Ольга Клочкова
Конспект занятия по теме «Зима» для детей с ОВЗ старшего дошкольного и младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по теме «Зима» для детей с ОВЗ старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель: обобщить и систематизировать знания о зиме. Корректировать и развивать сенсорные эталоны и психомоторику.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
• коррекция зрительного и слухового гнозиса,
• коррекция мыслительных процессов,
• коррекция мелкой моторики, координации и ориентировки в пространстве,
• развитие произвольности психических процессов.
Образовательные:
Темочки:
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
• систематизировать и закрепить знания о зиме, зимних приметах;
• развивать умение анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
• развивать умение заканчивать предложения;
• совершенствовать диалогическую форму речи.
Воспитательные:
• воспитывать умение осознанно выполнять инструкции взрослого;
• воспитывать любовь к природе родного края, окружающему.
Средства коррекции: игры, упражнения, поисковая деятельность, графическая работа.
Ход занятия:
Организационный момент.
- Добрый день! Скажи, пожалуйста, а ты веришь в чудеса?
- Сегодня утром произошло чудо! Я обнаружила на подоконнике одну вещь, которой раньше в нашем кабинете не было! Интересно, откуда она могла взяться?. Хочешь узнать, что же это? Тогда, предлагаю тебе её найти.
-
Игра называется «Горячо – холодно»
. Если эта вещь далеко от тебя, буду говорить холодно, а если близко - буду говорить «горячо». Итак, ищи! (прячется варежка).
- Молодец, нашёл! Что это? Варежка. А как же она здесь оказалась? Кто мог нам её подарить? (варианты ответов ребёнка).
- Тема нашего занятия – ЗИМА!
Вводная часть.
(Упражнение «Дуем на снежинку». Цель – оптимизация кровообращения, вентиляция всех участков лёгких, развитие самоконтроля и произвольности)
- Посмотри, что у нас есть. Снежинки. Давай с тобой на них подуем.
- Пусть наши лёгкие наполнятся кислородом, это придаст нам силы. Вдыхать надо полной грудью, задержать дыхание и выдохнуть сильной струёй. (Выполняется стоя, затем ребёнок приглашается за стол).
- Назови зимние месяцы. Послушай поговорки:
«Декабрь год кончает, зиму начинает»,
«Январь – году начало, зиме – середина»
А про февраль говорят: «Морозы и метели под февраль налетели». В этих поговорках точно рассказано, что происходит в каждом месяце.
- А что ты можешь сказать о зиме в наших краях? Какая она? (холодная, пасмурная)
- Расскажи, какие изменения в природе происходят зимой? Как изменилась неживая природа? Какой стала погода, небо, солнце? (день становится короче, а ночи длиннее; понижается температура воздуха; идёт снег; реки, озёра и другие водоёмы покрываются льдом). Беседа о признаках зимы. (холодно, морозно, дни короткие, ночи длинные, идёт снег, земля покрыта снегом, а река – льдом, люди надевают тёплые одежды, перелётные птицы улетели в тёплые края, остались только зимующие, растения спят, деревья стоят без листвы)
- А что хорошего можно сказать о зиме? (зимой очень красиво, можно играть в снежки, кататься на санках)
- А что нам не нравится зимой? Какие недостатки у зимы? (бывают снежные заносы, метели, вьюги, гололёд, стоят крепкие морозы, дуют сильные ветры).
- А в жизни людей что изменилось? (мы тепло одеваемся, утепляем наши жилища, подкармливаем птиц, отмечаем замечательные праздники: Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Масленица)
- А какие игры, забавы любим играть зимой?
- Хочу поднять твоё настроение, немного взбодрить. Предлагаю немного размяться.
Упражнение «Найди снежинку»
Цель: развитие навыков ориентировки в пространстве. Снежинки разложены в кабинете, надо их собрать. (Сообщить ребёнку количество снежинок).
Основная часть.
