Лариса Хахова
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Юные защитники природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы,«Познавательное развитие» (ознакомление с социальным миром, ознакомление с предметным окружением,»Физическое развитие» (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни)
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная
Цель: формировать познавательный интерес к миру природы, считая себя её защитниками.
Задачи:
Образовательные:
закрепить знания детей о природе;
Публикация «Конспект занятия по экологии в старшей группе „Юные защитники природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
развивать логическое мышление, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: дети обладают знаниями о мире природы и считают себя её защитниками.
Материал и оборудование
Демонстрационный: презентация «Юные защитники природы», аудио запись «Голоса птиц», муляжи: птица, паук, крокодил.
Раздаточный: карточки (квадраты синего, зелёного, красного, жёлтого цветов, мяч, мусор: веточка, листья с дерева и из пластика, бумага, пакет, шишка, пластиковая коробка, сломанная игрушка.
Содержание образовательной области
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно, какая сегодня хорошая погода. Небо голубое, светит солнышко. А давайте поздороваемся со всем тем, что нас окружает.
«Здравствуй, красно солнышко! (руки над головой,
Здравствуй, ветерок! (реки влево-вправо,
Солнечные зайчики (вверх- вниз,
Быстрый ручеек (влево-вправо,
Здравствуй, спелая трава (руки внизу,
Здравствуй, шумная листва (руки потереть,
Всех приветствуем сейчас (руки крест накрест,
Очень рады видеть Вас (руки вперед)
Воспитатель: Ребята, я хочу вам загадать загадку, а вы отгадайте её.
Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг:
Небо светло- голубое, солнце светит золотое,
Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава, гора, туманы и роса,
Человек и время года - это всё вокруг…
Ответы детей: (природа)
Воспитатель: Дети, кто скажет, какая бывает природа.
Ответы детей: (Живая и не живая).
Воспитатель: Мир живой природы — это растения, животные, насекомые, птицы и рыбы (показывает картинки на слайде). Человек и все живые организмы не могут существовать без воздуха, воды, солнечного света и питания.
Живая природа — это всё, что растёт, дышит, питается и развивается. А неживая природа — это всё то, что не дышит, не растёт и не развивается. Это звёзды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и многое другое. И человек, и другие живые существа не могут существовать без неживой природы.
Человек является частью живой природы и несёт за неё ответственность. От каждого из нас зависит, насколько чистыми будут наши улицы, скверы и сады, а также наш город!
Ты, Человек, любя природу, хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах не растопчи ее полей!
Не жги ее напропалую и не растаптывай до дна,
И помни истину простую - нас много, а она одна!
Воспитатель: Ребята, скажите, а почему нужно беречь и защищать природу?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята скажите кто такие защитники природы?
Ответы детей: (Это люди, которые любят природу, всегда и везде заботятся о ней, следят чтобы был чистый воздух, вода, Земля, чтобы люди убирали за собой мусор не оставляли его в лесах и т. д.).
Воспитатель: А вы считаете себя защитниками природы?
Как можно стать юным защитником природы?
Ответы детей: (делать добрые дела по отношению друг к другу и к природе).
Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня стать юными защитниками природы. А чтобы ими стать, нужно это доказать. И поэтому я вам предлагаю проверить ваши знания и пройти все испытания и выполнить задания, которые я для вас приготовила. Не побоитесь?.
Я предлагаю вам разделиться на две команды, за каждое выполненное задание команда будет получать фишку. Победит та, в корзине которой окажется больше всего фишек.
Воспитатель: Первое задание называется «Времена года».
У вас на столе лежат карточки разных цветов. Я буду читать стихи, а вы должны поднимать карточку нужного цвета. Если стих о зиме — поднимайте синий квадрат, о весне — зелёный, о лете — красный, об осени — жёлтый.
1. Четверо художников, столько же картин.
Белой краской выкрасил все подряд один.
Лес и поле белые, белые луга,
У осин заснеженных ветки как рога. (Зима)
2. У второго - синие небо и ручьи.
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На снегу прозрачные льдинки - кружева.
Первые проталинки, первая трава. (Весна)
3. На картине третьего красок и не счесть:
Желтая, зеленая, голубая есть.
Лес и поле в зелени, синяя река,
Белые пушистые в небе облака. (Лето)
4. А четвертый - золотом расписал сады,
Нивы урожайные, спелые плоды.
Всюду бусы - ягоды, зреют по лесам,
Кто же тот художник? Догадайся сам! (Осень)
Воспитатель: Молодцы! Хорошо знаете времена года. Команды получают свои первые фишки!
Второе задание «Узнай и назови птицу по голосу».
Каждая команда по очереди прослушивает запись с голосом птицы. Если команда угадывает птицу, она получает фишку. Если же команда не может определить птицу по голосу, право хода переходит к следующей команде. Игра продолжается до тех пор, пока птица не будет правильно определена.
(Дети угадываю голоса птиц)
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием! Команды получают свои фишки.
Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете правила поведения в лесу. Для этого мы поиграем в игру.
Встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду описывать свои действия, а вам нужно будет говорить, хорошо это или плохо. Если я буду вести себя правильно, говорите «да», а если неправильно — «нет».
Вы готовы? Тогда начнём.
Игра с мячом «Если я приду в лесок.».
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю и убирать не буду? (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Молодцы! Все участники команд знают, как нужно правильно вести себя в лесу! Каждая команда получает фишку.
Воспитатель: Четвёртое задание — игра «Вода. Земля. Воздух». Посмотрите, какие у меня есть обитатели воды, земли и воздуха: птица, паук и крокодил.
Каждая команда должна по очереди называть по одному живому существу, которое обитает в её стихии:
* «Вода» — обитателей рек, озёр, морей и океанов;
* «Земля» — обитателей суши, то есть различных животных;
* «Воздух» — обитателей воздушной стихии, таких как птицы и насекомые.
Вы отлично справились с заданием и показали свои знания! Получайте заслуженные фишки!
Воспитатель: А теперь давайте немного подумаем и ответим на вопросы, которые я для вас подготовила. Посмотрим, какая команда лучше справится с этим заданием. Отвечаем быстро!
- Кто на себе носит дом? (Улитка)
- Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
- У какого зверя куст на голове? (Лось)
- Какие животные впадают в спячку? (Медведь, барсук, еж, суслик, хомяк)
- Какие животные на зиму меняют окраску? (Заяц, белка)
- Какое животное называют «кораблем пустыни»? (Верблюд)
- Куда исчезают насекомые с наступлением зимы (Прячутся в коре, в земле)
- Какая птица не вьет гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)
-Без чего не сможет расти растение? (Свет, вода, тепло).
Воспитатель: Вы всё знаете, молодцы! Получите свои заслуженные фишки!
Ребята, посмотрите на экран, что там?
Ответы детей: (мусор)
Воспитатель: А скажите: откуда же берётся мусор, как он попадает на землю?
Ответы детей.
Воспитатель: Мусор бывает разным — полезным и вредным для природы.
Полезный мусор — это листья, упавшие с деревьев, трава, оставшаяся с прошлого года, семена и плоды растений. Всё это может стать пищей для животных, насекомых и червей. Когда такой мусор падает на землю, он со временем превращается в почву. И если в эту почву попадёт семечко травы, цветка или дерева, то скоро здесь вырастет новая трава, цветок или дерево! Это будет полезно и для нас, и для окружающей природы.
Но есть и очень вредный мусор. Вы наверняка видели на земле полиэтиленовые пакеты, фантики и обёртки от конфет, палочки от леденцов и коробочки из-под сока. Как они оказываются на земле?
Ответы детей: (всё это на землю бросают люди – взрослые и дети.)
Воспитатель: Молодцы, правильно говорите. Скажите ребята, это хороший поступок – бросать на землю мусор?
Ответы детей: (нет, потому что засорять землю, мусорить – это плохо)
Воспитатель: Каждый человек понимает, что сортировка мусора — это не просто веяние моды или требование времени, это необходимость для всех. Раздельный сбор отходов — это наш вклад в будущее планеты. Если мы научимся правильно выбрасывать мусор, то сможем позаботиться об экологии, в которой мы живём.
Ещё один шаг на пути спасения окружающей среды — это использование продуктов, которые можно переработать. Это поможет сократить количество неразлагающихся или медленно разлагающихся отходов.
Воспитатель: Друзья, посмотрите, в моей корзине есть мусор: веточка, листья, бумага, пакет, пластиковая коробка, шишка, сломанная игрушка – всё это нужно срочно убрать!
Предлагаю вам поучаствовать в этом деле. Но у меня есть условие: каждая команда будет собирать только определённый вид мусора. Одна команда будет собирать не вредный мусор, а другая – вредный. Согласны?
Игра «Разбери вредный и не вредный мусор»
(В одну корзину дети собирают вредный мусор, в другую не вредный).
Воспитатель: Молодцы! Все команды быстро и хорошо справились с этим не легким заданием! Получите свои фишки.
А теперь давайте узнаем, сколько фишек набрала каждая команда! (Подсчитывают результаты и подводят итоги.)
Победила дружба! Ребята, вы настоящие друзья и знатоки природы! Я с радостью поздравляю вас с победой. Вы набрали одинаковое количество фишек, и я награждаю вас заслуженными медалями «Юный защитник природы»!
(Награждение медалями)
Воспитатель: Я очень рада, что вы много знаете о природе, и, надеюсь, не будете забывать о том, что природу нужно беречь, охранять, и делать её еще богаче.
Рефлексия.
Воспитатель: Что нового и полезного вы сегодня узнали?
Ответы детей.
Воспитатель: Спасибо вам ребята за хорошие ответы, за любознательность и смекалку. Вы по праву можете считаться юными защитниками природы, которые любят природу, всегда и везде заботятся о ней.