Ольга Лычковская
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Взаимосвязи в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Взаимосвязи в природе»
Цель: учить различать объекты живой и неживой природы.
Задачи:
Познавательное развитие:
- познакомить со связями между живой и неживой природой, помочь увидеть, какие связи существуют внутри живой природы;
- развивать умение отличать живую природу от неживой;
- развивать логическое мышление.
Социально – коммуникативное развитие:
- учить работать со сверстниками в команде, объединенных одной целью;
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию „Взаимосвязи в природе“» размещена в разделах
- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей нас природе.
Материал к занятию :
два круга (большой и маленький, скрепляются между собой)
картинки живой и неживой природы
игрушки, для показа экологической сказки
карточки для составления экологических сказок
аудиозапись «Звуки природы»
палочка с двумя разноцветными концами для игры ТРИЗ
мольберты, магниты, клей - карандаши
Ход занятия
Вступительная часть.
Сюрпризный момент.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полу разбросаны листья с разных деревьев, а под ними – следы животных и птиц. Видно Осень к нам в окно залетала и свой след оставила.
Предлагает собрать осенний букет с условием, брать только те листья, если дети знают с каких они деревьев и их названия. (Дети собирают листья, называя названия деревьев)
Обращает внимание детей на следы животных и птиц под листьями.
Дидактическая игра «Чьи следы?»
Цель игры: закрепить знания детей о диких животных и птицах, уметь отличать следы диких животных, человека и птиц, развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, речь.
Ход игры.
- Посмотрите, под листьями чьи-то следы, вы их узнаете? (Дети называют знакомые следы – следы белки, медведя, лисы, волка, зайца)
- Среди следов один непохожий на след животного, как вы думаете, чей это след? (Птицы)
- Куда он ведет? (Дети на макете дерева видят сову).
- На дереве сидит сова, может она знает, что за переполох в лесу: «Совушка – сова, умная голова, подскажи нам, что случилось в лесу?»
- Вспомните, какое сейчас время года и сами все поймете. (Ответы детей)
Воспитатель обобщает ответы : значит, вся природа готовится к встрече зимы.
Основная часть.
- Что означает слово «природа»(Ответы, дети приходят к выводу, что природа делится на живую и неживую)
- Как отличить живую природу от неживой, что относится к живой и что к неживой природе? (Высказывания детей) Воспитатель обобщает предположения детей - все живые существа или организмы: дышат, питаются, развиваются или растут, приносят потомство и умирают.
Задание «Круги Луллия»
Воспитатель предлагает детям разделиться на 2 команды – знатоков живой природы, у которых будут отличительные зеленые фишки и знатоков неживой природы с фишками красного цвета. Команда с зелеными фишками выбирает картинки с изображением живой природы и наклеивает на маленький круг, а команда с красными фишками выбирает картинки с изображением неживой природы и наклеивает на большой круг.
Дети выполняют задания, по окончании проверяют правильность выполнения работы, стараются обосновать свой выбор.
- Как вы думаете, могут ли эти два мира существовать друг без друга? (Предположения детей).
Воспитатель накладывает маленький круг на большой и скрепляет их так, чтобы можно было их вращать. Предлагает проверить: например, чтобы существовали рыбы (живая природа, нужно, чтобы было море (неживая природа). А что нужно, чтобы существовали цветы? (Воспитатель вращает круги и ищет зависимость живой и неживой природы).
Воспитатель предлагает детям сочинить экологическую сказку «Про котёнка».
Сказка «Про котёнка»
Однажды природа изобрела маленького котенка (воспитатель показывает игрушечного котенка) и налюбоваться на него не могла, такой он был красивый, веселый, пушистый, озорной. Он прыгал, бегал, играл, веселился, но почему-то вскоре стал грустным, все время мяукал. «Что ему нужно?» - думала природа.
- Вы бы смогли ему помочь, почему он загрустил, как вы думаете? (Предположения детей, одно из которых – ему захотелось есть, т. к. он маленький, ему нужно молочка)
- Да, но где его взять, думала природа? Нужно было придумать. (корову, но корова не давала молока, потому что ей нужна была… (зеленая трава, но трава не могла расти без (земли, чтобы трава была сочной, нужно, чтобы землю согревало солнце, поливал дождик, чтобы земля стала плодородной, ей нужны различные живые организмы: червячки, муравьишки. (Рассказывая сказку, воспитатель поочередно выставляет соответствующие игрушечные персонажи). Вот такая у нас получись сказка.
Воспитатель предлагает детям придумать и рассказать свою экологическую сказку. Команде знатоков живой природы (с зелеными фишками) составить сказку про птицу, а команде знатоков неживой природы (с красными фишками) – про яблоко. Для работы предлагаются мольберты, магниты, карточки с изображением: а) – яблоко, дерево, человек, семечко, земля, солнце, тучки с дождиком, червячки и др. несоответствующие картинки, например: дом, цветок; б) – птица, небо, зерна, солнце, дерево, земля, насекомые и другие несоответствующие картинки.
Дети выбирают нужные карточки и на мольбертах составляют экологическую цепочку, рассказывают получившиеся сказки.
Дети приходят к выводу, что хорошо существовать вместе с живой и неживой природой.
Слушание аудиозаписи «Звуки природы»
- Сколько прекрасного можно увидеть вокруг: любоваться красотой осеннего леса, летом – купаться, загорать, любоваться разноцветными цветами, наблюдать за насекомыми, а сколько удивительных минут доставляет нам общение с животными. Но все ли так прекрасно, надо ли быть осторожными при общении с природой, подстерегают ли нас там опасности?
Интерактивная игра «Опасно – не опасно» (ТРИЗ)
Цель: развитие и активизация познавательных способностей детей через использование современных информационных технологий.
Дети рассматривают слайды, указывают на то, что безопасно и где могут таиться опасности в природе.
3. Заключительная часть.
- Пока мы открывали созвездия, впереди показалась какая-то планета, может даже неизвестная, как же нам определить, есть ли жизнь на этой планете?
( Предположения детей: одеть скафандр, выйти в открытый космос, взять грунт на пробу).
Воспитатель предлагает одеть воображаемые скафандры, взять емкости и совочки и принести необходимый для исследования материал. Приглашает детей в космическую лабораторию.
- Сначала выясним, какой экипаж принес больше исследуемого материала. Как это сделать? (Предположения детей – взять одинаковые мерки, пересыпать в одинаковые емкости и т. д.) Дети сравнивают количество, определяют, где больше, а где меньше. Далее воспитатель предлагает вооружиться лупами и рассмотреть, из чего состоит принесенный грунт (земля, глина, песок, камешки, стеклянные шарики). Дети высказывают свои мнения, кто может жить на этой планете.
- Когда мы прилетим, вы обязательно нарисуйте, какие существа могут жить на этой планете. А пока наше путешествие подходит к концу, топливо в баке заканчивается и нам пора возвращаться на Землю. Займите свои места, начинаем обратный отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. (Аудиозапись летящей ракеты).
- Вот мы и дома. Ребята, что вы расскажите своим друзьям о своем путешествии?
- Что вам больше всего понравилось?