Татьяна Рагимова
Конспект занятия по экологии. Тема: «Войди в лес другом» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Войди в лес другом
Занятие проходило в лесопарке, недалеко от нашего детского сада.
Публикация «Конспект занятия по экологии, Тема: „Войди в лес другом“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2013
Цель:
Формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, по-хозяйски, а значит бережно распоряжаться её богатствами.
Задачи:
• Освоение ближайшего окружения и соответствующий возрасту выход за его пределы.
• Расширение и систематизация элементарных географических, естественнонаучных и экологических представлений детей.
• Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
• Формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту в котором живёшь.
• Развитие способности воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления.
• Развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии и воображения.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы идём на прогулку в лес, рассмотрим карту-схему экологической тропы в лесопарке.
(Дети по тропинке входят в лес)
Воспитатель. Ребята, тропинка привела нас в лес. Читает стих.
Здравствуй, лес,
Полный сказок и чудес.
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь: мы свои.
Воспитатель. Ребята, давайте поздороваемся с лесом:
(Дети выполняют движения речевой игры «Здравствуйте»)
- Здравствуй, солнце золотое! (руки вверх, в стороны)
- Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)
- Здравствуй вольный ветерок! (машут руками)
- Здравствуй синий ручеёк! (волнообразные движения руками)
1-я стоянка «Встреча с лесовиком»
(Появляется Лесовик)
Лесовик. Это кто здесь расшумелся? Кто нарушает тишину леса?
Воспитатель. Ой, кто это?
Лесовик. Это я – седой старик,
Называюсь Лесовик.
Этот лес я сторожу,
За порядком здесь слежу.
- Что вы здесь делаете? Зачем пожаловали в мой лес? Знаю я, как вы гуляете, отдыхаете! Муравейники разоряете, цветы топчите, зверей и насекомых обижаете! Не пущу вас в лес!
Воспитатель. Лесовик, среди наших ребят ты найдёшь себе помощников. Дети любят природу, умеют ухаживать за растениями и животными.
(Дети произносят экологические речёвки)
- Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья!
- Береги природу, друг, красиво будет всё вокруг!
- Ты люби природу, лес, вырастет он до небес!
- Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется – природа.
Давайте же её всегда беречь!
Л. Ну ладно, уговорили, пущу в лес только тех, кто расскажет мне о правилах поведения на природе, и объяснит мои знаки:
Дети объясняют значение знаков
1-й знак. «Нельзя рушить (ломать) деревья»
-Деревья - это кислород, это необходимые для человека вещи и предметы (бумага, мебель, посуда). Деревья служат пищей, укрытием и домом для обитателей леса.
2-й знак. «Нельзя рвать цветы»
- Цветы, травы в лесу и в поле нельзя рвать с корнем. Нельзя рвать их много. Лучше их понюхать, полюбоваться, нарисовать. Лесные и полевые травы и цветы бывают лекарственными. Ими лечатся животные, живущие в лесу. Да и человеку они приносят пользу. Поэтому брать их у природы надо в разумных пределах.
3-й знак. «Нельзя жечь костёр»
- В лесу станет неуютно, грязно, некрасиво. От огня погибает всё живое. Несколько десятилетий необходимо, чтобы природа восстановилась, стала прежней. Огонь испугает зверей, они убегут с лесной опушки.
4-й знак. «Нельзя разорять гнёзда»
- Если заметил гнездо: нельзя брать и трогать. Мама птица улетит и может не вернуться к своим птенцам, без неё они погибнут. Не шуми, не кричи – это пугает не только птиц, но и всех животных в лесу.
5-й знак. «Осторожно – муравей, осторожно – мухомор»
- Нельзя разорять муравейник. Муравьи – санитары леса. Они уничтожают насекомых-вредителей, гусениц, тлю.
Если на тропинке, под кустиком увидели мухомор, не рвите его, не топчите. Мухомор – это домик для мелких животных, еда для насекомых. Они украшают лес.
6-й знак. «Осторожно животные»
- Нельзя брать из леса ёжика, белку, зайчат. У нас дома они погибнут. В лесу они сами о себе заботятся: Строят жилище, добывают пищу, лечат себя сами.
ВСЕ. Береги свою планету, ведь другой на Свете нету!
Л. Сегодня вы пришли не просто в лес, а в заповедник – это участок земли, где вся природа находится под охраной.
Природа нуждается в нашей помощи. Есть хорошие слова: «Ты пришёл в гости к природе – не делай ничего такого, что неприлично делать в гостях».
