Римма Карагозян
Конспект занятия по экологии «Знакомство с электричеством» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание. Познакомить детей с электричеством. Познакомить детей с историей электрической лампы и ее устройством. Дать детям знание о том, что электричество необходимо людям для жизни, так как дает много света и с его помощью работают разные электроприборы. Электричество вырабатывают электростанции, оно по проводам идет в каждый дом.
Публикация «Конспект занятия по экологии „Знакомство с электричеством“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Выключатель регулирует подачу электроэнергии к приборам. Электричество надо беречь, экономить, выключать лишние приборы, лампы, соблюдать меры предосторожности.
Материал и оборудование. План-схема группы, рюкзачок-сумка, 2 веточки березы, лучина, зажигалка, 3 свечи разного размера, керосиновая лампа, электрические лампы разной формы и размера, 2—3 плафона, настольная лампа.
Электроприборы : вентилятор, фен, кофемолка, электрические щипцы, миксер, баночка с сахарным песком, коктейль, чашки по количеству детей.
Ход занятия.
I часть.
Воспитатель.
Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю всех друзья,
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я!
Там побывать мечтает каждый,
Чтоб прикоснуться к волшебству.
Мы оживлять предметы будем,
И в этом я вам помогу.
Ребята, а вы любите путешествовать? Хотите, мы сегодня отправимся в путешествие? Но сначала нужно собраться в дорогу.
Давайте положим в рюкзачок все самое необходимое. В первую очередь надо взять с собой дружбу, ведь без нее нам будет очень трудно в пути. Как вы думаете, что еще необходимо взять с собой? (Знание, взаимовыручку, дисциплину, улыбку, хорошее настроение.) А. еще нам понадобится план-схема нашей группы.
Рюкзачок уложен. Отправляемся в путь. Давайте посмотрим на схему? Что показано стрелочками? Ищем пункт №1.
Здесь лежит загадка:
Дом — стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек,
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется. (Лампа.)
Давным-давно, когда не было нас с вами, ваших пап и мам, дедушек и бабушек, люди жили совсем по-другому. Их домом была пещера. Вставали они с первыми лучами солнца, а с заходом солнца ложились спать. Единственным источником света для них было солнце.
Когда наступала ночь, людям грозили дикие звери, которые хорошо видели в темноте и могли напасть на человека.
Если ночь заставала людей в лесу, они могли заблудиться и не найти дороги домой. Трудно приходилось человеку, пока он не научился пользоваться огнем. Человек научился разводить костер. Он горел в пещере, давал свет и тепло, а также служил защитой от хищных зверей: звери боялись огня. Прошло время, и люди додумались использовать для освещения своего жилища лучину. Обычно ее делали из березы, так как она лучше горит. Один конец закрепляли, а другой зажигали. (Зажечь лучину и показать, как она горит.)
А как вы думаете, удобно ли было людям пользоваться лучиной? Света от лучины много или мало? Удобно ли такое освещение? Конечно мало. Она быстро сгорает. Прошли годы, и человек придумал другой предмет для освещения — свечу. Свечи делали из пчелиного воска или бараньего сала. (Показать свечу, дать потрогать, обратить внимание на то, что внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток. Показать, как горит свеча).
Как вы думаете, чем неудобна свеча для освещения? (Ею можно обжечься, может возникнуть пожар, и она дает мало света.)
Человек стремился придумать более удобное освещение для своего жилья. Люди научились делать из нефти керосин и придумали керосиновые лампы. (Показать, как горит керосиновая лампа, чем она неудобна.) Но от такой лампы мало света, она коптит. И люди искали новые способы освещения своего жилища.
Когда появилось электричество, ученый Александр Ладыгин придумал электрическую лампочку.
Давайте ее внимательно рассмотрим, можно увидеть много интересного. Какой предмет по форме напоминает лампа? (Грушу.)
Металлическое основание называется патроном, через него электрический ток поступает внутрь лампочки. За стеклом находится нить накаливания. Она тоненькая, как волосок, но сделана из прочного металла — вольфрама. Когда мы включаем лампу, то к нити накаливания поступает электрический ток, разогревая ее до бела, поэтому она моментально вспыхивает и ярко светится.
