Елена Дорошенко
Занятие по экологии «Весенние заботы птиц» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цели
• Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной.
• Учить устанавливать связи между прилетом птиц и наличием корма.
• Познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнёзда (разные виды гнёзд, как заботятся о птенцах.
• Формировать гуманное отношение к птицам.
Материал :
Игрушка Карлсон; игры «Чье гнездо», «Чем заняты скворцы›; книги о птицах, картинки с изображением птиц, календарь прилета птиц.
Предварительная работа
Публикация «Занятие по экологии „Весенние заботы птиц“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Чтение книг о птицах : Т. Нуждина «Сова», «Сорока», «Цапля», «Ястреб», «Снегирь», «Кукушка», «Журавли», «Дятел»,«Воробьи», «Аист»; А. Тамбиев «Кто в кустарниках живет»,Г. Снегирев «ІІесная речка››; В. Бианки «Лесные домишки», «Чей нос лучше», «Птичьи разговоры», «Люля», «Синичкин календарь››; З. Воскресенская «Петя-пересмешник» М. Алыбаев «Как
птицы спасли дуб», М. Горький «Воробьишко» В. Астафьев «Стриженок Скрип». Наблюдение и зарисовка прилета птиц на протяжении весны; беседа «22 марта - праздник птиц».
Ход занятия
Педагог. Ребята, какое сейчас время года? (Весна) Давайте откроем окно и послушаем. Что мы слышим?
Ответы детей: чириканье воробьев, щебетание мухоловок,
звонкий голос синиц, карканье ворон, голоса скворцов.
Педагог. Почему птицы так оживились? Чем они весной занимаются?
(Ответы детей.)
Голос из окна:
- Вот, ребята, посмотрите, что делают птицы.
(В группе появляется игровой персонаж Карлсон. Раскрывает пакет: там веточки, бумажки, перья, вата, тряпочки, проволочки.)
Карлосн. Собирают всякий мусор. Зачем он им? Не пойму!
Педагог. Здравствуй, Карлсон. Мы очень рады видеть тебя. Как ты к нам попал? Заходи к нам. Мы с ребятами тебе поможем разобраться с твоей находкой. Ребята, как вы думаете, что такое принес нам Карлсон? Для чего птицам ветки,тряпочки, соломинки?
( Ответы детей: птицы строят гнезда.)
Педагог. Карлсон, садись и послушай, что тебе расскажут дети о птицах, об их весенних заботах. Они же наши лучшие друзья и помощники.
Карлсон. Лучший друг и помощник детворы - это я,
Карлсон, который живет на крыше.
Педагог. Я не спорю, тебя действительно знает и любит вся детвора. Но мы с детьми наблюдаем за птицами на протяжении всей весны и узнали много интересного о них.
Хочешь, мы тебе расскажем?
Карлсон. Конечно, хочу.
Педагог. Ребята, покажите Карлсону птиц, которых вы знаете.
(Дети берут по две картинки птиц и называют их.)
Педагог. Какие бывают птицы? (Зимуюшие и перелетные)
Дети выкладывают на панно зимующих и перелетных птиц :
Перелетные: грач, дрозд, скворец, жаворонок, чиж, ласточка, иволга, аист, кукушка, гуси, журавли, утки.
Зимующие: воробей, синица, голубь, ворона, оляпка, клёст, дятел, сорока, галка.
Дети выставляют птиц и рассказывают о них.
Вопросы детям:
- Почему зимующие птицы остались на зиму с нами?
- Чем они питались?
- Как мы им помогали?
-Чем заняты птицы сейчас?
- Изменилось ли их поведение? (Они весело чирикают, купаются в лужах, строят гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов.)
Педагог. Почему улетели на юг перелетные птицы?
(Зимой им нечего есть.)
Карлсон. А зачем они улетают с юга? Там тепло и корм есть.
(Ребята объясняют Карлсону, что у птиц здесь родина, они
здесь родились.)