- Как понять эти слова?
- Нужно быть вежливым, добрым, аккуратным. Не брать ничего в природе, не губить её.
-Вижу, хорошие вы ребята! Я охраняю наш лес, наш заповедник. Хочу сегодня посвятить вас в друзей природы. (повязывает зелёные косынки на шею детям)
- Добро пожаловать в лес! Смело заходите, и увидите много интересного.
2-я станция «Муравейник»
(Дети подходят к муравейнику)
В. Стоит бугорок
А в нём большой городок
Народ рабочий, весь день хлопочет-
Из лесного сора строит себе город.
-О ком эта загадка? (Ответы детей: это муравьи)
-Кто такие муравьи? (Ответы детей: насекомые).
- Муравьи очень интересные насекомые. Они строят себе жилище из чего? (Ответы детей: из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веточек).
-Расскажите, что вы знаете о муравьях?
Д. Муравьи очень трудолюбивы. Один крохотный муравьишка может перемещать груз, превышающий по весу его собственный. Муравьи защищают лес от вредителей, муравьиная кислота используется для приготовления лекарств.
В. Муравьи - великолепные мастера. Купол муравейника покрыт гладким слоем мелкой хвои, под ним лежит более толстый слой мелких веточек. На одно гнездо идёт 4-5 млн. хвоинок. Они плотно прилегают одна к другой в определённом порядке. Строительный материал муравьи не просто складывают в кучу, а скрепляют его землёй. Муравьи постоянно перебирают хвоинки кровли (крыши, добавляют к ним новые, а часть хвоинок уносят вглубь муравейника. Муравейникам не страшны дождь и сильный ветер. В жару они хорошо проветриваются, а в мороз не промерзают.
Муравьи — это залог здоровья леса, поэтому не разрушайте муравейники, не позволяйте этого делать другим. Лучше понаблюдайте за муравьями — одним из чудес природы. И вы увидите, какие они труженики.
(Дети идут по тропинке, останавливаются, слушают пение птиц)
3-я станция «Деревья нашего леса»
В. Нам в дождь и зной поможет друг,
Зелёный и хороший,
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек (лес)
-Назовите деревья, которые растут в нашем лесу?
(берёза, дуб, клён, сосна, ель, липа, рябина осина)
-Чем похожи все деревья между собой?
(у них есть ствол, ветви, листья, корни)
В. Чем покрыт ствол дерева?
Д. Корой.
В. Зачем дереву – кора?
(Ответы детей, рассматривание коры через лупу. )
-Я загадаю вам загадку, а вы найдете дерево, о котором в ней говорится:
«Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке
В белом сарафане». (Береза)
«Если дунет ветерок,
Задрожит ее листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок…осины».
Как вы думаете, чем отличается береза от осины?
- У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый.
- Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?
- БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза.
- Береза - единственное в мире дерево с белой корой.
- Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки?
(Варианты детских ответов).)
- Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.
- Чем еще отличаются эти деревья?
- Обратите внимание на листья. Они одинаковые?
- Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.
- Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ.
В. Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?
Д. На ветвях этих деревьев растут листочки.
В. Для чего нужна кора дереву, как вы думаете?
Д. Она защищает от солнца, ветра, мороза, чтобы не вытекал сок из дерева»
В. Кто знает загадку про ель и сосну?
(Дети загадывают загадки )
В. Почему эти деревья стоят зеленые?
Д. Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.
-Давайте рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.
- Чем они похожи?
Д. Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая.
У сосны иголки и у ели иголки.
В. Так чем же отличается сосновая ветка от еловой?
Д. Иголочками.
- По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.
- Скажите, почему хвойный лес так называется?
- Какие шишки у ели?
Д. Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.
В. Что вы расскажете про сосновые шишки?
- Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.
Л. Лес - это наш зелёный друг. Он очищает воздух от пыли и обогащает его кислородом. Лесной воздух имеет целебные свойства. В лесу у нас всегда хорошее настроение и поэтому надо беречь лес и всех, кто в нём живёт.
Игра: «Раз, два, три – к дереву беги»
4-я станция «Зелёная аптека»
Л. Пойдёмте по тропинке на поляну. Это полянка непростая, называют её «Зелёной аптекой»
Цветок найдешь ты у дороги,
Там, где топчут его ноги.
Но, когда придет беда,
Поможет он тебе всегда. (Подорожник)
Обратить внимание детей на растение, растущее вдоль тропинки, - подорожник.
Л. Что вы знаете об этом растении?