- Снег и-дёт. (медленно) Па-да-ют сне-жин-ки. (быстро). (Работа с карандашом. Повторить ритмический рисунок.) А теперь зажми карандаш между ладонями и повращай. (массаж ладошек)
- А сейчас поиграем в игру «Назови одним словом».
Колючая, нарядная, зелёная… (ёлка)
Маленькая, пушистая, летящая (снежинка)
Глубокий, мягкий, снежный (сугроб)
Лютая, холодная, снежная (зима)
Серебристый, холодный, гладкий (лёд)
Деревянные или металлические, быстрые (санки)
Большой, свирепый, спящий (медведь).
Упражнение «Растираем снежком ручки»
. Кладём массажный мячик на одну ладонь и выполняем вращательные движения. Затем то же самое другой рукой.
Упражнение «Посыпать ледяную дорожку солью»
. Цель – развитие тонкой моторики, точности и соразмерности движений пальцев рук. (Заготовка – лист с изображением зимнего леса и ледяной дорожки).
«Исправь ошибку».
- Слушай внимательно и, если услышишь ошибку – исправь!
Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки. Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, строят снежную крепость.
- А сейчас прошу тебя «Закончи предложение».
Зимой метель… (метёт)
Ночью ветер в трубах (завывает)
В лесу зимой голодный волк (воет)
На зиму медведь в берлоге (засыпает)
Из снеговой тучи снежинки (падают, летят, кружатся)
Упражнение «Лепим снежок».
Цель – развитие мелкой моторики путём сминания листа, + развивать меткость «Попади в цель».
Физминутка «Снег»
.
Рада снегу детвора,
Хлопают в ладоши.
Снег на ветках (руки вверх, на дорожках (руки вниз)
На носах и на ладошках (дотрагиваются до носа, показывают ладошки).
Игра на воображение. (Проводится стоя). Давай представим, что мы в зимнем лесу… (закрыть глаза, глубоко вдохнуть и постараться представить).
- Посмотри вокруг, прислушайся. Что ты слышишь? (в лесу тишина)
- Чем пахнет воздух в лесу? (смолой, хвоей, свежестью, морозом)
- Посмотри на этот лес (иллюстрация). Расскажи, какой он? (загадочный, таинственный, сказочный, снежный).
(Ребёнок приглашается за стол). Составление разрезной картинки «Снеговик».
Игра «Назови ласково»
. Мороз - …морозец, лёд - …ледок, снег - …снежок,
ёлка - … ёлочка, санки -…саночки, горка - …горочка.
Заключительная часть.
- Наше занятие подходит к концу. Давай поиграем в
игру «Бывает, не бывает зимой»
и закрепим признаки и приметы зимы.
Выпал снег и расцвели ромашки.
Наступил Новый год.
Катя зимой загорала на пляже.
Люди надевают шубы и шапки.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Медведь спит в берлоге.
Дуют сильные ветры и держится мороз.
Льёт сильный дождь.
Январь – году начало, зиме – середина.
Дети строят кормушки для птиц.
Летают бабочки и стрекозы.
Отмечаем праздники - Рождество, День защитника Отечества и Масленицу.
Зайчик серый прыгает по снегу.
Морозы и метели под февраль налетели.
- Молодец, очень хорошо занимался! Вспомни, пожалуйста, с чего началось наше занятие? (искали варежку). У нас одна варежка, но у варежки всегда есть пара. Надо её найти! Слушай внимательно подсказку: встать в начало коврика лицом к окну, сделать 3 шага вперёд и повернуться налево. Пройти 4 шага и искать «зимнюю» коробочку на полках. Тебя ждёт сюрприз! (в коробке лежит вторая варежка в ней конфета, как символ новогоднего подарка).
- Сегодня 28 февраля, последний день зимы. Завтра наступает (весна). Мы прощаемся с Зимушкой –Волшебницей (открою тебе тайну – это она нам подбросила варежку в окно) ждём её снова в гости! (подойти к окну и помахать рукой зиме).
- Если тебе понравилось наше занятие, похлопай в ладоши, а если нет – потопай. Спасибо!