Ольга Зубкова
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Обитатели реки «Дон»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологии в старшей группе ДОУ.
Тема: «Обитатели реки Дон».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
Публикация «Конспект занятия по экологии в старшей группе „Обитатели реки „Дон“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Речные обитатели, кто живет в реке
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2022
ЦЕЛЬ: развивать игровую деятельность, умение вживаться в предложенную ситуацию, формировать умение развивать сюжет игры, используя полученные раннее знания; познакомить детей с рыбой «щука» и другими речными рыбами; учить детей бережно относиться к богатствам природы; развивать монологическую и диалогическую речь, следить за грамматическим строем речи.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Знакомство и чтение рассказа А. В. Костюнина «Жор глубинной щуки». рассматривание альбомов «Речные рыбы», карты Ростовской области, атласа для рыболовов и охотников Ростовской области.
ОБОРУДОВАНИЕ: карта Ростовской области, макеты рыбы щука, фланелеграф с картинками к рассказу ; 2 ведёрка с пластмассовыми рыбками на каждого ребёнка.
ЛИТЕРАТУРА: «Игровые экологические занятия с детьми» Л. П. Молодова. ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ ПРОВОДИТСЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМНАТЕ.
Воспитатель: Ребята, кто из вас летом купался в реке? А кто ловил рыбу? А знаете ли вы, как называется самая главная река в городе Ростове-на-Дону?
Дети: Дон.
Воспитатель: Хотите отправиться на реку Дон?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Тогда давайте посмотрим на карту нашей Ростовскойобласти и подумаем, на каком транспорте можно нам отправиться, чтобы попасть на берега Дона.
Дети рассматривают карту и предлагают варианты ответов: на велосипеде, на мотоцикле, на автобусе, на лодке, на поезде. Совместно дети решают ехать на поезде. Обыгрывается игровой момент, и дети отправляются в экологическую комнату, природная зона—река Дон.
Воспитатель: Ну вот, мы и приехали. Какая красота. Полюбуйтесь, ребята,
красотами Дона и послушайте стихотворение:
Блеща средь полей широких,
Вон он льется. Здравствуй, Дон!
От сынов твоих далеких
Я привез тебе поклон.
Как прославленного брата,
Реки знают тихий Дон;
От Аракса и Евфрата
Я привез тебе поклон.
Отдохнув от злой погони,
Чуя родину свою,
Пьют уже донские кони
Арпачайскую струю.
Приготовь же, Дон заветный,
Для наездников лихих
Сок кипучий, искрометный
Виноградников твоих.
(когда дети любуются красотами Дона, а воспитатель читает стихотворение, звучат звуки природы)
Как вы думаете, много ли рыбы в реке Дон?
Дети: Много!
Воспитатель: А вы любите ловить рыбу?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, а ведь рыбу нужно ловить правильно. Вы знаете правила лова рыбы?
Дети могут рассказать поэтапность лова.
Воспитатель: А знаете ли вы, какую рыбу можно ловить, какую нет?
Дети: Да!
Воспитатель: Я вам сейчас прочитаю рассказ, а вы внимательно слушайте!
Воспитатель читает отрывок из рассказа А. В. Костюнина «Жор большой щуки».
Её Величество – Щука!
Именно она держит «большину» и считается полноправной хозяйкой подводного царства Карелии.
Уже месяц, как растаял на водоёмах лёд и прошёл нерест у этой рыбы. Закончилось таинство щучьей любви, когда в угаре самки с кавалерами «теряли голову», не ведая стыда и страха, выходили шумными ватагами на отмели для того, чтобы отметать и оплодотворить икру.
После этого у щуки – Большой пост.
Целый месяц рыба не притрагивается к пище, не обижает проплывающих мимо мальков. Вчерашнюю разбойницу не узнать: вместо агрессии – полное смирение, суровая схима; вместо чревоугодия и кровопролития – миросозерцание и любовь к ближнему; ей – «Да пошла ты.», он в ответ – «Будьте здоровы».
Воспитатель: Ребята, о какой рыбе мы сейчас узнали?
Дети: О щуке!
Воспитатель: Кем она является в Карелии?
Дети: Полноправной хозяйкой подводного царства!
Воспитатель: Правильно, ребята! А вы любите ловить рыбу? Знаете как это делать?
(ответы детей)
Воспитатель: Так как же правильно нужно ловить рыбу, чтобы не попалась мелкая?