Д. Если поранишь руку, надо вымыть лист подорожника и приложить его к ране. Рана скоро заживёт, его прикладывают при ссадинах, укусах насекомых, ожогах.
В. Подорожник расселяется там, где ходят люди и животные. Его семена осенью вместе с грязью прилипают к обуви и копытам животных и путешествуют вместе с ними. Там, где они упадут, там и произрастут в следующем году, в основном вдоль дороги, поэтому и название такое – подорожник. Есть специальное лекарство, изготавливаемое из его листьев, применяется при болезнях желудка.
Срывают листочек, разминают его, пробуют разорвать, делают вывод: листья у подорожника прочные, крепкие.
В. Но есть у подорожника и другой секрет. Потрогайте землю возле другой травы и под листьями подорожника. Что вы почувствовали? Верно, земля вокруг другой травы тёплая и сухая, а вот под листьями подорожника – влажная и холодная. Догадались почему?
Правильно, плотные листья подорожника прижаты к земле и не дают воде испаряться на солнце. Так подорожник сохраняет влагу и для себя, и для других растений.
Чистотел
Д. В стебельке у этого растения есть жёлтый сок, он лечебный. Если помазать ранку этим соком, ранка быстро заживёт. В рот же брать это растение нельзя, потому что сок чистотела очень горький. Ванночки из него снимают зуд, раздражения на коже.
Мать-и-мачеха (рассматриваем)
Дети вспоминают:
- Листья у мать-и-мачехи появляются после цветов, и растут всё лето.
Нижняя часть листа теплая, покрыта волосками. Кажется, что щеки коснулась ласковая рука матери. Верхняя сторона листа гладкая и холодная. Кажется, что прикоснулась мачеха, неродная мать. Вот и назвали это растение — мать-и-мачеха. Листья мать-и-мачехи заваривают как чай и пьют от кашля.
Крапива
Дети загадывают загадки, рассказывают о крапиве
- Ах, не трогайте меня —
Обожгу и без огня! (крапива)
- Сок крапивы останавливает кровь. Отваром крапивы полощут волосы, тогда они растут быстрее. Из крапивы варят вкусный суп. А если крапиву добавить при заваривании чая, то получишь витаминный напиток.
Ландыш
Дети вспоминают загадки, рассказывают стихи о ландыше
-Белые фонарики, на зелёной ножке,
Я весною встретила, на лесной дорожке (ландыши)
В. А можно ли нарвать букет ландышей и отнести его домой?
Д. Эти цветы лучше оставлять в лесу, в вазе ландыши стоят очень мало, а цветёт он только в возрасте 7-13 лет. Вот сорвём мы букетик ландышей, придём на следующий год на это место, а ландышей не будет.
Ландыш - лекарственное растение. Но лечиться на поляне в лесу им не надо. Ландыш – ядовитое растение, но из него готовят лекарство, в помощь больному сердцу, и продают в аптеке.
Упражнение: «Красивый цветок»
Л. Ох, как я старенький устал, как я утомился. Вот сейчас чай из разных трав мне бы пригодился. А вам, ребята?
Находят термосы, Лесовик угощает всех чаем.
В. А чай то, какой вкусный с шиповником и липовым цветом, с мёдом. Чай душистый и целительный. Он и от кашля помогает, и жар снимает, и силу человеку даёт. Сама природа – матушка силой той награждает.
5-я станция «Дерево-дом, нора для животных»
В. Посмотрите, какое интересное дерево, а что это в нём?
Д. Дупло или дом для животного.
В. А кто в нём мог поселиться?
Д. белочка, лисичка, ёжик.»
В. Кто знает загадку о белочке?
- Что кушает белочка?
Д. Орешки, ягоды, жёлуди, грибы.
(обратить внимание на объеденные шишки, под деревом)
6-я станция «Цветущие кустарники»
В. Посмотрите, как здесь красиво!
(Дети идут по тропинке и находят на дереве мешочек с загадками.
Л. загадывает загадки о кустарниках.)
7-я станция «Посадка дерева»
(Увидели спил старого дерева, рассматривают, определяют его возраст по годовым кольцам, идут по липовой аллее, останавливаются, выполняют упражнение на дыхание)
В. Ребята, давайте посадим в парке деревце, будем ухаживать за ним.
(сажают, читают стих)
Лесу низкий наш поклон,
Все болезни лечит он.
Это сказочное царство,
Где кругом растут лекарства
В каждой травке, в каждой ветке
И микстура и таблетки.
(Лесовик угощает детей лесными орешками, прощается)