Татьяна Трошина
Конспект занятия по театральной деятельности «В гостях у кукольного театра. История театра кукол» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
В гостях у кукольного театра. История театра кукол
Цель. Знакомство с историей возникновения театра, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре. Формирование представлений о предстоящих занятиях в кукольном театре.
Оборудование: образцы кукол, таблички со слогами, ширма, компьютер, презентация.
Публикация «Конспект занятия по театральной деятельности „В гостях у кукольного театра, История театра кукол“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Ход занятия.
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия.
-- Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют те, кто проявил желание заниматься кукольным театром, а чтобы лучше познакомиться с тем, чем мы будем заниматься, сегодня мы совершим путешествие в театр. А попадём мы с вами в сказочный мир – театр кукол.
-- Кукольный театр – какие у вас возникают ассоциации с этим словосочетанием?
- А вы когда-нибудь были на спектаклях кукольного театра?
- Чем же театр кукол отличается от других театров.
- Правильно, театр кукол – это вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актёрами – кукловодами, обычно скрытыми от зрителей ширмой. Куклы различаются устройством и системой их управления.
2. Основная часть занятия.
(Звучит музыка «В гостях у сказки»)
-- Кукольный театр! Волшебные слова. Кукольное представление - наше любимое зрелище. Откуда взялся этот удивительный мир? А корни его надо искать в древности с появлением кукол. Но точно сказать, когда они появились невозможно. При раскопках в Египте была найдена кукла, возраст ее более 4 тысяч лет. А вот кукол близких к театральным куклам делали по – особому, чтобы она могла совершать движения.
Показ слайдов об истории театра кукол
- В Египте куклами были небольшие статуэтки, которые приводились в движение веревочками. (Показывает слайд со статуэтками)
В древнем Риме устраивались шествия с огромными механическими куклами. (Показывает слайд с механическими куклами)
А куклы театра Индии - плоские фигурки театра теней. (Показывает слайд с фигурами теней)
В нашей стране это ручные куклы, которыми пользовались бродячие кукольники.
В нашем кукольном театре есть такие куклы. И наша задача - не только научиться ими управлять, но и изготавливать их, придумывать и ставить с ними сказки-спектакли.
(На столе стоит коробка, на котором лежат предметы: листок и кукла Петрушка. Все прикрыто накидкой.)
-- Наша волшебная накидка поможет "оживить" наших кукол. Ребята, только у нас куда - то исчезли куклы и золотой ключик от театра. Они лежали на нашей коробочке. Здесь записка, давайте прочтем.
"Ну что глупые девчонки, задиристые мальчишки, никогда вам не видать кукольных представлений! Ваш золотой ключик и куклы я надежно спрятала. Подпись, Баба Яга.
-- Ребята, может Петрушка знает где наши куклы? Надо только накинуть на руку волшебный плащ. За ним оживает любая кукла.
(Надевает куклу на руку и накидку, проделывает с куклой действия).
Петрушка
-Знаю, знаю, Это сделала Баба Яга. Она грозилась меня в печку бросить, если я вам буду помогать. Только я ее не боюсь. Помогу вам. Слушайте внимательно! Вы должны:
Назвать волшебные слова, с которых обычно начинаются русские народные сказки.
Сумейте "оживить" то, что достанется вам в коробочке
Справитесь - получите свои куклы и золотой ключик, который откроет вам удивительный мир сказок.
-- Какие сказочные волшебные слова нужно сказать?
(Воспитатель снимает с руки перчаточную куклу и открывает коробку с куклами, достаёт куклы из коробки).
-- Дети, а в коробочке у нас хранятся театральные куклы. Эти куклы все предназначены для показа сказок. Вот с таких кукол мы начнем знакомиться с кукольным театром.
-- Ребята, а кто в кукольном театре управляет куклами? Люди каких профессий еще заняты в театре?
(Воспитатель обобщает ответы детей, дополняет их рассказом о профессиях людей в кукольном театре)
-- Куклы, которые есть в нашем театре, называются перчаточными. Стоит надеть такую куклу на руку, как она оживает: плачет, смеется, думает, страдает. Но не думайте, что это так легко. Благодаря пластичности запястья кукловода и подвижности речевого аппарата - кукла двигается и говорит. А добиться это можно только благодаря разминкам, гимнастики, с которыми мы и будем знакомиться на наших занятиях.
-- Дети, мы сейчас попробуем нарисовать рисунок без карандаша и бумаги. Представим, что ваши пальчики - это кисточки. И сейчас этими кисточками мы и будем рисовать на воображаемом листе. Левой кистью "рисуем" контур этого листа в воздухе. Далее " рисуем" поочерёдно то - правой, то - левой кистью. Рисунки слева "рисуем" левой кистью, а справа - правой.
(Проводится разминка кукловода. Воспитанники повторяют движения за воспитателем, выполняя упражнения для подвижности запястья.)
Задание:
Покрасим листок :
Верх - голубым цветом, а низ - зеленым.
В правом углу - солнышко, а в левой стороне - тучки.
В центре нашего листка - теремок.
Слева - рисуем куст.
Справа - дерево.
Птички летают с куста на дерево.
-- Молодцы, вы прекрасно справились с заданием. На нашем воображаемом листе мы нарисовали теремок.
-- Актер- кукловод должен четко и красиво произносить речь персонажа. На занятиях мы тоже будем учиться четкости речи. А помогут нам в этом специальные упражнения.
(Проводится упражнение для отработки четкости речи)
- Озвучим наш рисунок.
Стоит терем - теремок.
Он ни низок - ни высок.
Кто в тереме живет? (показываются таблички с надписями)
- Все вместе медленно произносим звуки.
Пи - пи - пи (мышка)
Пых - пых - пых (ёжик)
Ква - ква - ква (лягушка)
Гав - гав - гав (собачка)
Ко - ко - ко (петушок)
3. Заключительная часть. Рефлексия
-- Дети, у каждого из вас в руках перчаточная кукла – персонаж русской народной сказки. В нашем театре есть особое правило. После каждого занятия возвращать куклы в волшебную коробочку, но прежде, чем вы это сделаете, я хотела, чтоб вы голосом своего героя ответили на вопрос: "Что вы узнали сегодня, с чем познакомились, чему научились?" (дети друг за другом подходят к коробке, отвечают и возвращают куклу)
-- Мы сегодня не только с вами побывали в гостях у кукольного театра, но и познакомились с главной героиней - куклой. Ваши руки попробовали ее оживить: она говорила и двигалась. Но чтобы стать настоящим кукловодом надо многое узнать и многому научиться. Наши занятия помогут вам познать не только секреты кукольного театра, но и познать самого себя. Наше занятие закончено. До встречи снова в мире сказки!