Педагог. Ребята, давайте покажем Карлсону календарь прилета птиц, который мы с вами ведем всю весну.
(Дети рассказывают Карлсону о птицах, которых наблюдали сами, и о тех, про которых читали в книгах.)
Карлсон. Теперь я знаю очень много о птицах. Спасибо вам за интересные рассказы. Давайте поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, вы услышите что-то другое, то можно топать ногами. Начинаем.
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Мухи, стрижи (Дети топают)
Карлсон. Что неправильно?
( Дети: мухи.)
Карлсон.
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны! (Дети топают)
Прилетели птицы :
Голуби, куницы. (Дети топают)
прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Страусы, чижи.
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Гаички, стрижи,
Аисты, кукушки,
Даже совки-сплюшки.
Педагог. Карлсон, а ты знаешь, какая птица, какой дом строит?
Дети, давайте покажем Карлсону, какие дома строят птицы, они у них все разные, называются они. (гнездами).
Игровое упражнение «Чьё гнездо». Детям предлагаются изображения 6 гнёзд и 6 птиц. Ребёнок должен разложить всех птиц по своим гнёздам. Затем каждый ребёнок рассказывает об одной птичке.
Примеры рассказов.
«Аист устраивает гнездо на видном месте-крыше дома, высоком дереве или столбе. Гнездо он складывает из больших веток и прутьев. Стрижи гнездятся в щелях домов, под навесом карнизов, в дуплах высоких карнизов. Соломинки, травинки, листья для гнёзд они ловят прямо на лету во время ветра.»
«Сова любит селиться в старых, заброшенных гнездах, в дуплах деревьев. Там она проводит весь день, а ночью вылетает охотиться».
«Скворушка селится в скворечниках, которые ему делают люди. Выстилает его мягким пухом, мхом травинками.
Педагог. А сейчас выберите тот материал, из которого построено гнездо, и положите рядом с гнёздышком. Сейчас многие птицы сидят в своих гнёздах и высиживают птенцов. Чем кормят птицы своих птенцов?
Карлсон. Я знаю - их надо кормить вареньем, печеньем, конфетами.
Педагог. Ты неправ, Карлсон. Ребята сейчас тебе покажут картинки и расскажут, какая птица, чем выкармливает своего птенца.
Игровое упражнение «Чем заняты скворцы».
Дети берут картинки и по очереди рассказывают, что нарисовано и что они знают о птицах и птенцах.
Вопросы детям:
- Какую пользу приносят птицы, выкармливая своих птенцов?
- Чему учат птицы птенчиков?
Послушайте еще один рассказ о птицах «Птицы - наши помощники».
Каждой весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилёта птиц. Птицы строят гнезда, высиживают птенцов и начинают их выкармливать. Целый день летает скворец из гнезда в сад, из сада к гнезду. Подсчитали даже, сколько он делает вылетов - около 200 за один день. И непременно притащит своим скворчатам червяка или гусеницу.
У рек, где гнездятся береговые ласточки, даже в самое комариное время можно спокойно удить рыбу и отдыхать, не отмахиваясь от надоедливых комаров. Береговушки выедают их начисто.
Далеко в лесу слышен стук дятла. Но стучит он не по всякому дереву. Дятел выбирает стволы «больные», зараженные личинками насекомых. Быстро находит вредителей и крепким клювом вытаскивает их из-под коры.
Над полями и степями днем парят хищные птицы, высматривая полевок и других грызунов. Ночью их сменяют совы. Вот так все лето и работают птицы, помогая нам сохранить леса и сады, урожай фруктов, овощей, зерна.
Теперь вам будет понятно, почему говорят: птицы – наши помощники и друзья. А кроме того, они украшают леса и озера, сады и поля, радуют нас веселыми звонкими песнями.
Карлсон. Спасибо, ребята, за интересные рассказы о птицах, я много нового и интересного узнал о птицах, Мне пора. До свидания.