Румина Алимова
«Тундра». Конспект занятия по тематике «Охрана природы и окружающей среды» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тундра.
Задачи:
Знакомить детей с тундрой (особенностями природных условий, животным и растительным миром).
Развивать у детей способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно - следственные связи.
Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
Активизировать словарь по теме с помощью опытов, игр.
Публикация «„Тундра“, Конспект занятия по тематике „Охрана природы и окружающей среды“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Тундра. Природная зона
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Воспитывать гуманное, экологически осознанное отношение к природе, показать значимость каждого человека в ее сохранении.
Ход занятия.
Воспитатель. Как называется наш город? Где он находится? (на Таймыре.
Показ на карте). Каким транспортом можно сюда добраться? Когда самолет летит низко, что мы видим из окна? Вокруг расстилается тундра. Тундра (в переводе с финского) - безлесная, голая возвышенность. Формирование и существование тундры связано с положением в высоких широтах при недостатке солнечного тепла для произрастания деревьев. Повсеместно в тундре распространены многолетнемерзлые грунты (вечная мерзлота). Резко проявляется разница солнечного освещения по сезонам года - длительные, а частью круглосуточные полярный день летом и полярная вьюжная ночь зимой. Для тундры характерны густая сеть рек и ручьев, огромное число озер и болот. Это видно на этих иллюстрациях (показ иллюстраций из книги «Талнах - рудная столица».
Что мы видим вдалеке? Стадо оленей. А о чем говорит наличие в этих местах оленей? О том, что в тундре есть растительность. А что необходимо всем растениям для жизни? Свет, тепло, вода. Выходит, что в тундре все это есть.
Но почему растительность так скудна, только мхи, лишайники да иногда низкорослые березки, прижавшиеся к земле? Почему летом большая часть тундры покрыта болотами? Сейчас мы попробуем в этом разобраться. Проведем опыт. Возьмем две одинаковые непрозрачные емкости, наполненные землей. В одной из емкостей, под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающее всю поверхность. Теперь в каждый из горшков нальем одинаковое количество воды. Как вы думаете, что должно произойти? Вода уйдет в землю. Почему в одном из горшков вода осталась на поверхности? Что ей помешало просочиться внутрь? Конечно, стекло. В тундре мешает воде вечная мерзлота. За длинную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает опаять только небольшой верхний слой. Поэтому-то и образуются болота.
Как вы думаете, какие корни у растений в тундре? Короткие, так как они не могут проходить сквозь вечную мерзлоту. Какими же тогда вырастают сами растения? С помощью проведенного опыта мы поняли, Почему образуются болота и почему растения в тундре не бывают большими.
Физкультминутка для коррекции зрения «Комарик».
«Комарик летает,
Летает, летает.
Где сесть не знает:
Ж-ж-ж. хлоп». (Дети вытягивают вперед правую руку, фокусируют взгляд на указательном пальце. Рисуют в воздухе восьмерки, круги, кривые линии и прослеживают их взглядом. Прикасаются пальцем к левой ладони (комар сел). Делают хлопок.
Итак, в тундре есть растения. Что из этого следует? Что есть и животные, которые ими питаются. Как они называются? Травоядные. Кто же это? Северный олень, заяц. На них охотятся волки, песцы, полярные совы. Как называть этих животных? Хищники. Все они очень хорошо приспособились к жизни в таких суровых условиях.
Летом тундра расцветает, так как рассеянная солнечная радиация обеспечивает интенсивную вегетацию, цветение трав, и полукустарников (карликовой березы, полярной ивы, голубики, черники, морошки, ягеля). Подснежное содержание зеленых трав и полукустарников с плодами зимой обеспечивает питание животному миру тундры : леммингам, куропаткам, а также огромному числу прилетающих на озера для размножения водоплавающих птиц: уток, гусей, куликов. Лемминги и птицы, в свою очередь, составляют питание песцам и белым совам. Летом на зеленый корм приходят северные олени, а за ними волки и тучи гнуса.
Красиво летом в тундре! Сколько ягод, цветов! Несмотря, что лето короткое, цветы успевают отцвести и дать семена.
Физкультминутка. Игра «Два оленя».
(Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, наклонив вперед туловище, они упираются ладонями и лбами друг в друга, не двигаясь с места. Кто сдвинулся - проиграл).
Стук в двери. Приход куклы - Тундровичка.
«Живу я в тундре. Тундра - дом большой!
Свой дом большой - люблю я очень сильно.
И в общем парень я не злой,
Хозяин я - гостеприимный!
И если в тундру ты решил прийти,
Там хочешь отдохнуть:
Или рыбак ты, или грибник,
То вежливым ты будь, о правилах не позабудь.
Не мусори в моем дому.
И не ломай деревья,
Не рви цветы, не мни траву - Я это очень не люблю! Знать и тебя не похвалю!
Природа - Мать родная мне,
А Леший - старший брат,
Веди себя культурно там - И тайны я открою вам».
Воспитатель. Почему нужно бережно относиться к природе?
Люди все чаще наносят вред тундре. Экологи бьют тревогу. Чтение рассказа «Раненая земля», из книги «Почемучка». Что вы можете придумать, чтобы помочь зеленому покрову тундры?
Закончить стихотворением
«Кто на Севере бывал,
Ночи белые видал,
Полюбил всей душой Север наш дорогой».