо делать, чтобы воздух стал чище? (Сажать деревья, оберегать леса от пожара, не мусорить).

- Ребята, а вы знаете, как надо беречь лес?

- Дети, давайте напомним всем, что в лесу делать можно, а что нельзя (правила поведения в лесу)

–Для этого установим специальные знаки, которые будут напоминать всем людям о том, что запрещается делать в лесу. (дети выбирают знак и дают ему характеристику, затем крепят на мольберт)

1. Рвать цветы охапками в лесу можно? (Сорванный цветок быстро гибнет и не дает семян. Не буде семян, не будет цветущих растений)

2. В лесу ходим осторожно. (в траве много маленьких животных. Они очень незаметны и их можно раздавить)

3. В лесу нельзя шуметь (крики пугают лесных жителей, и они покидают свои дома)

4. Не лови бабочек. (они украшают природу и опыляют растения)

5. Не трогай не съедобные грибы (животные лечатся ими)

6. Не трогай птичьи гнезда (нужно постараться тихо уйти. Можно испугать птицу, и она может бросить гнездо)

7. Нельзя ловить животных. (это дикие животные, им будет плохо в квартире, рядом с человеком их родной дом лес)

8. Нельзя разжигать костры (может случиться пожар)

9. Не разрушай муравейники (муравьи санитары леса, они не дают сильно размножаться насекомым, которые губят лес)

10. Нельзя оставлять мусор. (Лес – это дом животных, и в нем должно быть чисто)

- Молодцы, вы много знаете о том, как надо беречь лес.

- Узнали мы с вами кто главный?

- Вы теперь знаете: лес – это всё равно, что многоэтажный дом, в котором живёт много разных лесных жильцов. Они хорошо приспособлены к жизни в лесу, все они нужны друг другу. Главные в лесуэто деревья и другие растения: они дают пищу и убежище многим животным.

Трудовая деятельность «Посадка семян в грунт».

- Сейчас мы превратимся в юных лесников и подготовим для леса молодые саженцы, посадим семена ясеня, клёна, дуба. (одевают халаты)

- Что мы будем делать, чтобы они хорошо росли? (Ухаживать, поливать, удобрять).

-Посмотрите на столы, как вы думаете для чего эти предметы? (Воспитатель приглашает детей познакомится с материалом для посадки: горшочки с землей, палочки, семена ясеня, клёна, дуба и вода). (Палочкой выкопаем ямку в горшке, посадим семя, вода для полива).

- Решить, кто семена каких деревьев будет сажать, нам помогут картинки. (на подносе выбирают по очереди перевернутые картинки)

- Подойдите к столам, где изображены эти деревья.

- Приступайте к работе. (звучит музыка «Лес»)

Слайд

- В заключение нашего занятия, мне хотелось бы донести до вас слова известного писателя Михаила Пришвина, который любил природу и много писал о ней.

«Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

- И еще Арина знает стихотворение о лесе, давайте её послушаем.

Лес дремучий, до свиданья!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою рады,

Добрый лес, Могучий лес,

Полон сказок и чудес!

- Как вы думаете, помогли мы жителям леса решить их спор?

- Тогда нам пора возвращаться в детский сад.

- Садимся на ковер-самолет. В путь! (звучит музыка)

Рефлексия

- Я предлагаю вам выбрать листики: с изображением улыбки возьмёт тот, кому легко было работать на занятии и с изображением грусти - у кого были затруднения.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Что растёт в огороде?»Дидактическая игра по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Что растёт в огороде?» Цель игры:Продолжать формировать представления детей об овощных культурах,правилах их жизнеобеспечения и пользе для человека. В игру возможно.

Конспект беседы по экологическому воспитанию «Что мы знаем о зимующих птицах?» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект беседы по экологическому воспитанию «Что мы знаем о зимующих птицах?» с детьми старшего дошкольного возраста Цель:Уточнить и закрепить представления детей о знакомых зимующих птицах родного края, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих.

Конспект комплексного занятия по экологическому воспитанию «Зимующие птицы» для старшего дошкольного возрастаКонспект комплексного занятия по экологическому воспитанию «Зимующие птицы» для старшего дошкольного возраста Конспект комплексного занятия по экологическому воспитанию «Зимующие птицы» (старший дошкольный возраст) Подготовила воспитатель высшей.

Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Лук репчатый: польза и вред» Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Лук репчатый -польза и вред». Тема: «Лук репчатый – польза.

Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Поможем Лесовику»Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Поможем Лесовику» Задачи: 1. Расширять представления детей о взаимосвязи природы и человека; способствовать формированию бережного отношения к окружающей.

Конспект НОД по экологическому воспитанию старшего дошкольного возраста «Вырастим цветы для нашей группы».Конспект НОД по экологическому воспитанию старшего дошкольного возраста «Вырастим цветы для нашей группы». Конспект НОД по экологическому воспитанию старшего дошкольного возраста «Вырастим цветы для нашей группы». Воспитатель: Должикова Александра.

Конспект ООД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Чудо-ягода шиповник»Конспект ООД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Чудо-ягода шиповник» Конспект ООД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Чудо ягода-шиповник». Тема: «Чудо ягода-шиповник». Возрастная.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие» Часть 15Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие» Часть 15 Исследовательская деятельность в работе с дошкольниками!.Дети проявляют огромный интерес к исследовательской деятельности, поэтому необходимо.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие» Часть 16Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие» Часть 16 Перспективный план исследовательской деятельности на осень. СЕНТЯБРЬ. Опыты с почвой. 1. Из чего состоят песок и глина. Взять стаканчики.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 20Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 20 ПЛАНИРОВАНИЕ. ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ. Разбор проблемных ситуаций – решение речевых логических задач, ответ на которые может быть получен,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшего возраста «Кто главный в лесу»
Опубликовано: 15 декабря 2023 в 14:01
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшего возраста «Кто главный в лесу»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Ш (УИ 3345596) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД