Елена Климович
Конспект занятия по воспитанию патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство детей с народными обычаями и обрядами.
Задачи:
1. Познакомить детей с народными обычаями и обрядами.
2. Способствовать возрождению забытых традиций, обрядов, песен, праздников в наши дни.
3. Помочь осознать неразрывную связь поколений, через фольклор,
Содержание занятия :
- Скажите,ребята,какое время года у нас на дворе? (Осень)
- Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- А сейчас какой месяц? (Сентябрь)
Публикация «Конспект занятия по воспитанию патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
- У русского человека каждый месяц имел свое название, которое обозначало какое-нибудь изменение в природе. И мы попробуем угадать, как назывался сентябрь в старину. Если в апреле появлялась трава, то люди называли его - ТРАВЕНЬ, в мае цвели цветы, то люди называли его -ЦВЕТЕНЬ. А в сентябре, что происходит в природе? (Падают листья) И сентябрь называли - ЛИСТО. (листопад, а еще его называли ревун, потому что ветры дуть или реветь начинали.
- Ребята, вы заметили как красив русский язык? Травень, цветень, листопад, ревун — вслушайтесь в эти названия, как красиво и напевно они звучат. Русский язык очень певучий, так считают во всем мире. А как точно русский народ умел подмечать изменения вокруг и как он это отразил в названиях месяцев. Русский народ - очень мудрый народ.
-А еще об осенних деньках говорили в пословицах: «Осенний день год кормит». Как это понять? (То, что осенью заготовишь, то весь год и будешь кушать)
- И хорошая хозяйка должна была осенью убрать весь урожай. А какой, мы сейчас узнаем. Я буду кидать волшебное яблоко, а кому в руки оно попадет, тот и отгадывать будет.
1. Желтая курица, под забором дуется. (Тыква)
2. Телятки гладки, привязаны к грядке. (Огурцы)
3. Круглая, а не месяц, желтая, а не масло, сладкая, а не сахар, с хвостом, а не мышь. (Репа)
4. Золотое решето черных домиков полно, сколько черненьких домов, столько беленьких жильцов. (Подсолнух)
5. Под землей курица гнездо свила, яиц нанесла. (Картошка)
6. Сидит Федосья,растрепаны волосья. (Лук)
7. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
- Вот вам еще одно доказательство мудрости русского народа. Казалось бы, совсем привычные и знакомые вещи показаны нам с другой, волшебной стороны. Русские люди восхищались природой, ее чудесами и
воплощали это в своем творчестве.
8. Сидит барыня, запутана, закутана. (Капуста)
- Для русского человека урожай капусты был очень важен, потому чтоявлялся источником витаминов на целую зиму. А из чего состоит капуста? Из листа и кочерыжки. Вы будете - листики, а я - кочерыжка. Мы будем с вами завивать капусту. Хоровод называется «Вью, вью, вью я капусточку». Хоровод имеет вид спирали, как будто закручиваются листики у капусты.
Вью, вью, вью я капусточку,
Вью, вью, вью я зелененькую.
Завивайся, вилой кочешок,
Завивайся, вилой кочешок!
- Какая прочная капуста у нас получилась, тугой кочан. А теперь мы будем готовить ее для засолки, будем развивать капусту. И пойдем в другую сторону.
Чтобы выучить слова песни, их надо сначала разобрать. «Кочешок» -кочерыжка, «вилой», потому что листья у капусты как будто завиты вокруг друг друга.
- Красота русского языка не только в загадках и в названиях месяцев, но и в песнях. Послушайте, как красиво звучит вилой кочешок, а если бы народ не придумал такие напевные слова, тогда звучало бы совсем по-другому: завитая кочерыжка. Что звучит красивей и напевней? Русский народ восхищался плодами своего труда и поэтому давал такие красивые названия.
- В осенние деньки хозяева не только заготавливали запасы на зиму, но и приводили свои дома в порядок. Мужчины заготавливали дрова.
- А для чего нужны дрова? (Печь топить)
- А как их рубят? Кто может показать? (Ребята показывают)
- А еще конопатят избу. На Руси дома строили из дерева, поэтому нужно было заткнуть мхом, привезенным из леса, все щели, чтобы из дома не уходило тепло, и всю зиму было жарко и уютно. (Показ иллюстрации, где мужчины конопатят избу)
- Дом для русского человека имел особое значение — это маленькая вселенная, малый мир. Большой мир - это Земля, а дом - это малый мир. Дом ставили на святом месте и следили за тем, чтобы в нем было безопасно жить большой и дружной семье. В доме должно быть тепло и уютно, должен быть порядок, поэтому заготавливали дрова и конопатили избу.
- А женщины к зиме готовили одежду. Ребята, а где вы берете одежду? (В магазине)
- А в старину женщины сами шили одежду из приготовленной ими ткани. А как вы думаете, из чего можно было делать ткань? (Ребята предполагают)
- В старину ткань делалась изо льна. Лен - это такое растение. Работа была очень трудная. Лен надо было сначала посеять. Хозяйка брала семена льна и разбрасывала их по полю. Давайте и мы тоже их посеем. (Ребята показывают движения, повторяя их за педагогом)
- Посмотрите сколько надо трудиться, чтобы получилась одежда. Русские люди очень ценили одежду не за красоту. Одежда защищала от солнца, насекомых, от мороза. А еще одежда выполняла роль оберега от слова «оберегать», поэтому ее обязательно украшали.
- А теперь мы с вами под музыку попробуем повторить все движения. Я буду петь, а вы показывать. Педагог исполняет русскую народную песню «Уж вы девицы».
- А еще женщины готовили печь к зиме:замазывали, белили, потому что печь была хозяйкой в доме и являлась самым теплым и уютным местом. А почему печка была хозяйкой в доме? Да потому, что на печке готовили кушать, около печки можно было согреться, и в печке горел огонь. Огонь для русского человека - это центр мира. Если дом - это малый мир, то огонь — это центр мира. Огонь отгонял тьму,злых духов, вокруг огня собиралась большая семья как символ крепости и силы. Так говорили в народе: «Один в поле не воин». Еще за печкой, по народным поверьям, жил постоянный обитатель дома, которого никто не видит, зато он всех видит и даже помогает. Как вы думаете - кто это? (Домовой)
- Домовой - добрый дух, он оберегал живущих в доме.
- Народ очень уважительно относился к домовому и даже игры про него придумывал. Проводится игра «Дед домовой».
Дед, дед Домовой,
Ты облей нас водой.
Что мы делали вчера,
Отгадать тебе пора!
Дети повторяют в движениях то, чем люди занимались в доме.
- В доме - домовой, в болоте — кикимора, в воде - водяной, в лесу леший. Домовой помогал людям, а леший помогал - животным.
- Скажите, только ли люди делают запасы на зиму? (Животные тоже)
- Неуклюжий, косолапый, он в лесу глухом живет, летом ест малину,
мед, а зимой сосет он лапу. (Медведь)
- Серовата, зубовата, по полям рыщет, зайчишек ищет. (Лиса)
- Бывало такое, что звери заходили в деревню. И хозяин должен был следить за своим урожаем. И мы сегодня поиграем в русскую народную игру «Я на камушке сижу». Но для начала вспомним, как двигаются животные. (Дети показывают, как двигается медведь, лиса, заяц)
Проводится игра.
«Я на камушке сижу,
мелки колышки тешу (2 раза, огород горожу.
Чтоб капусту не украли, в огород не забегали волк и лисица, бобер и куница, заинька усатый, медведь толстопятый».
Кого огородник поймал, тот должен станцевать под музыку.
- Но вы знаете, что не только лесные звери могут забраться в огород, но и домашние. Отгадайте загадку: «С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, лыко (кору) дерет, лаптей (обувь) не плетет». (Козел)
- Козел у русского народа символизировал плодородие и благополучие. Человек всегда жил в дружбе с природой,и животные были частью природы, поэтому русские люди наделяли их магической силой. Если в дом к вам зайдет человек, переодетый в козла, значит весь год будет благополучие и счастье. А русский народ доброжелательный по характеру, поэтому в праздники люди часто рядились в животных, чтобы принести кому-нибудь радость.
- Давайте вспомним с вами песню «В огороде бел козел» :
«В огороде бел козел. (2 раза)
Все коченьки поломал, всю капусту погладал. (2 раза)
Одна девушка смела, взяла козла за рога. (2 раза)
За рога, за витые. (2 раза)
Повела за ворота». (2 раза)
Ребята, вам понравилось занятие? Что нового вы узнали (Ответы детей)
- Как сентябрь называют в народе?
- Как понять «Осенний день год кормит»?
- Какую работу в доме делали люди, когда готовились к зиме?
- Из чего делали одежду в старину?
- Какой танец мы с вами сегодня выучили?
- Какую песню?
- Какие игры узнали?
На занятии дети внимательно слушали, было видно, что материал им интересен. Мы старались добиться того, чтобы ребята почувствовали красоту и напевность русского языка. У нас это получилось: воспитанники с особым удовольствием пропевали новые слова. Проникшись идеей трудолюбия русского народа, ребята тщательно завивали и развивали капусту, сеяли и ткали лен, инсценировали игры. Занятие получилось очень плодотворным. Большой процент ребят работали очень активно, с удовольствием.
В конце ноября мы с детьми провели большой праздник, который включал в себя знания о трех русских народных осенних праздниках: Дожинки, Покров, Кузьминки. В праздник были включены понятия об этих праздниках, игры и песни, которые изучались в течение всего времени.
Праздник мы назвали вместе с ребятами -карусель. Карусель двигается по кругу и ее движения не имеют ни начала, ни конца. Так и праздники: они следуют один за другим, как бы продолжая друг друга. И повторяются каждый год по кругу. А круг у русских людей - это символ вечности, непрерывности. Вот и получилась карусель.