Кристина Красюк
Конспект занятия по технологии продуктивного чтения-слушания с опорой на наглядность (диафильм)
▼ Скачать + Заказать документы
Группа: старшая.
Произведение: сказка «Крылатый, мохнатый да масленый» (в обработке И. В. Карнауховой)
Целевые ориентиры: умеют видеть в поведении литературного героя разнообразные, иногда противоречивые поступки, а в его переживаниях выделяют более сложные чувства, осознают скрытые мотивы поступков.
Цель: ознакомление с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый» (в обработке И. В. Карнауховой).
Задачи:
1. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
Публикация «Конспект занятия по технологии продуктивного чтения-слушания с опорой на наглядность (диафильм)» размещена в разделах
- Диафильмы. Создание диафильмов своими руками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
2. Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.
3. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.
4. Воспитывать у детей положительное отношение к труду. Разъяснять детям значимость труда.
Ожидаемые результаты: дети активно отвечают на вопросы, выражают свое эмоциональное отношение к героям сказки, оценивают поступки персонажей, раскрывают скрытые мотивы поведения героев произведения, понимают значимость труда каждого.
Предварительная работа: знакомство с пословицей «В большом деле и маленькая помощь дорога».
Материал и оборудование: диафильм, мультипликационный проектор, раздаточные карточки с иллюстрациями блина.
Ход занятия:
Мотивационный этап:
Воспитатель: Ребята, я на днях прочитала такую интересную сказку с необычным названием. Она называется «Крылатый, мохнатый да масленый». Необычное название, правда? Подумайте и скажите: про кого можно сказать «крылатый», «мохнатый», «масляный»? (ответы детей). Так, а вы хотите узнать, о ком эта сказка?
Ориентировочный этап:
Воспитатель: Ребята, а как же мы с вами узнаем? Прочитаем? Садитесь удобно на ковер, сейчас мы с вами и проверим наши догадки про кого же я прочитала.
Исполнительский этап:
Русская народная сказка
«Крылатый, мохнатый да масленый»
(в обработке И. В. Карнауховой)
(Включение диафильма)
На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый. (Подтвердились наши догадки? Посмотрите на экран. А вам интересно, какая история с ними приключилась)
Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.
Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. (Как вы думаете, кто какую работу выполнял) Воробей еду приносил — с полей зерен, из лесу грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил.
Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи — румян да пышен — щи варит, крупной солью солит, кашу пробует. (Представили себе, ребята? Включить следующий слайд диафильма)
Сядут за стол — не нахвалятся. Воробей говорит:
— Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!
А блин ему:
— А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные!
А воробей кашу ест, похваливает:
— Ай каша, ну и каша — горазд горяча!
А мышь ему:
— А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю — хорошо в печи огонь горит — вот и горяча!
— Да и я, — говорит воробей, — не промах: соберу грибов, натащу бобов — вот вы и сыты!
Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали. (Как вы думаете, ребята, все были довольны? Посмотрите на картинку. Почему воробей такой задумчивый)
Только раз призадумался воробей.
«Я, — думает, — целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед берется. А мышь с утра дрова везет да грызет, а потом на печь заберется, на бок перевернется, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте — на тяжкой работе. Не бывать больше этому!»
Рассердился воробей — ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:
— Завтра же работу поменяем! (Ребята, а почему рассердился воробей)
Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день утром блин пошел на охоту, воробей — дрова рубить, а мышонок — обед варить. (Как вы думаете это хорошая идея, что каждый будет делать не свою работу)
Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поет:
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок,
На сметанке мешан,
На маслице жарен!
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок!
Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна.
— Ты куда, блинок, бежишь-спешишь?
— На охоту.
— А какую ты, блинок, песенку поешь?
Блин заскакал на месте, да и запел:
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок,
На сметанке мешан,
На маслице жарен!
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок!
— Хорошо поешь, — говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. — Так, говоришь, на сметане мешан?
А блин ей:
— На сметане да с сахаром!
А лиса ему:
— Прыг-скок, говоришь? (Ребята, посмотрите на картинку, что же произошло)
Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок — ам!
А блин кричит:
— Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами — на охоту!
А лиса ему:
— Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да и с сахаром!
Блин бился, бился, еле от лисы вырвался, — бок в зубах оставил, — домой побежал!
А дома-то что делается! (Посмотрите, опишите, что вы видите на картинке)
Стала мышка щи варить: чего ни положит, а щи все не жирны, не хороши, не маслены.
«Как, — думает, — блин щи варил? А, да он в горшок нырнет да выплывет, и станут щи жирные!»
Взяла мышка да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слезы льет.
А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слезы льет.
Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке — клюв на сторону, слезами воробей заливается. Прибежал блин в избу — сидит мышь на лавке, шубка у ней повылезла, хвостик дрожмя дрожит.
Как увидели, что у блина полбока съедено, еще пуще заплакали. (Помните я у вас спрашивала, хорошая ли идея, чтоб каждый будет делать не свою работу. Можете точно теперь ответить)
Тут блин и говорит:
— Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет.
Тут воробей со стыда под лавку забился.
Ну, делать нечего, поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.
Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают. (Ребята, так почему друзья начали жить по-старому)
Воспитатель: Видите, как дружно живут теперь друзья, когда делают свою работу. Ребята, давайте посмотрим на все события сказки глазами блина. Помогут нам рассказать его историю картинки.
Воспитатель предлагает детям иллюстрации к сказке. Дети выкладывают сюжетный ряд и составляют рассказ.
Рефлексивный этап:
-Скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились?
-Чему научила вас эта сказка?
-Скажите, а правильным ли было поведение воробья?
-Правда ли, что каждый должен заниматься своим делом?
-А зачем нам автор рассказал эту сказку?
-Что вам запомнилось из этой сказки?
-О чем вы бы хотели рассказать родителям из этой сказки?
Перспективный этап:
Мы с вами знакомились с пословицей «В большом деле и маленькая помощь дорога». Эта пословица хорошо отражает проблему нашей сказки. Думаю, что вашим родителям будет интересно узнать, что же значит эта пословица. Если они не догадываются, расскажите им нашу сказку.
Источники: