Светлана Волочeк
Конспект открытого интегрированного занятия по теме «Народная кукла» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщение детей к русской народной культуре.
Задачи:
-Обобщить представление детей о русской народной кукле, о декоративно-прикладном искусстве России.
Публикация «Конспект открытого интегрированного занятия по теме „Народная кукла“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
-Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание. Воспитывать чувство гордости за свою страну.
-Воспитывать нравственно- эмоциональные качества (воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности).
-Развивать физические навыки, остроту зрения, мускулатуру кисти руки, координацию рук под контролем глаз.
-Продолжать формировать умение работать малыми группами (элемент кооперации).
Материал:
Демонстративный: презентация на тему «Народные промыслы», посуда с элементами Хохломской, Городецкой и Гжельской росписи, а также детские работы (рисование и аппликация) для оформления лавок; корзина для покупок, лента, ложки, куклы в национальных костюмах, куклы, сделанные своими руками; музыкальное сопровождение – русские народные мелодии.
Раздаточный: шаблоны (силуэты ковшей, барышень, резных досок).Пластилин, акварельные краски, кисти, клей, ножницы,3 сундука с индивидуальными заданиями.
Предварительная работа: сбор информации о промыслах совместно с родителями, создание в группе выставки посуды, украшенной знаменитыми росписями, изготовление работ с элементами Хохломской, Городецкой и Гжельской росписи на занятиях по изобразительной деятельности, разучивание стихов, песен и народных игр, посещение мини музея на базе детского сада.
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
Дети заходят под музыку.
-Ребята, а сколько у нас гостей, да с разных волостей! Пришли на вас посмотреть и себя показать! Поздороваемся с ними!
-Ротик- клюковка,
Носик- пуговка,
Глазки- луковка,
Дочка моя куколка.
-Ребята! Я вас приглашаю на выставку, где очень много самых разных и удивительных кукол (1 выставка современных кукол)
-Этими куклами мы играем в настоящее время. Посмотрите, какие они все красивые, не похожие друг на друга.
-А что вы можете сказать об этих куклах? (Этими куклами играли наши предки, прабабушки и прадедушки) (2. Куклы сделанные своими руками)
-Что вы знаете об этих куклах? Что можете о них рассказать? (Дети рассказывают об известных им куклах (Пеленашка, мартинички, свадебные куклы)
- Знаете ли вы, что, первая и главная роль куклы в древности была призвана помогать человеку, оберегать его. Куклы изготавливали не только для игры. Еще до рождения ребенка шили куклу, чтобы он рос здоровым. Кукла служила символом, оберегом, каждая кукла имела своё предназначение.
-А сейчас я хочу вас познакомить с новыми куклами.
Вот какие ещё бывают куклы.
1. Ножницы были очень дорогие, поэтому ткань рвали. Делали такую куклу из поношенных тканей. (Рванка.)
2. Эту куклу вешали в детскую кроватку. Это оберег для ребенка и игрушка. (Куватка.)
3. Эти куклы очень красивые, делали из простых и дорогих тканей. Ткань закручивали в столбик. Поэтому эту куклу еще называли столбушкой. (Закрутка.)
4. Эта кукла необычная, в виде мешочка с зерном. Ее дарили, чтобы в доме всегда было много хлеба. Ее нельзя передаривать. (Зернушка. (Слайды)
-Ребята, посмотрите на эти замечательные куклы. Как вы думаете что их объединяет(3. Куклы в национальных костюмах)
Ребята! А кто заметил на нашей выставке кукол, сделанных из одного материала? (4. Бумажные куклы)
-А теперь наши глазки пусть немного отдохнут. Посмотрим на наших кукол сначала слева направо потом справа на лево. Закроем наши глазки, а теперь широко-широко откроем. Какая кукла по счёту одета в зелёную юбку? В белую юбку? …
-Ребята! Посмотрите кто нас встречает! Да это же Алёнушка и Иванушка они тоже в национальном русских костюмах. Что можете сказать об их нарядах?
-Да, велика наша страна – много городов, посёлков, деревень. В них живут добрые красивые и талантливые люди. В народе с уважением о них говорят: «Мастера на все руки». Мастера золотые руки». Откуда же берутся искусные мастера? Об этом известен в народе старинный сказ!
Жила в одном селении девушка Марья. Такая мастерица: и прясть, и ткать и игрушки из глины лепить, а уж посуду расписывала – залюбуешься! Прозвали её за это Марьей-искусницей!
Прослышал о ней Кощей Бессмертный и решил заполучить мастерицу в своё царство. Да только Марья-искусница обернулась жар-птицей, и, улетая, стала ронять на землю разноцветные пёрышки на память о себе. Куда падало перо, там и появлялись на русской земле новые мастера и мастерицы! Вот такой сказ!
-Вот и я там была, пёрышки подобрала и вам принесла! Подержите их в руках, какие они?
-Сколько же много Марья Искусница вложила в них своего тепла, свое доброты. Давайте и мы поделимся с этими пёрышками своей добротой, согреем их в наших ладошках.
-Ребята подуйте на пёрышки! Посмотрите, и я подула на своё пёрышко и оно полетело в сторону, давайте же посмотрим куда оно нам дорогу указало?
-Ребята! Посмотрите кто нас встречает! Да это же Алёнушка и Иванушка они тоже в национальном русских костюмах. Что можете сказать об их нарядах?
Пригласить одного ребёнка к Алёнушке, давайте рассмотрим её наряд, ребёнок рассказывает, что у неё рубаха вышита узорами, этому она учится с детства, сарафан, а на голове может быть повойник, это головной убор из полоски ткани, расшитый по краям.
Пригласить второго ребёнка к Иванушке, теперь рассмотрим костюм мальчика, ребёнок рассказывает, что у него на голове может быть картуз, это головной убор с козырьком, или колпак, рубаха-косоворотка, т. к. вырез рубахи находится сбоку, обычно вышит ворот рубахи и манжеты, штаны назывались портами, а на ногах сапоги.
Алёнушка и Иванушка приглашают нас отправиться в путешествие в давние времена. И посмотреть какие были обычаи, праздники наших предков
- С давних времён у русского народа был обычай – устраивать весёлые ярмарки, на которые съезжались из разных мест мастера и покупатели – себя показать да на других посмотреть! Вот и наши мастера приготовили товары на ярмарку. Самое время туда и отправиться! Помогут туда нам попасть наши куклы Алёнушка и Иванушка. (Дети идут по залу под русскую народную песню, становятся полукругом.)
Вед. :
Эй, вы люди добрые и недобрые!
Слушайте! Слушайте! Слушайте!
Как у нас бывало на святой Руси –
А то не соколы да слетаются,
А то мастера на ярмарку съезжаются!
(По завершению слов, дети, встают возле лавки с изделиями Хохломы. Остальные дети – покупатели и гости ярмарки.)
Хохломские мастера:
Подходите! Подходите!
На товары поглядите!
Привезли издалека,
И не кольца, и не брошки –
Расписные чудо - ложки!
Покупатели:
Да откуда же товар,
Кто бы нам, друзья, сказал?
Х. м. : (загадка)
Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелёчек, завиток.
Здесь хозяева три цвета:
Черный, красный, золотой.
Как зовут товар такой?
Это Хохлома!
- Как вы догадались? Давайте покажем пальчиками. .(пальчиковая гимнастика) (ответы детей по содержанию загадки)
А посуда хороша,
Так и радуется душа!
Покупатели товаром любуются,
А ещё интересуются!
Вопросы покупателей:
- Почему так называется ваша посуда – Хохлома? (По названию села.)
- Из чего вы делаете свою посуду? (Из дерева липы и берёзы.)
- Как деревянная посуда становится золотой? (Сначала деревянную заготовку обмазывают глиной, потом покрывают лаком, потом натирают алюминиевым порошком и наносят узоры, затем снова покрывают лаком. После ставят в печь, где посуда и становится золотой)
(Показ слайдов Хохломы)
Х. м. :
Налетайте! Налетайте!
Покупайте! покупайте!
Нет изделий краше
Хохломы нашей!
-Покупаем чудо- ложки,
Поиграем мы немножко! (Кладёт несколько изделий в корзину.)
«Игра с ложками».
Передавайте ложки,
По нашему кружочку.
Найдите чудо - ложки
Для себя дружочка!
(У кого из детей оказались ложки на момент окончания слов, выходят в круг, играют на ложках)
-Э-ге-гей! Солнце красное встаёт,
К другой лавке спешит народ!
(Дети встречают остальных ребят возле своей лавки.)
Городецкие мастера:
Есть у нас в стране местечко
Где расписывают дощечки!
Вот на них растут цветы
Небывалой красоты. ,
Вас встретит, как родной отец,
Славный город Городец!
- Да, красивые вещицы! Покупатели дивятся, а вопросы так и сыплются!
Вопросы покупателей:
- Что украшают городецкие мастера своей росписью? (Солонки, разделочные доски, хлебницы, а также шкатулки, сундуки, прялки и другую домашнюю утварь.)
- Чем украшали посуду? (Цветами – розами, купавками, бутонами; волшебными птицами, грациозными конями, сценками из жизни людей.)
(Показ слайдов Городец)
-Ярмарку продолжаем,
С ленточкой поиграем!
«Игра с лентой».
Вышел (а) (имя) погулять,
Стал (а) подружку (друга) выбирать,
Стал (а) подружку (друга) выбирать
Кому ленту передать!
Поклонись, поклонись
Да за ленточку возьмись!
Мы считаем -1,2,3 –
Ну-ка, ленту забери!
(Проводится игра по аналогии с подвижной игрой «Платочек».)
-Пока дружно мы играли,
Мастера новые приезжали!
Лавку открывают,
Гостей к себе зазывают!
(Дети – «дымковские мастера» встречают гостей возле третьей лавки.)
Дети: Хоть весь базар обойдете, Лучше барынь не найдете. Игрушки наши повсюду славятся
Подходите скорее и вам понравятся дымковские мастера:
Вед. :
Гости дорогие товары выбирайте,
И вопросы задавайте!
Вопросы покупателей:
-- От чего произошло название дымковская роспись? (По названию деревни, а также потому, что её два раза обжигают в печи.)
- В чём особенность дымковской росписи? (Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски
(Показ слайдов Дымка
Пальчиковая гимнастика «Дымковские барышни»
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские
Щеголихи слободские
Кумушки посадские
Наши руки крендельком,
Щеки будто яблочки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке
Мы сегодня чудеса видали,
Мы на ярмарке весёлой побывали!
К лавкам своим подойдите,
На товары поглядите!
Тары-бары-растабары,
Раскупили все товары!
На ярмарке мы побывали! Много интересного видали! А теперь Алёнушка и Иванушка приглашают нас в мастерскую. А в мастерской вас ждёт три сундучка
-Как вы думаете, какие мастера расписывали сундучок? Как вы догадались?
-Давайте посмотрим, что там внутри припрятано. Работа незакончена? Чего не хватает? Как мы можем помочь (Украсит ковш красочным орнаментом)
-Ребята, как вы думаете зачем в сундучке лежит пластилин? Как он может пригодиться нам (вылепить орнамент из пластилина)
-А что это за отдельные элементы? Что мы можем с ними сделать (аппликацию)
Продуктивная деятельность
В каждом наборе материалы для творчества
1. радужные капельки (роспись бумажных силуэтов в стиле хохлома)КОВШ
2. пластилиновые нити (украшение картонных силуэтов в стиле дымка)СИЛУ
ЭТ БАРЫШНИ
3. аппликация на силуэте с использованием готовых элементов городец) ДОСКА
Дети распределяются на группы, приступают к самостоятельной работе
По окончанию работы Алёнушка и Иванушка благодарят детей за помощь
-.Помогли мы Ване, Алёнушке справиться с работой. понесут эти изделия на ярмарку, продадут и купят прянички
-Ребята! Иванушка интересуется, а знаете ли вы в какой стране живёте? А в какой области?
Куклы благодарят за помощь и дарят в подарок куклу Воронежской губернии. Обратите внимание не её наряд. На голове одета маленькая шапочка бордового и зелёного цвета. Так же носили платки- они были самым желанным подарком. Юбки (поневы) были в клетку, символизировали чернозёмные поля, полосы означали дороги и реки. Рубаха вышита узорами на вороте и манжетах. Завеска- короткий фартук с геометрическим орнаментом. Теперь эта красавица будет жить в нашей группе.
Вот и закончилось наше путешествие.
Интересно было путешествие?
-Кто приходил в гости?
-С кем мы сегодня путешествовали?
-Где продавали свои изделия мастера?
-Что понравилось больше?
Хоровод «Русский сувенир» (под песню дети уходят в группу)