(ответы детей)
Воспитатель: А сейчас мы проверим, сможете ли вы ловить только крупную рыбу! Предлагаю поиграть в игру «Рыбалка». Все встанем в круг и возьмёмся за руки—это будут сети рыбаков. 2 мальчика—это крупна рыба, 2 девочки— мелкая рыба. Задача рыбаков ловить сетью (опускать руки) только крупную рыбу, т. е мальчиков, а девочки могут беспрепятственно вбегать в круг и выбегать из него.
Игра проводится один раз
Воспитатель: А если попалось так много рыбы, что вам её некуда будет деть, что же с ней делать?
(ответы детей)
Воспитатель: А ещё, если поймалось много рыбы, можно лишнюю рыбу
опять отпустить в реку. Посмотрите, вот на берегу осталось ведро с рыбой,
которую выловил дядя Коля. Он сказал мне, что рыбы сегодня наловил
очень много. Немного он взял домой, а остальную оставил, чтобы дети могли
посмотреть на его улов, а затем отпустить её опять в реку. Давайте
посмотрим его улов? Но сначала вы будете отгадывать загадки.
Договорились? (воспитатель загадывает загадки, дети разгадывают, потом
рассказывают что они знают об этих рыбах. Рассказать может один ребёнок
или несколько, дополняя друг друга (если дети затрудняются, воспитатель
помогает их рассказу наводящими вопросами) .
Он на самом дне живёт,
Хозяин глубины,
Имеет он огромный рот,
А глазки— чуть видны, (сом)
Воспитатель: Кто может рассказать о соме?
Дети: Сом не очень привлекательный: спина у него чёрная, брюхо беловатое. Вместо чешуи тело его покрыто слизью, на верхней челюсти два длинных уса. Сом—хищник он охотится на рыбу. Он прячется за корягами и выпускает из убежища свои усы. Мелкая рыбка или рак принимают его усы за червяка, и подплывает очень близко. А сом тем временем открывает свою огромную пасть и хватает их.
Воспитатель: За то, что очень много знаешь о соме, я доверяю тебе очень
важное дело—отпускай сома в реку, (ребёнок кладёт макет рыбы на
импровизированный водоём)
Воспитатель: Следующая загадка:
Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом — такая злюка!
Конечно, это (щука)
Воспитатель: Кто может рассказать о щуке?
Дети: Щуку называют речным тигром из-за полос на теле. Она прячется в водорослях и нападает на рыб из своего укрытия неожиданно. Ест она лягушек, рыбу. Охотиться утром и вечером, а днем отдыхает и спит. Во рту у щуки много острых зубов. Летом она меняет зубы. Но беззубой она не остаётся никогда. Зубы у неё меняются не все сразу, а постепенно. Щука—санитар. Она охотится на слабую, больную рыбу.
Воспитатель: Молодцы, всё правильно рассказали. А теперь выпускайте щуку в реку.
Вот для вас следующая загадка:
Толстый, жирный не ленивый,
И по-своему красивый.
В волге живёт этот пузан,
А зовут его. (сазан)
Воспитатель: Расскажите, пожалуйста, что вы знаете о сазане?
Дети: Сазан зеленовато-коричневого цвета и покры крупной чешуёй. Он не хищник. Живёт Сазан на самом дне реки в подводных зарослях и питается травой, илом, червячками. Очень осторожный, близко никого не подпускает.
Воспитатель: Правильно, ребята!Отпускайте сазанчика в воду. А сейчас я предлагаю вам тоже вырастить мальков рыбы осетровых пород: осетра и щуки. Представьте себе, что вы на заводе и выращиваете мальков. Вот у нас рыбки-осетрята. (В ведёрках стоят пластмассовые рыбки) осторожно возьмите себе по рыбке, и отправьте их в реку Дон, чтобы в нашем Дону было много ценной рыбы.
Дети берут рыбок и осторожно «выпускают их в водоём» под спокойную музыку.
Воспитатель: Ну, что же, вот и подошло к концу наше путешествие по Дону. Что интересного вы сегодня увидели и узнали?
Дети: Мы увидели реку Дон, которая находится в Ростове-на-Дону. Узнали, как правильно нужно ловить рыбу, отпускали рыбу назад в реку. Отпустили в реку Дон маленьких осетрят, чтобы в Волге было много ценной рыбы.
Воспитатель: Молодцы, дети! А сейчас возвращаемся домойна поезде!