И на нее лучше не смотреть, а то заболят глаза. Именно для того, чтобы свет рассеивался и не ослеплял, на каждую лампу одевают плафон или абажур — это как будто одежда (показать плафоны.) И сейчас эти лампы освещают наши квартиры. Теперь в наших домах много разных красивых светильников. На полках висят люстры, на столах стоят настольные лампы, на стенах висят бра, на полу стоят торшеры.
Скажите почему нельзя трогать руками включенную лампу? (Можно обжечься.)
А почему лампочку нужно держать осторожно, аккуратно? (Она может разбиться на мелкие кусочки, которыми можно пораниться, так как стекло очень тонкое и хрупкое.)
Итак, для чего же нам нужны осветительные приборы? (Для того чтобы было светло, мы могли читать, играть, рисовать.)
II часть.
Воспитатель. Наше путешествие продолжается. Давайте посмотрим на карту и определим, куда мы пойдем дальше.
Пункт №2. Нашли! Здесь тоже для вас лежит загадка:
Что за зверь сидит в розетке?
Из какой сбежал он клетки?
Как на свет он появился?
И в розетке поселился? (Электрический ток.)
Правильно! Это электрический ток — электроэнергия.
А что такое электрический ток? Откуда он берется? (Ответы детей.) Электричество — это энергия, сила, невидимая для глаза. Вырабатывается на электростанциях, и по проводам ток идет во все дома. Скажите, а где у нас в доме есть провода? Да, они замурованы в стенах и подходят к розеткам и выключателям. А как вы считаете, почему они спрятаны? А теперь скажите, как называются предметы, работающие от электрического тока? (Электроприборы). Давайте рассмотрим некоторые из электроприборов.
Для чего нужен вентилятор? (Ответы детей.)
1. Вентилятор — сидишь в жаркой, душной комнате, и так хочется, чтобы подул прохладный ветерок. Что есть у вентилятора? Пропеллер. Он крутится и создает поток воздуха. А для чего нужна вот эта сетка? Это защитная сетка, чтобы в лопасти вентилятора не попал посторонний предмет. (Включить вентилятор, посмотреть, как он работает.)
Для чего нужен фен?
2. Фен — для сушки и укладки волос, чтобы делать красивые прически.
3. Электрические щипцы нужны для того, чтобы делать кудряшки, волнистые волосы.
Кому нужнее щипцы и фен — мужчинам или женщинам, почему? Да, женщины всегда хотят быть красивыми и модными. (Демонстрация фена.)
4. Кофемолка — для размельчения зерен кофе. Давайте насыпем сюда сахар и посмотрим, что же получится? (Включается кофемолка.) Получилась сахарная пудра. (Дети пальчиком пробуют сахарную пудру.)
А какие предметы, какие электроприборы мы еще не называли? (Холодильник, плита, микроволновая печь, стиральная машина, пылесос, магнитофон, видеомагнитофон, телевизор, компьютер, утюг, электрочайник.) Видите, как много электроприборов вы перечислили. Они, как добрые волшебники, окружают нас повсюду, помогают нам везде, где только можно. Как трудно было нам без них.
Скажите, ребята, что объединяет все эти предметы? (Ответы детей.) Да, у всех электроприборов есть провод, вилка, выключатель, и все они работают от электрического тока.
А почему надо беречь, экономить электроэнергию? (Ответы детей.)
Почему со всеми электроприборами надо быть осторожными? (Ответы детей.)
III часть.
Воспитатель. Последний пункт №3. (На столе стоят красочная коробка и поднос с чашечками).
По-моему это сюрприз. (Воспитатель открывает коробку, достает миксер.)
Что это за электроприбор? Для чего он нужен? (Ответы детей.)
Давайте посмотрим, как он работает. (Воспитатель взбивает коктейль, показывает детям образовавшуюся пенку, разливает по чашкам. Дети пьют коктейль, делятся впечатлениями.)
Домашнее задание.
Воспитатель. Ребята, вам задание: в выходные дни дома найдите и сосчитайте все электроприборы, которые у вас есть.
Нарисуйте некоторые из них.
Расскажите своим родителям, что нового вы узнали на занятии, что вам больше всего понравилось.