Людмила Кириллова
Конспект занятия по экологии «Осень золото роняет»
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила: Кириллова Л. Л. Вос-ль 3-й группы. Дет. сан-я №47 2014 г
Тема занятия : "Осень золото роняет".
Цель: расширять представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно находить их. Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений. Продолжать учить различать некоторые лиственные деревья. Воспитывать бережное отношение к природе, способствовать любоваться ее красотой.
Публикация «Конспект занятия по экологии „Осень золото роняет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Материал: "Времена года" П. И. Чайковский. Репродукции леса летом и осенью. Осенние листья березы, клена, дуба, рябины. Плоды деревьев: крылатки клена, сережки березы, желуди, ягоды рябины. Календарь погоды за сентябрь, октябрь, ноябрь.
Ход занятия : Вос-ль: Сейчас вы услышите рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь. (рассказ читаю под музыку П. И. Чайковского из сборника "Времена года".
" В лесу шуршали листья, и казалось, будто кто-то ходит под кленами и березами и там, где пройдет листья краснеют и золотятся.
Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела.
Все были заняты, все готовились к приходу зимы.
Птицы снимались с мест и стаями летели к теплым синим морям.
отрывок из расказа О. Иваненко " Спокойной ночи".
Воспитатель: О каком времени года идет речь? Как вы догадались?
Дети: Об осени. Цветы увяли, трава засохла, пожелтела.
Воспитатель: Что изменилось в лесу с приходом осени? (Показываю детям иллюстрации с изображением леса летом и осенью).
Дети: Погода осенью.
Воспитатель: Рассмотрим календарь. Вспомним, какая погода была в сентябре. Сравните погоду в понедельник и в четверг. Какой день был самым ветренным? Какой был самым теплым?
Вспомним, какая погода была в октябре. Сравним погоду во вторник в сентябре и октябре. Интересно, какая погода будет в ноябре? Попробуем предсказать ее. Заполним календарь погоды (тоненько карандашом, а позже проверим свои догадки.
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте рассмотрим дети осенние листья (их можно разложить по всей группе). Волшебница - осень раскрасила каждый листик в свой цвет.
Воспитатель: Дети, найдите лист березы. Как он называется? Какого он стал цвета?
Дети: Березовый, желтого.
Воспитатель: Любит наш народ русскую красавицу и за красоту ее и за пользу, которую она приносит.
Много в лесу деревьев и кажется что из всякого и стул сделать можно и скрипку. А, нет! Каждое дерево особенно, его древесина для конкретного дела предназначена. Из березы, например, делают прочную мебель, лыжи. Из прутьев ее - метлы. Прут березовый после высыхания, не ломается. Дети, а вы знаете, почему береза белая? Белый цвет коры защищает дерево от перегрева. Больше всего жару в печи дают березовые дрова. А это что за дерево?
Темной он покрыт корой.
Лист красивый вырезной.
И на кончиках ветвей
Много-много желудей.
Дети : Дуб.
Воспитатель: Правильно. Живет дуб очень долго, больше 2000 лет. Сохранились дубы, которые росли еще тогда, когда и Москвы не было. Древесина у дуба очень прочная. Дубовая мебель живет столетиями. Дубовый паркет считается самым лучшим. А вот лист дуба. Как он называется?
Дети: Дубовый, он резной, темный.
Воспитатель : Самые красивые осенью листья кленов (кленовые).
Все клены стали рыжие,
Но ни один не дразнится,
Раз все равно мы рыжие-
Кому какая разница!
Но не только они рыжие. Какого цвета осенние кленовые листья?
Дети: Желтые, красные, коричневые.
Воспитатель: Посмотрите на этот лист. Как будто много маленьких листиков на одной веточке сидят.
Дети: Это лист рябины.
Физкультурная минутка.
Воспитатель: А сейчас, дети, мы с вами превратимся на немного в какие-либо деревья, при этом взяв в руки соответствующие листья. Воспитатель читает под музыку стихотворение, дети кружатся, роняют листья, замирают.
Листопад? Листопад!
Лес осенний конопат.
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки.
Ветер мило пролетел
Ветер лесу прошептал:
- Ты не жалуйся врачу.
Конопатых я лечу:
Все рыжинки оборву.
Побросаю их в траву. Н. Егоров.
Воспитатель: Помните дети, мы ходили с вами в лес за ягодами. Как родилась ягодка - малинка (черника, земляника) ?
Дети: Сначала цветок, потом зеленая ягодка, затем спелая.
Воспитатель: Ягодка - это плод. У деревьев тоже есть плоды. Найдите плоды дуба, рябины. А вот это (показываю детям крылатку клена, сережки березы) - плоды клена и березы. Как вы думаете чей это плод (лесной орех).
Воспитатель: Мы уже говорили, дети, о том, что растения живые. Они дышат, питаются, растут, размножаются, т. е. их становится много.
Внутри плода каждого - семена. Они попадают в землю и если в этом месте для семечки хватит солнца, влаги, то из него вырастет молодое дерево, точно с такими же листьями, как у взрослого дерева.
Воспитатель: Какие деревья чаще встречаются на улицах города?
Дети: Тополь, клен.
Воспитатель: Люди в городах сажают такие деревья, которые растут быстро и не прихотливы и не боятся грязного городского воздуха. Тополь растет очень быстро. За одно лето из небольшой веточки вырастает дерево высотой до 2-го этажа.
К городским деревьям и кустарникам нужно относиться особенно бережно, ведь они очень помогают нам.
Дети отгадайте загадки. Обьясните, по каким признакам вы догадались о чем идет речь.
Стоят столбы белые,
На них шапки зеленые,
Летом мохнатые, зимой сучковатые
Где они стоят, там и шумят! (Береза)
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла
Здесь дрозды, скворцы снуют
И галдя, ее клюют (Рябина)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок (Дуб)