Энгельс Екатерина
Конспект занятия по экологии в средней группе «Чудесные капельки»
Конспект НОД в средней группе "Чудесные капельки"
Подготовила воспитатель: Энгельс Е. И. Цели: 1. Дать представление о роли воды в природе, о ее свойствах; 2. Прививать навыки экологически грамотного поведения в быту (учить экономно использовать воду, понимать необходимость отношения к воде как к важному природному ресурсу; 3. Дать представление об очистных сооружениях и способах очистки воды; 4. Развивать любознательность и познавательную активность детей.
Публикация «Конспект занятия по экологии в средней группе „Чудесные капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2021
Материалы и оборудование: снег в тарелке; лед в термосе; картинки: снежинка, сосулька, дождик, лед, облако, речка; иллюстрации растений и животных, обитающих у реки; бытовые фильтры для очистки воды; обручи, музыкальное сопровождение физкультминутки, просмотр слайдов о воде.
Словарная работа: снег, лед, облака, сосулька.
Предварительная работа: игры и опыты с водой, снегом, льдом.
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня я приготовила для вас необычные загадки. Они находятся в моем волшебном сундучке.
Дети по очереди достают из сундучка карточки-капельки с загадками про состояние воды (про снег, снежинку, лед, облако). Ответы показываются в виде слайдов.
Бел, да не сахар, нет ног, а идет. (Снег)
Что за звездочки сквозные На пальто и на платке, Все сквозные, вырезные, А возьмешь - вода в руке? (Снежинка)
Рыбам зиму жить тепло: Крыша – толстое стекло. (Лед)
Белые овечки по небу гуляют. Соберутся в стаи- солнце закрывают. (Облака.)
Меня ждут, не дождутся, А как завидят – разбегутся. (дождь)
Утром бусы засверкали, Всю траву собой застлали. А пошли искать их днём - Ищем, ищем – не найдём. (роса)
Воспитатель: Что объединяет все наши отгадки?
Дети: Вода.
Воспитатель: О чем мы сегодня с вами будем говорить?
Дети: О воде.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна нам вода?
Ответы детей.
Воспитатель: Не умыться, не напиться Без воды. Листику не распуститься Без воды. Без воды прожить не могут Птицы, зверь и человек. И поэтому всегда Всем везде нужна вода.
Воспитатель: Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных потребностей человека. Человек не может жить без воды. Без нее не сделаешь самых простых дел, воду ничем не заменишь. Утром мы умываемся, чистим зубы. Для этого нам нужна чистая вода. Без воды не сварить обед, не постирать, не навести порядок в доме. Заводы и фабрики, выпускающие нужную нам продукцию, тоже потребляют много воды. Подумайте и скажите, кто еще не может жить без воды?
Дети: Рыбы, растения, животные, все живое.
Воспитатель показывает слайды с растениями и животными, обитающими у водоемов.
Воспитатель: Вы можете сказать: "Воды на земле много. Ее хватит всем!" Но ведь людям, и животным, и растениям нужна чистая вода. От загрязненной воды страдает все живое: засыхают растения на берегах рек и озер, погибают рыбы и птицы, болеют люди и звери. Сегодня чистой воды остается все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди: в реки и озера сливаются сточные воды фабрик и заводов, а также вода, используемая в быту. Но грязную воду можно очистить с помощью фильтров - эти маленькие фильтры мы используем в своих квартирах (дети рассматривают картинки и иллюстрации, а на фабриках и заводах строят специальные очистительные сооружения, где вода, проходя через фильтры, очищается от вредных веществ и только потом попадает в реку или озеро.
А теперь послушайте, о чем говорят капли, когда капают из неплотно закрытого крана.
Родник иссяк, ручей ослаб, А мы из крана - кап, кап, кап. Мелеют реки и моря, Не тратьте воду зря, зря, зря. А то пройдет немного лет - И нет водицы нет, нет, нет. (С. Погорельский)
Воспитатель: Поэтому воду надо беречь. Как мы с вами можем это сделать?
Дети: Бережно расходовать водопроводную воду, плотно закрывать кран после умывания, мытья рук и посуды, не пускать слишком сильную струю воды и т. д.
Воспитатель: Нужно также беречь деревья и кустарники, растущие по берегам рек и озер, потому что они защищают водоемы от пересыхания, нужно охранять родники. Мы должны быть бережливыми.
Физкультминутка "Капельки и тучка". По полу разложены обручи (на 1 меньше, чем детей) - это тучки. Все дети - капельки. Под музыку дети свободно перемещаются по группе, с окончанием музыки каждая "капелька" должна занять свою "тучку". "Капелька", которой не хватило "тучки", "испарилась". Игру повторяют 2 - 3 раза.
Воспитатель: Вы все знаете жидкую воду. А в каком виде она еще бывает?
Дети: В виде снега, льда, пара, тумана, дождя, росы.
Воспитатель: Замерзшая вода - это лед. Лед какой?
Дети: Лед твердый.
Воспитатель демонстрирует кубики льда, которые лежали в термосе.
Воспитатель: Вода бывает в газообразном состоянии. Правильно, это пар, облака или туман. Туман оседает утром на траве, и образуется роса. В воздухе, который мы вдыхаем, тоже есть вода.
О воде существует много пословиц и поговорок. Расскажите их.
Дети:
*Вода с гор потекла - весну принесла. *Весенний дождь лишний не бывает. *Февраль богат снегом, а апрель - водой. *Апрельские ручьи землю будят. *Где в апреле вода, там в июле лужица. *Без дождя и трава не растет.
Воспитатель: Случалось ли у вас так, что вы включили кран, а вода из него не течет? (Ответы детей.) Чтобы в кране всегда была чистая вода, многие люди вкладывают большой труд, очищают ее. Откуда берется вода в кране?
Дети: Она попадает в кран из речки или из-под земли.
Воспитатель: Та вода, которой мы моем руки, проделала большой путь, прежде чем помочь нам стать чистыми. Сначала капельки воды плавали в реке, потом человек направил их в трубы. Но воду из реки пить нельзя, она не очень чистая, и человек может заболеть, если попробует ее. Для того чтобы вода стала безопасной для нас, ее специально очищают, и только после очистки она попадает в кран.
Выкладывает на доске схему - путь воды.
Много людей трудятся для этого! Одни делают на заводах трубы, другие помогают воде из реки попасть в эти трубы - строят водопровод, третьи очищают воду, четвертые ремонтируют краны.
А нам иногда кажется, что вода сама течет из крана, и поэтому ее можно не экономить - пусть течет! Но это не так. Мы с вами выяснили, что вода поступает в кран из реки. Представляете, что случится с рекой, если все люди будут оставлять краны открытыми и не будут бережно относиться к воде? Сейчас я прочитаю вам стихотворение об одном мальчике, который забыл закрыть кран, и мы узнаем, что из-за этого случилось с рекой.
Читает стихотворение Б. Заходера "Что случилось с рекой" из книги "Волшебная вода".
Воспитатель: Значит к воде, которую мы используем в быту, нужно относиться бережно, экономно, не оставлять без надобности открытыми краны. Чем меньше мы будем тратить воды в своих домах, тем больше ее останется в реках и озерах. И природа скажет нам за это "спасибо!"